Молодая гвардия: Ксавье Долан

filmz

На экраны вышел третий фильм канадского вундеркинда Ксавье Долана. На случай, если вы до сих пор не знаете, кто это такой, редакция «Настоящего кино» публикует новый материал из рубрики «Молодая гвардия».

Ксавье Долан пошел по стопам своего отца — канадского актера Мануэля Тадроса. В возрасте пяти лет маленький Ксавье сыграл в серии рекламных роликов, посвященных местной сети аптек. А будучи девятилетним пацаненком, Долан накарябал смешное письмо своему кумиру — купающемуся на тот момент в лучах славы Леонардо ДиКаприо. Выражая восхищение просмотренным пять раз «Титаником», начинающий актер недвусмысленно намекнул, что не против засветиться с ДиКаприо в одном фильме, если тому вдруг понадобится на съемках талантливый ребенок. О том, ответил ли Лео на письмо не по годам амбициозного поклонника, история умалчивает. Это, впрочем, в контексте карьеры канадского вундеркинда — далеко не самое интересное. В 2006 году Долан сыграл в короткометражке «Зеркальное лето» режиссера Этьена Десросьерс, выигравшей «Берлинале». Чуть позже молодой актер отметился небольшой ролью в нашумевших «Мученицах» Паскаля Ложье. А в 2009 году, как гром среди ясного неба, случился его режиссерский дебют — полуавтобиографическая драма «Я убил свою маму».

Сценарий своего первого фильма Ксавье написал, когда ему было шестнадцать. Фильм снял в девятнадцать, преимущественно на свои деньги и, разумеется, с самим собой в главной роли. Синефилы с набережной Круазетт, усердно искавшие уже много лет «свежую кровь», на комплименты не поскупились. В судьбоносном для Долана 2009 году кинокартина «Я убил свою маму» взяла три награды: «Взгляд молодых» за лучший фильм в программе «Двухнедельник режиссеров», приз Art Cinema Award Международной Европейской конфедерации артхаусных кинотеатров и приз за лучший франкоязычный фильм общества драматических авторов и композиторов SACD. В прессе драма про сложные отношения шестнадцатилетнего Юбера со своей матерью вызвала реакцию неоднозначную. К надрывному, временами истеричному, подчас страшно раздражающему своим эгоцентризмом долановскому дебюту, наверное, действительно можно предъявить разного рода претензии. Самая распространенная — вопиющая самоуверенность в условиях отсутствия своего собственного авторского почерка. Лента и впрямь похожа на коллаж, слепленный из кусочков чужих любимых фильмов: трепетные рапиды автор, не стесняясь, берет из «Любовного настроения», школьный инцидент с выдуманной смертью матери — из «Четырехсот ударов», одержимость поп-артом, кажется, заимствует у Грегга Араки.

«Музыку к фильму написал Николя — большой друг Ксавье, но нам потребовалось четыре месяца, чтобы он понял, какую музыку необходимо писать. Друг Ксавье не владел нотной грамотой. И когда понадобилось записать партию скрипки, и я спросила у Николя о нотах, он сказал, что эта музыка звучит в его голове. Поэтому нам пришлось вместе с профессиональными музыкантами воспроизводить то, что у Николя и Ксавье было в голове. То есть, Николя играл, а профессиональные музыканты расшифровывали и записывали партитуры». Из интервью продюсера Кэрол Монделло.
Срежиссированный Доланом видеоклип для группы Indochine на композицию «College Boy». Довольно страшный и очень ловко смонтированный минифильм про то, что современное общество инфицировано слепотой и ненавистью – на сегодняшний день, в общем, понятиями синонимичными.

Очевидно, впрочем, что награды двадцатилетнему парню дали не за топорную режиссуру, не в качестве аванса, а за тотальную, какую-то совершенно обезоруживающую искренность, о которой пронизанные конъюнктурой Канны в последние годы стали забывать. «Я убил свою маму» — редкий фильм, где между автором и героем нет никакой дистанции. Как любой двадцатилетний подросток, Долан ощущает себя немножко Холденом Колфилдом, по обыкновению идущим против течения. Его Юбер — умненький гомоориентированный максималист, восхищенный Джейсоном Поллаком; современный хипстер, только-только открывающий для себя мир. Перманентно жующая перед телевизором мать, напротив, с блеском олицетворяет мещанство. Их жизнь — вечная истерики, по поводу и без. В черно-белых вставках, снятых на ручную камеру, главный герой исповедуется о невозможности любить свою мать. Но оставаясь честным как по отношению к зрителю, так и к себе, в своем душераздирающем дебюте он дает жизнь персонажам, которые не способны и на искреннюю ненависть. «А что, если умру я сегодня?» — кричит в сердцах рассерженный Юбер матери, решающей направить сына в загородную школу. Он обиженно отвернется, увы, так и не услышав, как в этот момент с ее уст сорвется: «Тогда я умру завтра».

Отрывок из "Воображаемых любовей". Разумеется, под знаковое для квир-культуры Pass This On группы The Knife.

Второй фильм Ксавье Долана — вышедшие спустя год «Воображаемые любови» — в сущности, картина такая же наглая, личностная и бесстрашная, как и «Я убил свою маму». По жанру это нарядная лирическая комедия, в духе Трюффо и раннего Озона, у которого Долан неслучайно заимствует трижды играющую здесь «Bang Bang». По сюжету неразлучная парочка молодых монреальских интеллектуалов — гомосексуал Франсис с зачесанной на манер Джеймса Дина челкой и его страшненькая подружка Мари, одевающаяся как Одри Хепберн — одновременно влюбляются в неглупого златовласого юношу, похожего на ожившую скульптуру Микеланджело. Девушка млеет, когда новый друг произносит слово «манихейский» и зовет ее в театр. Дружок-гей (собственно говоря, сам Долан) похотливо облизывается, получая от парня открытки. К финалу троица отправляется загород, и у Мари с Францисом — когда-то лучших друзей — ненароком возникает желание поубивать друг друга из-за любви, которую они оба по большому счету выдумали. На Каннском кинофестивале «Воображаемые любови» были встречены 8-минутными овациями, под которые Долану вручили «Prix Regard Jeune» программы «Особый взгляд». Критика, вновь снисходительно попеняв автору на «хипстерство» и нарциссизм, тем не менее нашла все-таки в себе силы признать: как режиссер, Долан растет устрашающе стремительными темпами.

Уже сегодня на экранах можно увидеть новую работу Ксавье Долана, почти трехчасовую мелодраму «И все же Лоранс», повествующую об очередной невозможной любви — на этот раз двух взрослых, один из которых решает сменить пол.


Все новости