Рецензия на сценарий «Франкенштейна»

filmz

Любой может убедиться в неплохом чувстве юмора Макса Лэндиса, прочитав его интервью, где он рассказывает о том, как ему пришла в голову мысль написать историю, рассказывающую о верном помощнике Франкенштейна по имени Игорь. Игоря не было ни в оригинальном романе Мэри Шелли, ни в его первых классических экранизациях, но тем не менее каким-то образом он со временем стал такой же составной частью поп-культурного мифа о «Современном Прометее», как и сам доктор Франкенштейн.

И вот, задумавшись как-то над вопросом о том, откуда же в этой истории появился Игорь, Лэндис пришел к выводу, что вместо того, чтобы заниматься очередной высоколобой интерпретацией классики, которая вряд ли кого-то бы удивила в нынешнюю эпоху, можно попытаться сохранить верность той версии, которая «существует только в «духе времени», но которой на самом деле никогда не существовало». Так на свет и появился его собственный «Франкенштейн*».

Frankenstein Автор: Макс Лэндис, «под вдохновением от американской поп-культурной интерпретации «Франкенштейна» Мэри Шелли».
Жанр: фантастика, драма, триллер
Логлайн: Новый взгляд на фантастическую историю Виктора Франкенштейна, на этот раз — с точки зрения его помощника Игоря. Статус: пре-продакшн
Объем: 119 страниц
Версия: от 23 мая 2011 года

В самом начале созданной Лэндисом истории наш главный герой еще не имеет имени — он горбун из кочующего цирка, проведший в нем всю свою жизнь. Но под неказистой оболочкой скрывается поистине блистательный ум. Особенно горбуна интересует медицина: он как губка впитывает в себя все знания из учебников, что ему приносит его единственный друг — гимнастка по имени Лорелей.

Проблема в том, что деспотичный хозяин цирка и другие члены трупы относятся к горбуну как к мусору, от которого в любой момент можно избавиться. Они всячески третируют героя, высмеивают его увлечение и уничтожают все собранные им с таким трудом книги.

Однажды случай сводит горбуна с молодым и эксцентричным студентом медицинской академии Виктором Франкенштейном, который приходит в цирк, рассчитывая купить тела умерших зверей. Франкенштейна поражают медицинские знания нашего героя и то, как ловко он может поставить сложный диагноз и сделать операцию с помощью подручных средств. Недолго думая, в характерной для себя безрассудной манере, Франкенштейн помогает горбуну бежать из цирка, после чего укрывает его в своей квартире.

Виктор излечивает горбуна от недуга и предупреждает, что если кто-то вдруг будет интересоваться его личностью, то пусть горбун представлялся пропавшим соседом Франкенштейна, которого звали Игорь. Так наш герой впервые обретает имя.

Но, разумеется, Франкенштейн помог Игорю не только из-за благих побуждений — Виктор уже давно работает над революционным проектом, который, по его мнению, сможет остановить смерть. Но ему нужен помощник с медицинскими познаниями, который помогал бы Франкенштейну в его экспериментах, поскольку никто из его коллег не воспринимает их всерьез. Так начинается история странной дружбы двух блестящих умов, которые решили бросить вызов самой смерти и изменить ход мировой истории…

«Франкенштейн» Макса Лэндиса представляет собой смешение всех возможных жанров. Тут есть и триллер, и драма, и черный юмор, и капелька викторианского хоррора...

Как и положено поп-культурной интерпретации классики, «Франкенштейн» Макса Лэндиса представляет собой смешение всех возможных жанров. Тут есть и триллер, и драма, и черный юмор, и капелька викторианского хоррора (хотя Лэндис и не ставит основной целью напугать зрителей), и даже пара экшн-сцен. В некоторых моментах грустно, в некоторых смешно — но надо отдать Лэндису должное: он достаточно умело смешивает все жанровые ингредиенты, избегая при этом их чрезмерной концентрации. Поэтому придуманная им история получилась достаточно сбалансированной и увлекательной.

Но всё же, основная движущая сила сценария — это история дружбы двух главных героев, которая несколько раз подвергается испытаниям как внешних факторов (вроде идущего за ними по пятам инспектора Скотланд-Ярда), так и их собственных споров на тему моральной стороны экспериментов Франкенштейна. Поэтому главным в этой истории является не вопрос, удастся ли нашим героям преуспеть в опытах, а то, останутся ли они в финале друзьями или же в итоге разойдутся по разные стороны баррикад?

Стоит отметить следующее: несмотря на то, что повествование строится вокруг Игоря и ему уделено больше времени, в истории Лэндиса более интересным является персонаж Франкенштейна. Дело в том, что в случае с Игорем мы изначально знаем, что он хороший человек, которому просто не повезло родиться со своим недугом. Франкенштейн же представляет собой некую загадку, которая раскрывается лишь со временем. К тому же в нескольких моментах Лэндису удается удивить, когда его Франкенштейн ведет себя не совсем так, как можно было бы ожидать исходя из как раз таки привычной нам поп-культурной интерпретации образа «безумного ученого», сформированного во многом благодаря опять же ранним экранизациям «Франкенштейна».

В настоящее время фильм находится в стадии пре-продакшна. На пост режиссера назначен Пол МакГиген, для которого фильм станет уже вторым проектом «по мотивам» известного литературного произведения XIX века (первым был сериал «Шерлок Холмс»). Роль Виктора Франкенштейна должен исполнить Джеймс МакЭвой, который обошел на пробах Джека Хастона и Тоби Кеббелла.

На главную роль же подписался Дэниэл Рэдклифф, который сейчас активно пробуется в различных проектах, делая всё, что в его силах, лишь бы отойти от амплуа волшебника в очках.

На главную роль же подписался Дэниэл Рэдклифф, который сейчас активно пробуется в различных проектах, делая всё, что в его силах, лишь бы отойти от амплуа волшебника в очках. Будет, как минимум, интересно взглянуть на итоговый результат работы гримеров, которым придется как следует постараться, чтобы превратить Рэдклиффа в неопрятного горбуна, каким он должен предстать перед зрителями в начале фильма.

Станет ли «Франкенштейн» по сценарию Лэндиса бессмертным хитом? Вряд ли. Но как история по мотивам, фильм вполне может занять свое место среди большого количества лент, рассказывающих всевозможные вариации мифа о «Современном Прометее». В конце концов, судя по всё тем же интервью, Лэндису не занимать самоиронии по поводу собственного творчества и его основной целью было не попытаться поразить всех глубокой/мрачной/псевдореалистичной интерпретацией классики, а просто сделать нескучную историю для современного зрителя.

И, если судить по сценарию, то со своей частью задания он в целом справился, так что теперь ход за студией: фильм или будет запущен в производство или же, как это часто бывает, не переживет стадию пре-продакшна и сгинет в темной дали, как чудовище Франкенштейна из оригинального романа Мэри Шелли. И тогда несуществующая версия Лэндиса останется лишь у него в голове и, пожалуй, в коллективном киноманском бессознательном.


Все новости