1. Пройдя войну, Гайдай поступил в студию при Иркутском областном драматическом театре. Закончив ее в 1947-м году, сразу вышел на сцену. Среди сыгранных ролей — Соленый в чеховских «Трех сестрах», Иван Земнухов в «Молодой гвардии» Фадеева, Винченцио в «Укрощении строптивой» Шекспира.
2. В 1949-м Гайдая приняли во ВГИК на режиссерский факультет. И почти сразу отчислили — после первого же полугодия! Якобы за «профнепригодность». Но на самом деле педагоги решили, что Гайдая, сложившегося к тому времени актера, «перевоспитать» будет труднее, нежели учить наново. Молодой студент сдаваться, однако, не собирался и принялся убеждать всех, что достоин продолжать обучение. Поддавшись уговорам, ректорат назначил ему испытательный срок — еще полгода. По счастью, после зимней сессии режиссерский курс взял под свое руководство Григорий Александров, постановщик таких легендарных фильмов, как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга». Естественно, он был склонен придать своей мастерской комедийную направленность. Своими удачными — и смешными! — работами на учебной площадке Гайдай снискал благосклонность учителя, и об отчислении уже не вспоминали. Более того — Гайдай даже стал сталинским стипендиатом.
3. Работая режиссером-практикантом на музыкальной комедии Бориса Барнета «Ляна», Гайдай с удовольствием принял предложение режиссера показать также и свои актерские способности. Роль Алеши стала первым, но не последним появлением Гайдая на экране. Впоследствии он сыграл красного командира в драме Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер» (кстати, в этом фильме дебютировал Александр Демьяненко, будущий гайдаевский Шурик). Еще — «мужа своей жены» в киноновелле «В пути» (представьте себе: поставившая ее Мери Анджапаридзе — мать Георгия Данелии!). Венец актерской карьеры всенародно любимого режиссера — роль в собственном фильме «12 стульев». Что, не можете вспомнить, кого бы он там мог исполнить? Коробейникова!
4. Окончив ВГИК в 1955-м, Гайдай некоторое время проработал ассистентом режиссера Николая Фигуровского на фильме «Повесть об агрономе и директоре МТС» (в те времена у этой аббревиатуры была совсем другая расшифровка). Но ленту по производственным причинам законсервировали и до экранов она не дошла. Встал вопрос о дальнейших планах. В те годы директором «Мосфильма» был Иван Пырьев. Не давая пока Гайдаю самостоятельной постановки, он посоветовал ему поднабраться еще немного опыта в качестве второго режиссера. На выбор были предложены две запускающиеся в тот момент картины: комедия «Карнавальная ночь» и мелодрама по рассказам Владимира Короленко «Долгий путь». Первую, как всем сегодня хорошо известно, ставил Эльдар Рязанов (будучи моложе Гайдая почти на пять лет), вторую — знаменитый театральный режиссер Андрей Гончаров. «Я думал: ведь мне надо набираться опыта, — вспоминал позже Гайдай. — А что мог дать тогда еще никому не известный молодой режиссер Рязанов без опыта работы с актером по лепке образов? Я взвесил всё это и пошел к Гончарову». А представьте, каков был бы расклад в истории советского кино, согласись он на «Карнавальную ночь»!
Так вышло, что после ряда конфликтов Гончаров с постановки ушел. Продолжать работу дирекция студии поручила… Леониду Гайдаю и его напарнику Валентину Невзорову. Так «Долгий путь» стал режиссерским дебютом 33-летнего Гайдая.
5. Вторую, уже полностью самостоятельную, картину Гайдая «Жених с того света» ждала очень трудная судьба. Едкая, злободневная сатира на бюрократическое общество, которое живому человеку предпочитает формальную бумажку, подверглась нещадной критике со стороны кинематографического начальства. Картину требовали переделать: внести идейно верные поправки, острые куски вырезать… В результате от полнометражного фильма осталась только 51 минута. Но и это увидели совсем немногие — ленте дали унизительно малый тираж копий. От всех расстройств, связанных с приемом его кинопамфлета, у режиссера открылась язва. «За комедию я больше не возьмусь», — говорил он тогда товарищам… Кстати, главные роли в фильме сыграли Ростислав Плятт и один из любимейших артистов Гайдая Георгий Вицин.
6. После такого идеологического провала Гайдай навеки мог остаться не у дел. Единственное, чем можно было вернуть доверие руководства, — это поставить картину с историко-революционным содержанием. Так появился «Трижды воскресший» по сценарию Александра Галича: рассказ о буксирном пароходе, проплывшем через две войны и продолжавшем служить людям. Режиссер этот фильм не любил, и сейчас его мало кто, наверное, помнит.
