Еще раз оговоримся: речь идет именно о перечне тех фильмов, у которых есть реальные шансы попасть в лонг-лист, а не о самом лонг-листе, как поспешили сообщить своей аудитории отечественные непрофильные СМИ. Перед академиками теперь стоит весьма непростая задача, ведь им надо отсмотреть все эти картины за достаточно короткий срок — всего два месяца. И надо сказать, что нынешний год — первый за более чем полсотни лет, когда номинантов в этой непростой категории будут отбирать не ограниченное число авторитетов, а все члены киноакадемии, каковых сейчас насчитывается шесть тысяч человек. Но если выбирать из лонг-листа достойных, а также формировать шорт-лист будут все академики, то решение о том, кто же станет победителем, все равно останется за специально созданным комитетом. Есть и еще одно обновление в этом процессе: если раньше для победителя из числа пятерых финалистов требовалось отсмотреть фильмы в кинотеатре, то в этом году каждый академик, входящий в этот самый комитет, получит DVD с картиной и сможет посмотреть ее дома под пиво с чипсами или домашнее печенье с молоком. Ситуация получается двоякая: с одной стороны, шансов на то, что комитет отсмотрит все фильмы-номинанты и выберет победителя не просто наугад, а прекрасно понимая, что из себя представляют остальные фильмы шорт-листа, теперь куда больше. С другой стороны — лень имеет свойство эволюционировать, а проверить, посмотрел ли академик диск с фильмом или уронил его за диван и там забыл, практически невозможно.
В настоящее время действует следующее правило: для того, чтобы претендовать на попадание в категорию «Лучший фильм на иностранном языке», фильм-кандидат должен выйти в прокат как минимум за неделю до 1 октября текущего года. Таким образом, например, даже среди претендентов, не говоря уже о номинантах, не будет скандально известной ленты Абделатива Кешиша «Жизнь Адель», которая появилась во французских кинотеатрах только 9-го числа, через девять дней после контрольной даты. Чтобы избежать подобного исхода, Федор Бондарчук, в частности, выпустил свой «Сталинград» в ограниченном количестве залов с малым количеством сеансов до официального начала широкого проката. Американские дистрибуторы европейского кино в чем-то с Федором Сергеевичем согласны: ими уже неоднократно отмечалось, что нынешняя система никак не отражает реалий международной дистрибуции. Изменится ли это правило или нет, предсказать сложно; в конце концов, оно и введено было не просто так, а для того, чтобы отборочный комитет успевал отсмотреть все фильмы-кандидаты, из которых затем отбирал девять лучших, а из этих девяти — пятерку собственно номинантов.
Нынешний председатель комитета Марк Джонсон, которого академия уговорила вернуться после пребывания на этом посту в течение двенадцати лет (в прошлом году комитетом по отбору иностранных фильмов руководили другие люди), полагает, что существующая система во многом требует радикальных перемен, которые, в частности, могли бы помочь избежать политизированности этой категории. Имеется в виду не то, что Академия отдает «Оскар» той или иной стране в соответствии с внешней политикой США, а то, что сами страны, выбирающие претендента из многообразия национальных картин, порой руководствуются какими-то иными мотивами, нежели художественная ценность имеющихся в их распоряжении фильмов. Так, например, «пролетела» мимо оскаровской гонки ливанская лента «Атака*» режиссера Зияда Дуэйри. Фильм уже попал в американский прокат и был хорошо принят ценителями, но у себя на родине неожиданно оказался в опале: руководство страны запретило показывать его зрителям из-за нарушения существующего законодательства, запрещающего любые контакты с израильтянами, а фильм этот частично был снят в Тель-Авиве и с участием израильских актеров в эпизодических ролях и массовке. Странный выбор сделали Индия и Япония: первые вместо популярного и действительно заслужившего такую честь «Ланчбокса» решили выставить на «Оскар» ленту Гияна Корреа «Хорошая дорога», а вторые заменили фильм «Сын в отца», права на создание американского ремейка которого заполучил Стивен Спилберг, картиной «Мы свяжем лодку», постановщиком которой является Юя Исий. Джонсон отмечает, что не считает именно эти фильмы плохими, а просто пытается указать на несовершенство отборочного процесса как на первой фазе — «у себя дома», так и на второй — уже в Америке, и полагает, что со временем нынешнее положение вещей должно заметно измениться.
Что же касается фильмов, претендующих на участие в лонг-листе в этом году, то, как уже было сказано, их число стремится к восьми десяткам: 76 фильмов за 2013 год — это абсолютный рекорд. Компанию нашему «Сталинграду» составляет гонконгский «Великий мастер» Кар-Вая Вонга, датская «Охота» Томаса Винтерберга, аргентинская «Ваколда*» Лусии Пуэнсо, чешская «Неопалимая купина» Агнешки Холланд (минисериал, перемонтированный в полный метр специально для «оскаровской» гонки), украинский биопик «Параджанов» Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой, а также итальянская «Великая красота» Паоло Соррентино и польский «Валенса» Анджея Вайды. Впервые свои кинематографические работы американским киноакадемикам представляют Пакистан, Молдавия и Саудовская Аравия.
86-я церемония вручения премии Американской киноакадемии «Оскар» состоится 2 марта 2014 года, а проводить ее будет знаменитая телеведущая Эллен ДеДженерес.