Речь идет о фильме «Мэгги*», в основе которого лежит сценарий, написанный Джоном Скоттом. Любопытно, что Джон Скотт не является профессиональным автором — он инженер NASA и его основное занятие связано с обеспечением работы рентгеновского телескопа «Чандра». Тем не менее, написанный им в свободное от работы время скрипт выиграл конкурс любительских работ, был замечен и вскоре выкуплен производственной компанией Тимура Бекмамбетова. Но затем что-то пошло не так, и сценарий снова отправился в свободное плавание, при этом отметившись попаданием в первую десятку «Черного списка 2011 года». Некоторое время о судьбе картины не было слышно ничего определенного, но совсем недавно информационные агентства поведали достаточно неожиданные новости о кастинге фильма, в котором может появиться Арнольд Шварценеггер, что значительно увеличило интерес к проекту.
Maggie
Автор: Джон Скотт-третий
Жанр: драма, хоррор
Логлайн: Мэгги — шестнадцатилетняя девушка из захолустного городка где-то посреди Америки. Однажды ее кусает зомби, и героине предстоит болезненная и ужасная трансформация в нежить. Превращение займет три недели, которые Мэгги проведет со своей семьей.
Статус: пре-продакшн
Объем: 101 страница
Место в «Черном списке 2011 года»: 7 (30 голосов)
По всему миру прокатилась зомби-эпидемия, унесшая жизни двух миллиардов человек. Властям каким-то образом удалось остановить распространение болезни, от которой не существует никакого лекарства, но последствия пандемии крайне тяжелы — экономика разрушена, большая часть урожая погибла, в результате чего значительная часть планеты страдает от голода. Кроме того, вирус, который превращает людей в зомби, действует крайне медленно (от инфицирования до обращения может пройти до полугода), из-за чего общество столкнулось с проблемой тех, кто заражен, но еще не умер. По иронии судьбы, их можно назвать ходячими мертвецами.
Шестнадцатилетняя Мэгги одна из таких ходячих мертвецов. Ее укусил зараженный, и теперь врачи отводят ей максимум месяц жизни, после чего она тоже превратится в зомби. Ближайшие три недели Мэгги проведет со своим отцом по имени Уэйд и мачехой по имени Кэролин на семейной ферме. Для отца эти три недели станут последней шансом наладить непростые отношения с дочерью, а Мэгги получит возможность попрощаться со своими близкими и родными, прежде чем наступит неизбежное.
Помимо необычной идеи, которая действительно выделяет скрипт на фоне других жанровых работ эксплуатирующих зомби-тематику, еще одним важным фактором, благодаря которому сценарий Джона Скотта был куплен, является его минимализм. За исключением нескольких эпизодов, всё остальное действие разворачивается на ферме. Действующих лиц по сути двое. Нам даже не показывают выпуски новостей, заменяя их радиопередачами, которые и дают представление о том, что происходит в охваченном хаосом мире. Когда этот фильм должна была производить компания Бекмамбетова, его бюджет оценивался в шесть, максимум восемь миллионов долларов.
К сожалению, при отличной идее и камерности происходящего, у сценария есть серьезная проблема, которая заключается в его монотонности и общей скучности. Весь сюжет, по сути, можно описать следующим образом: много диалогов, много слез, но мало каких-то конфликтов и действия. Когда с Мэгги происходит что-то нехорошее, отец успокаивает дочь, вспоминая ее детство. Когда с Мэгги опять что-то случается, набожная мачеха, разумеется, говорит с ней о Боге. Когда с ней происходит еще что-то нехорошее, отец вспоминает об ее умершей матери. И так весь сюжет.
Да, с самого начала нам честно рассказывают о том, как закончится эта истории, да, трансформация Мэгги, когда на наших глазах ее организм начинает умирать, крайне неприятна. Но все равно в сухом остатке мы имеем историю, где персонажи полтора часа сидят в доме, разговаривают и просто ждут неизбежного, ничего не делая.
Ситуацию можно было бы исправить, предусмотри автор какой-то конфликт, двигающий сюжет дальше. Например, такой конфликт мог бы возникнуть между Уэйдом и его женой, которая, скажем, попыталась бы запретить ему вернуть Мэгги домой из-за религиозных предубеждений или боязни за жизнь своих детей. Но нет — сводные брат и сестра Мэгги уже вывезены с фермы, а во второй половине скрипта ее покидает и мачеха, оставив отца и дочь наедине.
Можно было бы ожидать, что власти из соображений безопасности запретят родственникам держать у себя инфицированных и будут обыскивать дома в поисках зараженных — но нет, всё законно, и в сценарии не появится никаких агентов, ищущих Мэгги и нагнетающих напряжение.
На этом можно было бы подвести некий итог, но совсем недавно последовали достаточно необычные новости о проекте, сместившие акцент с заглавного персонажа на ее отца. В прошлом году сообщалось, что роль Мэгги исполнит Хлоэ Грейс Моритц, а режиссурой ленты займется Грегори Хобсон. Но переговоры с Грейс Моритц не увенчались успехом, и она покинула проект, а на смену ей пришел… Арнольд Шварценеггер, который должен будет сыграть отца Мэгги и заодно выступит продюсером фильма.
Трудно сказать, чем именно так заинтересовал этот сценарий Железного Арни. Возможно, он захотел попробовать себя в непривычном амплуа. Возможно, ему просто понравилась история. Но как бы то ни было, в связи с этим сразу же возникает два очевидных вопроса.
Первый: в состоянии ли Шварценеггер исполнить серьезную драматическую роль? Предыдущий подобный опыт у него был в 1999 году в ленте «Конец света» — и попытка та, напомним, не была сочтена слишком успешной, оставив в наследство актеру сомнительное достижение в виде номинации на «Золотую малину». При всем при этом, фильм Питера Хаймса давал Шварценеггеру пространство и для его привычного героического амплуа — в сценарии же «Мэгги» нет ни малейшего намека на какой-то экшн.
И второй вопрос: даже если Шварценеггер способен выдать драму, готовы ли зрители принять его в такой роли? У этой медали две стороны. С одной стороны — есть актер, чье имя до сих пор ассоциируется у многих зрителей с образом человека, которому под силу всё. Но в данном случае он играет отца, попавшего в страшную ситуацию, из которой нет выхода, и где он бессилен что-либо изменить. Вполне возможно, что это поможет создать нужное для картины настроение неотвратимости и беспомощности. Но с другой стороны — найдется ли достаточное количество желающих смотреть полтора часа на находящегося в депрессии, плачущего от собственного бессилия, постаревшего Арни в фильме, состоящем из одних диалогов?
Конечно, в этой ситуации напрашивается вполне очевидный вариант — переписать сценарий, добавив в него действия и конфликтов. Как уже упоминалось выше, скрипт определенно можно улучшить и это оправданный шаг — но если вступить на эту дорожку необдуманно, то всё в итоге может закончиться тем, что переписанная работа изменится до неузнаваемости, не оставив от интересной начальной идеи камня на камне. И, разумеется, нельзя забывать о том, что в фильме всё же два центральных персонажа — и чтобы всё сработало, как следует, нужна будет убедительная игра обоих актеров, изображающих и отца, и дочь.
Время покажет, чем станет «Мэгги» для Арнольда Шварценеггера: обычным фильмом, который будут вспоминать в основном лишь потому, что он в нем снялся; неудачной попыткой актера на старости лет попробовать себя в другом жанре; или же самым необычным проектом в его фильмографии, где актер докажет, что способен на большее, чем от него обычно ждут.