Интервью с Роберто Орси: о «Стартреке», «Новом Человеке-пауке» и Харрисоне Форде

filmz

В прокат вышла «Игра Эндера», нравоучительная фантастика про отроков во Вселенной. Среди продюсеров ленты — Роберто Орси, прежде всего известный как создатель «Грани» и любимый сценарист Джей Джей Абрамса, заглянувший в Москву и рассказавший про «Стартрек», «Нового Человека-паука» и Харрисона Форда.

— Приезжавшая весной команда «Стартрека» рассказывала, что вы среди них — главный дока по мирам Родденберри. Так объясните, как вышло, что новый «Стартрек» уже две серии подряд обходится камео Леонарда Нимоя, но избегает Уильяма Шетнера?
— Вообще, мы написали сцену и для Шетнера — она планировалась в нашем первом «Стартреке»: оригинальный Спок встречает нового Спока, и оригинальный Кирк говорит им напутственные слова. Но Джей Джей (Абрамс) счел ее излишней. Ему казалось, будто мы пытаемся впихнуть Шетнера хоть куда-нибудь, лишь бы потешить фанатов. Это было его решение, хотя сцена неплохая. Ее можно почитать онлайн. Потом уже, когда Джей Джей посмотрел на реакцию трекки, он сказал мне, что, наверное, стоило ее все-таки снять. В этом пресс-туре я начал набрасывать идеи для третьей серии, и если я найду способ, как включить Шэтнера в историю, не повредив ей, я обязательно это сделаю.
Раз уж Абрамс переключился на «Звездные войны»
— Предатель!
…кто, по-вашему, достоин стать режиссером «Стартрека 3*»?
— Мы как раз в поиске. Я встречаюсь с претендентами, узнаю их отношение к вселенной «Звездного пути», кто из героев у них любимый. И они обязаны быть в восторге от моих идей! (смеется) В общем, вакансия пока открыта.
— А вы сами попробовать себя в режиссуре не думали? Как Алекс Курцман. Отличное, кстати, у него вышло кино.
— Быть режиссером, слишком уж похоже на настоящую работу — я привык писать дома. Алекс хороший парень, отличный бизнес-партнер, и когда дебютировал «Людьми как мы», я знал, что именно к этому он и стремился. Если вдруг я тоже почувствую эту тягу и пойму, что всё у меня получится как надо, я непременно это сделаю. Но становиться режиссером просто, чтобы быть режиссером? Я должен ощущать, что никто кроме меня с этим больше не справится. К тому же, когда ты режиссер, у тебя больше ни на что не хватает времени — ты занят целиком и полностью одним проектом. Я люблю параллельно делать несколько вещей, вот эту свободу в выборе, чем мне заняться сегодня. Мне быстро всё надоедает. А так я могу до обеда писать «Человека-паука», после обеда – «Сонную лощину*», а в поездках сочинять «Стартрек».
— Режиссура — «настоящая работа», драматургия — «отдых», а что для вас продюсирование?
— Продюсирование выглядит чуть больше похожим на настоящую работу, тут я не заметил подвоха. Думал, буду изредка показываться на площадке и искрометно шутить. Но все вышло не так. Джерри Вайнтрауб — знаменитый продюсер, знаете его? — как-то сказал мне: «Зачем ты хочешь продюсировать? Будь моя воля, я бы только и делал, что писал. Продюсирование — это боль. Не стоит тебе туда лезть, сынок». Я подумал — ну, конечно, легко отговаривать, когда ты добился успеха. Но едва окунулся, понял, как он был прав.
Кадр из фильма «Игра Эндера»
— Легко ли было оставаться в рамках продюсерских полномочий на «Игре Эндера»? Не возникало желания подправить сценарий или дописать что-нибудь?
Гэвин (Худ) отлично справился со сценарием. Он часто советовался со мной, так что у меня к нему нет никаких вопросов. О своей роли в процессе я думал скорее как о редакторе. Гэвин приходил к нам с написанным текстом, я советовал ему попробовать сделать так или этак. Мой сценарный опыт, надеюсь, помог ему написать некоторые вещи быстрее. Я старался говорить с ним на языке писателя, я же люблю книгу Орсона Скотта Карда с детства. Но вначале я был неумолим. «Боже, кто сможет это написать? “Игра Эндера”? Нет, невозможно. Удачи, Гэвин! Жду сценарий как можно скорее!» И когда он принес текст, я подумал: «Ну надо же, неплохо!».
— Чьей идеей стало приглашение в проект Харрисона Форда?
