Интервью с Таисией Игуменцевой: «Кино — это не настоящее искусство»

filmz

Режиссер Таисия Игуменцева рассказала нам о своей дебютной полнометражной картине «Отдать концы», которая в этом году не только побывала на Каннском кинофестивале, но и примет участие в конкурсе «Кинотавра».

— Таисия, в вашей картине речь идет об апокалипсисе в отдельно взятой деревне. Откуда возник такой образ?
— Надо сказать, что у нас апокалипсис не только в общем понимании конца света, но еще и апокалипсис в сердцах наших главных героев. Идея эта появилась совершенно спонтанно, и она одновременно пришла в голову и мне, и моему сценаристу. И вот такое везение вылилось в полнометражный сценарий.
— Можете немножко рассказать о персонажах картины? Сколько их, что там за характеры...
— Это десять человек. У нас сюжет многолинейный, характеры разные. Я надеюсь, что каждый зритель найдет себя хотя бы в одном из этих героев. Это такой срез общества и сатира над этим обществом.
— Все-таки сатира? Так же, как и «Дорога на» была, в общем-то, тоже сатирой. Правда, ее неправильно все поняли.
— Кому надо, тот поймет.
Кадр из фильма «Отдать концы»
— Поскольку это ваша первая работа в полном метре, то каковы впечатления?
— Полнометражные съемки дают больше возможностей, но это и технически более сложный процесс. И у нас было множество испытаний и на выносливость, и на профессионализм, и на терпение, поскольку у нас всё происходило очень тяжело… Практически девяносто процентов съемок пришлось на натуру, а пятьдесят процентов из них — на дождливую погоду. Поэтому это были и грязь, и холод, и нервы, и десять уважаемых мною актеров. Но как-то это всё тебя закаляет и делает еще сильнее.
— А какова роль и, может быть, влияние продюсера в авторском кино? Все-таки я считаю, что ваша работа — это авторское кино.
— Я могу говорить только о своем личном опыте, я не хочу отвечать за всех. В моем случае мне повезло, что моим продюсером был Алексей Ефимович Учитель, который предоставил мне полную свободу и просто доверял мне, моему вкусу и моим взглядам на кино.
— Когда вы принесли сценарий Учителю, какова была его реакция? Может быть, какие-то пожелания по сюжету, например.
— Никаких пожеланий по сюжету не было. Просто пожелал мне удачи и...
— И дал денег?
— Нет, нам же Министерство культуры выделило деньги. Но не нужно умалять достоинства продюсера, поддержка тоже значит многое.
— Авторское кино, на ваш взгляд, может быть зрительским?
— По-моему, уже не раз это было доказано в российском кино, когда авторское становится зрительским. Поэтому я считаю, что да, может, и нужно к этому стремиться.
— А перспективы широкого проката у вашей работы есть, на ваш взгляд?
— Я в этом деле новичок, поэтому, как устроен прокат у нас в России, я пока не изучила и ответить и прогнозировать что-то не могу. Потенциал есть. Определенной категории лиц фильм должен понравиться. Всё зависит от того, насколько эти лица будут свободными внутренне и готовы будут к тому, чтобы посмотреть на себя со стороны и воспринять это с иронией. Посмеяться над собой.
Кадр из фильма «Отдать концы»
— Все-таки расскажите чуть-чуть поподробнее о том, что происходит в картине, ведь апокалипсис — это довольно-таки общая история.
— Поскольку у нас сюжет нелинейный, то для этого мне придется рассказать вам пять отдельных сюжетных историй. Если подводить всё под какую-то общую канву, то это жизнь одной богом забытой деревеньки, находящейся на острове, где все водные пути перекрыты и где все варятся, так сказать, в собственном соку, где каждый знает всё друг про друга. Это маленькая деревня, где всего три дома. Фильм о том, какие страсти начинают кипеть в этой деревне, когда люди узнают о том, что, возможно, сегодня их последний день жизни... А вы часто задумываетесь о том, что вы могли бы сделать, но что вы не решаетесь сделать? Я хочу, чтобы люди, посмотрев мою картину, не ждали каких-то таких ярких моментов, чтобы что-то в себе изменить. Чтобы они жили, любили и ненавидели здесь и сейчас.
— И последний вопрос: что такое, на ваш взгляд, настоящее кино?
— Настоящее кино? Кино — это не настоящее искусство, это всё так, это симулякр нашей жизни. Оно не может быть настоящим, такое слово неприменимо к кино. Если бы люди были счастливы, то кино вообще бы не было.

Все новости