Рецензия на сценарий «Уравнителя»

filmz

Чтобы понять, насколько сильно в Голливуде любят франшизы, достаточно ознакомиться со списком блокбастеров на ближайший год. Сиквелы, приквелы, ребуты, спин-оффы, экранизации книг, комиксов, игрушек, парков аттракционов… Продюсеры так верят в силу привычных названий, что готовы до последнего доить все соки даже из давно не подающих признаков жизни франшиз, нежели создавать новые.

Многие актеры также крайне высоко ценят возможность стать частью известного брэнда. Конечно, везде есть свои подводные камни (можно вспомнить свежую историю с сиквелом «Мстителей»), но обычно франшиза обеспечивает актеру стабильный заработок и внимание публики на длительное время. К тому же, даже формально завершенная или подзабытая франшиза всегда может послужить своеобразным спасательным кругом, позволяющим воскресить карьеру угасающей звезды, как, например, было в случае с фильмами «Рокки Бальбоа» и «Миссия Невыполнима: Протокол Фантом».

Дензел Вашингтон является, вероятно, одной из немногих звезд категории А, у которой никогда не было своей персональной франшизы. Хотя стоит напомнить, что у актера были такие возможности — в 1990-е годы Вашингтону предлагали роли Блэйда и детектива Алекса Кросса, но он тогда ответил отказом. Более того, за всю свою долгую кинокарьеру он ни разу не снимался в сиквелах своих фильмов. Одно время серьезно обсуждались продолжения таких лент, как «Не пойман — не вор» и «Власть страха», но дальше разговоров дело не пошло.

Но, судя по всему, сейчас Вашингтон твердо собрался исправить это недоразумение. Возможно, дело в возрасте, достигнув которого, пожалуй, каждая звезда начинает понемногу задумываться о том, сколько еще лет она сможет оставаться в высшей лиге. А возможно, причина в стремлении Вашингтона показать ошибочность своего регулярного в последние годы попадания в списки самых переоцененных актеров Голливуда. Как бы то ни было, оскароносный актер всерьез нацелился на главную роль в «Уравнителе*» — проекте, который должен воссоединить его с режиссером Антуаном Фукуа.

The Equalizer
Автор: Ричард Уэнк по мотивам телесериала, созданного Майклом Слоуном
Жанр: триллер, экшн
Логлайн: Полнометражная адаптация одноименного сериала, рассказывающего о похождениях бывшего правительственного агента, искупающего грехи прошлого и старающегося исправить ошибки правовой системы
Статус: пре-продакшн
Объем: 106 страниц

Роберт МакКолл работает в крупной торговой сети обычным продавцом. Он уже не молод, жена умерла несколько лет назад. В свободное от рутинной работы время Роберт любит читать книги в расположенном недалеко от своего дома кафе. Там он иногда пересекается с молодой проституткой по имени Тери, чья жизнь давно пошла под откос, и которой он всячески пытается помочь.

Однажды русские бандиты жестоко избивают и насилуют Тери. МакКолл приходит в их притон и предлагает все свои немногочисленные сбережения в обмен на ее свободу. Главарь бандитов только смеется над наивным предложением «пенсионера» и приказывает своим подручным убить его. Это была большая ошибка, ибо МакКолл ждал именно такого развития событий. В ходе молниеносной и крайне брутальной драки он убивает всех русских менее чем за минуту.

Мы узнаем, что раньше МакКолл был одним из лучших в мире полевых агентов. Со временем он разочаровался в профессии и симулировал свою смерть, решив спокойно прожить остаток дней. Но, после случившегося с Тери, МакКолл понял, что больше не может мириться с несправедливостью и просто наблюдать за тем, как обычные люди становятся жертвами беззакония и бандитского произвола. Он решает посвятить себя помощи попавшим в трудную ситуацию людям — и у него это начинает неплохо получаться.

Но МакКолл еще не знает, что убитые им русские работали на крупного олигарха с крайне оригинальной фамилией — Пушкин. У него на довольствии состоит целая команда любящих подзаработать на стороне агентов ЦРУ, которые получают задание, во что бы то ни стало найти и убить неизвестного, столь бесцеремонно влезшего в криминальный бизнес…

Сценарий Уэнка задуман как начало новой франшизы и потому построен по классическим жанровым канонам. В первом акте мы знакомимся с главным героем, который на первый взгляд ничем не выделяется из толпы, во втором акте становимся свидетелями его трансформации и первых добрых дел и, наконец, в финале наблюдаем за тем, как ему приходится столкнуться с последствиями своих собственных действий.

Повествование целиком и полностью выстроено вокруг МакКолла, и все остальные персонажи тут второстепенны. Даже роль Тери, которую, как стало известно совсем недавно, сыграет Хлоэ Грейс Моритц, по сути, ограничивается двадцатью страницами в первом акте, после которых она появляется от силы пару раз. Разумеется, не исключено, что с учетом известности актрисы эту партию в дальнейшем расширят.

Наблюдать за тем, как он воплощает свою очередную задумку в жизнь и виртуозно решает, казалось бы, невыполнимую задачу, одно удовольствие

Самого МакКолла можно описать как классического человека, у которого всё всегда происходит в соответствии с тщательно продуманным планом. Наблюдать за тем, как он воплощает свою очередную задумку в жизнь и виртуозно решает, казалось бы, невыполнимую задачу, одно удовольствие. Сценарием дополнительно предусмотрено, что в самые напряженные моменты действия нам в прямом смысле слова будет показываться, как главный герой воспринимает окружающую обстановку, рассчитывает расстояние и траекторию своего движения, определяет, кого из врагов он убьет первым, мысленно выделяет предметы, которые использует в бою, и игнорирует всё лишнее.

Но, стоит отметить, что у работы Уэнка всё же есть потенциальный недостаток. Дело в том, что за время всего действия главному герою ни разу не угрожает настоящая опасность. Формально — МакКолл человек из плоти и крови, но его способностям, реакции, умению быстро и эффективно разбираться с врагами могут позавидовать многие супергерои. Его планы продуманы до мелочей, их исполнение всегда идеально. Он никогда не совершит классической киношной ошибки и не даст злодеям похитить близкого человека. Даже когда плохие парни отчаянно импровизируют и пытаются сломать его план, он мгновенно перестраивается, и мы понимаем, что у них все равно нет даже теоретической возможности победить.

И в этом и заключается проблема — в сценарии у МакКола просто нет достойного противника, который бы хоть немного мог сравниться с ним по уровню подготовки. Трудно сказать, насколько критичным может оказаться этот момент, но всё же стоит помнить, что большинство лучших экшн-франшиз имели в своем начале не только классического героя, но и харизматичного злодея, который мог составить протагонисту достойную конкуренцию.

Отчасти этот недостаток компенсируется достаточно брутальными и изобретательными экшн-сценами, в которых рейтинг R отрабатывается на полную катушку. МакКолл убивает злодеев с помощью всех подручных средств — взрывает самодельными бомбами, душит, ломает шеи, использует гвоздомет, пилу, пытает током, отрубает конечности, загоняет кусок стекла в глаз — но, что интересно, по ходу всего действия ни разу не использует огнестрельное оружие по назначению.

На данный момент фильм еще находится на стадии пре-продакшна. Пока не завершен кастинг, у авторов еще остается время, чтобы попытаться получше проработать злодеев. Во всем же остальном сценарий Уэнка является достаточно неплохой заявкой на первый фильм новой кинофраншизы, в случае успеха которого мы, возможно, еще не раз услышим немного переделанный классический девиз оригинального сериала: «У вас проблемы? Все против вас? Пишите Уравнителю».


Все новости