«Гравитация»: альтернативная теория

filmz

Новый фильм Альфонсо Куарона «Гравитация» успешно идет в прокате, собирая отличную кассу и, то и дело, оказываясь в числе вероятных участников будущей гонки за «Оскаром», а на просторах глобальной сети уже вовсю излагается альтернативная теория, касающаяся тех событий, о которых рассказывает эта картина. Тем, кто не желает портить впечатление от просмотра, желательно иметь в виду: нижеследующий текст содержит серьезные спойлеры.

Нельзя сказать, что «Гравитация» так уж напичкана символами, но символизм этой ленте и ее авторам отнюдь не чужд. Одной из очевидных метафор, ничуть не скрывающихся от зрителей под слоем сюжетных завихрений (каковых, в общем-то, там и нет), является перерождение, сотворение новой жизни для главной героини в исполнении Сандры Буллок. Наиболее ярким штрихом, подтверждающим эту символичность, является поза эмбриона, в которой оказывается героиня, попав на борт МКС и пробравшись в капсулу «Союза», и даже роль пуповины здесь успешно играет то ли кабель, то ли шланг, плавающий в невесомости как раз в нужном месте и в нужное время. Но пытливый глаз и особенно ум найдет — и находит — намеки на другую теорию, согласно которой все события «Гравитации» — это всего лишь путь из мира смертных людей в рай.

Теория эта заключается в следующем: Райан Стоун — так зовут героиню Сандры — умерла задолго до развязки картины, скорее всего — в кабине «Союза», когда отключила систему подачи кислорода, наслушавшись по радио голосов с Земли, и заснула. Привидевшийся ей Ковальски — как бы проводник, первый встреченный ею знакомец по ту сторону жизни, который и подсказывает ей, что надо сделать, чтобы завершить свой земной путь окончательно и оказаться в мире вечного счастья и покоя. А возможно, умерла она чуть позже, когда добравшийся до «Союза» астронавт, лица которого поначалу разглядеть нельзя, но на Джорджа Клуни он похож весьма условно, открывает капсулу, дабы пробраться к терпящему бедствие.

Сандра Буллок в фильме «Гравитация»

Можно, в принципе, пойти еще дальше и втиснуть в эту теорию и то, что запросто может испортить впечатления от фильма уже в первом акте, когда Ковальски, зная, что кислород в скафандре Райан на исходе (запас воздуха составляет сначала четыре, а потом и два процента), заставляет ее разговаривать. Да, пусть он таким образом пытается помочь ей совладать со страхом, но драгоценный O2 в данном случае расходуется куда быстрее, чем надо. Вызывает вопросы и то, с какой удивительной скоростью для только что прибывшего из космоса человека доктор Стоун избавляется от скафандра, находясь в воде, фактически — на грани гибели, а потом, заметно преодолевая навалившуюся силу тяжести, с трудом встает на ноги, выбравшись на берег; но, возможно, более обширные познания в области физики помогли бы ответить и на этот вопрос.

Конечно, нельзя с уверенностью полагать, что этот двойной смысл с жизнью, смертью и райским озером на обложке — как раз то, что задумывали отец и сын Куароны, создавая сценарий «Гравитации». Как правило, скрытые идеи находятся в головах тех, кто их находит. В конце концов, и сама Сандра Буллок говорила о своей героине, что, дескать, она была мертва, но имела в виду ее эмоциональное состояние, ей нужно было ожить — и она оживает, рождается заново, ступив на твердую поверхность после долгого и опасного пути из кромешной тьмы на освещенную солнцем землю.


Все новости