— Я работал с Харрисоном над «Ковбоями против пришельцев». И люди спрашивали меня: «Как вы выбрали Харрисона Форда?», а мне нравилось отвечать «Это не ты выбираешь Харрисона Форда, это Харрисон Форд выбирает тебя!» Так что я позвонил ему и отправил сценарий. Вскоре он ответил что-то типа: «Слушай, здесь определенно очень много пришельцев. Чем это отличается от “Ковбоев против пришельцев”?» (смеется) Тогда я предложил ему прочитать книгу и решить самому. Потом он познакомился с Гэвином и сказал «да».
— В следующем году на Sony выйдет ваш сиквел «Нового Человека-паука», а вы всегда сотрудничали с Paramount. Как вас туда занесло?
— Одним из наших с Алексом первых фильмов была «Легенда Зорро» на Sony. Так что нужными связями мы обросли заранее. И вот однажды нам позвонил Мэтт Толлмак и спросил, нравится ли нам Человек-паук. Ну, блин, а кому он не нравится?! У Sony, на самом деле, уже была отличная идея насчет того, в каком ключе дальше развивать цикл, у них даже была продумана концовка. Всегда приятно, когда студия предлагает тебе идею, и ты можешь ответить: «Так вы этого хотите? Отлично!»
— Но фанаты всё равно волнуются — со всей этой историей с сокращением сюжетной линии про Мэри Джейн сразу недобрым словом вспоминается «Прометей» — там тоже делали одно кино, потом пришел Дэймон Линдлоф, и картина резко поменяла курс.
— Мэри Джейн была вырезана, потому что мы ощутили, что не дали ей как следует раскрыться в этом фильме. Мы не хотели оставлять Мэри Джейн в фильме просто для галочки, и в итоге пришли к решению повременить с ее появлением на экране. Это было непросто, ведь Шайлин Вудли выложилась на все сто. Изначально мы ввели ее исключительно ради фанатов, поскольку из-за комиксов все ожидали ее появления. Но нам показалось верным приберечь ее на будущее, когда мы сможем раскрыть Мэри Джейн полноценной героиней картины, а не незначительной эпизодницей. Еще раз повторюсь: это никак не было связано с актрисой, она — умница и всё делала как надо. Мы не хотим совершить ошибку, введя в фильм чересчур много персонажей лишь для того, чтобы угодить фанатам, мечтающим поскорее увидеть своих любимых героев.
— У Сэма Рэйми была как раз эта проблема — его третий «Человек-паук» был перенаселен. Впрочем, вы идете тем же курсом: у вас уже есть Электро, Носорог и будущий Зеленый Гоблин. Джейми Фокс, Пол Джиаматти и Крис Купер — отличные актеры, но всё же.
— Да, я в курсе критики последнего фильма Рэйми. Мы оставили в нашей ленте только тех, кто жизненно необходим для развития истории. Еще на бумаге мы понимали, что у нас действительно много персонажей. Но я абсолютно уверен, что когда фильм выйдет, у вас не останется сомнений, что каждый из них важен и, являясь фрагментом паззла общего сюжета, самодостаточен и закончен сам по себе. Уверяю, они не будут сворой, атакующей Человека-паука. Не у всех летних блокбастеров есть настолько сложные и многослойные истории, и я надеюсь, что фанаты после сеанса скажут, что мы использовали всех героев как надо.
Пол Джиаматти в «Новом Человеке-пауке 2»
— Курс на масштабность понятен, но размахом постановки сейчас не удивить. Интереснее другой подход — помните, как Тарантино мечтал снять «Казино Рояль» за 40 млн? Любопытно было бы увидеть «Человека-паука» в формате инди-фильма.
— Черно-белого и немого! (беззвучно имитирует стрельбу паутиной из запястий)
— Как думаете, возможно ли это в условиях современного шоу-бизнеса?
— Это интересная идея. Если раньше зрители в первую очередь смотрели на ценник — раз у этого фильма самый высокий бюджет, в нем точно будет что-то невероятное — то сейчас вполне можно создавать потрясающие вещи без привлечения астрономических сумм. Так что, вы правы. Думаю, реально создать нечто яркое и самобытное, что привело бы фанатов в восторг, не истратив на всё про всё сотни миллионов долларов. Я действительно в это верю. И верю в то, что из этого выйдет действующая бизнес-модель. Я работал со студиями, которые понятия не имели, как можно потратить меньше пятидесяти миллионов. Мы убеждали, что можем сделать тоже самое за десять, но они отвечали «Нет! Как же обойтись без грузовика еды и дополнительных бонусов?» Так что я верю, что мы можем добиться неплохих изменений в этой сфере бизнеса.

Все новости