7. Когда в газете «Правда» был опубликован стихотворный фельетон Степана Олейника о незадачливых браконьерах, никто и предположить не мог, какое значение это будет иметь для отечественной культуры. Но вы-то уже всё знаете: Гайдай поставил по нему десятиминутную короткометражку «Пёс Барбос и необычный кросс». «В том, что картина получится, я не сомневался, — признавался режиссер. — Но что она вызовет такой резонанс, соберет международные призы и прочее, я, конечно, не предполагал». Затем последовали «Самогонщики» — с теми же полюбившимися зрителям героями и… с очередной ролью самого Гайдая. Он играл — никогда не догадаетесь — жену Бывалого! Однако насладится всем комизмом «любовной пары» в лице худющего Гайдая и упитанного Моргунова зрителю было не суждено. По решению сверху сцену пришлось вырезать.
8. Успех троицы, состоящей из Труса, Балбеса и Бывалого, был настолько оглушителен, что, казалось бы, его хватит на десятки комедий, на всю жизнь. Но после «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» Гайдай был иного мнения: «Материал отработан. Эксплуатировать его без повторов уже нельзя». И больше в его фильмах эти герои не появлялись (зато их позвали к себе Эльдар Рязанов и Евгений Карелов — в картины «Дайте жалобную книгу» и «Семь стариков и одна девушка»). Еще одна из причин гайдаевского решения — разлад в группе. С самого начала у него не сложились отношения с Евгением Моргуновым — тот не хотел сниматься уже в «Самогонщиках». А повздорив с режиссером на съемках «Кавказской пленницы», актер навлек на себя такой гнев Гайдая, что из сценария тут же были вычеркнуты все не снятые эпизоды с Моргуновым. Сцен с участием тройки было запланировано еще довольно много, но Гайдай был непреклонен: история закончилась.
9. Это сейчас ясно, что «Бриллиантовая рука» — шедевр на все времена. А вот когда она только вышла на экраны и даже позже, спустя годы, умудренные критики писали о ней далеко не лестно. Они усиленно отмечали низкую смысловую содержательность картины, ее слабый эстетический уровень. Говорили, что Гайдая подвел вкус: ну куда это годиться — герой поскальзывается на корке! Или того хуже: один у другого удочкой трусы стягивает!.. И вообще: в основе большинства комедийных номеров фильма лежит откровенная недалёкость, если не сказать — скудоумие главного героя, советского, между прочим, человека! Безобразие!
10. В течение нескольких лет Гайдай обдумывал экранизацию «Двенадцати стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Неоднократно проходил он с этой идеей по обязательным тогда инстанциям, но всё впустую. Но мысли о романе были и у Георгия Данелии, причем у того продвижение проекта прошло гораздо успешнее. Гайдаю, вроде бы, уже ничего не оставалось делать, как вдруг однажды к нему подошел сам Данелия. «Хочешь ставить «Двенадцать стульев»?» — «Это мечта моей жизни», — ответил Гайдай. «Тогда бери и начинай. Пока я готовился, у меня всё перегорело. Не знаю уже, как этот роман ставить».
Работа над фильмом также сопровождалась массой трудностей. Начать с того, что в первый съемочный день у ассистента режиссера почему-то не разбилась тарелка (есть такая традиция — на удачу). Гайдай был недоволен исполнителем главной роли Александром Белявским и после четырех (!) месяцев съемок принял решение сменить актера. На роль Остапа Бендера утвердили Владимира Высоцкого (!!). Но вновь — вот ведь совпадение! — не разбилась тарелка. И сразу после начала съемок Высоцкий оказался под запретом… В общей сложности на роль Бендера пробовалось тогда порядка ста человек, причем двадцать три актера даже прошли кинопробы. Среди них были Баталов, Евстигнеев, Табаков, Гафт, Козаков, Басов… Но в результате, как известно, заветная роль досталась Арчилу Гомиашвили. Тарелка, наконец, разбилась.
11. Известный комедиограф часто говорил, что хочет заняться «серьезным кино». В частности, он хотел поставить «Бег» по Михаилу Булгакову — не сложилось. Зато перенести на кинопленку другую булгаковскую пьесу Гайдаю разрешили — и появился фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Здесь тоже не обошлось без цензурных купюр. Так, в сцене приема шведского посла управдом Бунша в исполнении Юрия Яковлева первоначально ответил тому: «Мир и дружба». Но начальство сочло, что слова подобраны неверно, и их заменили на знаменитое «Гитлер капут!». А когда Бунша спрашивал: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?», ему отвечали: «Народ, ваше величество». И в той же сцене было: «Что за репертуар у вас? Соберите завтра творческую интеллигенцию. Я вами займусь». По просьбе председателя Госкино Филиппа Ермаша «народ» был заменен на «Во всяком случае, не мы», а «интеллигенцию» и вовсе убрали.
12. Леонид Гайдай не раз зарекался снимать комедийные фильмы. Но, не успев закончить одну комедию, тут же принимался за другую. Объяснял он это просто: «Снимать комедию для меня — это вредная привычка. Вроде курения. Курильщик, который собирается бросить курить, тоже говорит себе — это последняя сигарета, но рука сама тянется взять новую. Особенно если вокруг курят».