Дензел Вашингтон: Первый среди главных

filmz

В 1990 году журнал American Film назвал Дензела Вашингтона главным претендентом на долго пустовавшее место «Первого чернокожего главного исполнителя Голливуда» и не ошибся. К тому моменту актер уже выиграл Оскар и Золотой глобус за лучшую мужскую роль второго плана, будучи номинированным в этой же категории двумя годами ранее. Впереди Дензела будут ждать немало этапных моментов в его карьере, а долгие годы усердного труда подарят ему настоящую зрительскую любовь за множество прекрасных работ.

К Вашингтону, как и к любому актеру, можно относиться по-разному: кому-то он нравится, кому-то не очень, но определенно одно — он никого не оставляет равнодушным. Актер, воплотивший на экране множество образов, чаще всего выступает в роли представителя силовых структур или борца за права человека. При этом порой создается впечатление, что все его герои, как один похожи друг на друга — большой и сильный мужчина с широкой искренней улыбкой, внутри которого кроется что-то особенное, то, что заставляет верить ему, проникаться его проблемами и невольно сопереживать. В этот момент волей-неволей задаешься вопросом: «Неужели при такой схожести образов, можно так проникновенно раз за разом воплощать одно и то же, продолжая привлекать внимание и получать высокие оценки не только зрителей, но и критиков?.. Нет, здесь явно какой-то подвох, и все не так просто», — скажет любой рассудительный человек и будет прав.

«Я не хотел бы запомниться как Мистер Биография», — говорит Вашингтон, и, мы, уважая данное пожелание, расскажем вам лишь важные этапные моменты его карьеры, снабдив наш рассказ цитатами самого актера для того, чтобы составить наиболее полный портрет героя данной статьи.

Дензел Вашингтон

Дензел Хэйс Вашингтон-мл. родился 28 декабря 1954 года в семье священника. Он был средним из троих детей и в возрасте 11 лет начал помогать своей матери в салоне красоты, где она трудилась. Отцу это не нравилось, и они с матерью стали все чаще ссориться. Когда мальчику исполнилось 14, его родители развелись, что, безусловно, отложило свой отпечаток на судьбу будущего актера.

«Я практически вырос в церкви. Мой отец был священником на протяжении 60 лет, и мы молились каждый день. Все наши молитвы заканчивались словами: «Аминь, Бог — это любовь», и в детстве мне казалось, что «Бог — это любовь» — одно слово. Прошло довольно много времени, прежде чем я понял, что именно это значит на самом деле».

Дензел и его старшая сестра были отправлены в интернат. После окончания школы Вашингтон поступил в Нью-Йоркский Фордхемский университет на медицинское отделение, но вскоре переключился на биологию, а затем увлекся журналистикой, однако подлинный интерес вызвал у него именно студенческий театр, где он вскоре стал ведущим актером труппы. Блистая во множестве постановок, лучшей ролью молодого актера стала работа в «Отелло», о которой до сих пор с теплом вспоминают в стенах университета.

«В детстве я практически не смотрел кино. Мой отец позволял мне ходить в кинотеатр очень редко. «101 далматинец» и «Царь царей» (фильм 1961г., рассказывающий историю Иисуса Христа — прим. редакции) — таким был мой дозволенный диапазон».

Окончив университет в 1977 году и получив диплом журналиста, а также стипендию за усердие, проявленное на театральном поприще, Вашингтон, не откладывая, поехал в Сан-Франциско, где без особого труда поступил в Американскую Театральную Консерваторию. Однако, не проучившись и года, бросил учебу, решив набираться опыта и шлифовать актерские навыки непосредственно на сцене и съемочных площадках.

Долго ждать приглашения не пришлось — мир телевидения приветливо подмигнул удачливому парню, и Дензел получил роль в своем первом фильме «Уилма», на съемках которого Вашингтон познакомился со своей будущей женой Паулеттой Полсон. Хорошо помня о собственных переживаниях, когда разводились родители, Дензел решил жениться раз и навсегда. Счастливый брак, подаривший четверых детей, крепок и по сей день.

«Работа актера — это просто способ занять себя в жизни, но не сама жизнь. Жизнь — это семья».

В 1981 году, когда вопрос политкорректности еще не стоял так остро, как сейчас, состоялся дебют Вашингтона на большом экране. В прокат вышла комедия «Точная копия» — в ней Дензел сыграл парня, неожиданно свалившегося на голову белого бизнесмена, который ничего не подозревал о собственном отцовстве. Фильм был достаточно хорошо принят публикой, но это не был оглушительный успех, после которого на утро просыпаются знаменитым. Актер продолжил работать на телевидении, удачно совмещая работу в телесериале «Сент-Элсвер», ставшем предтечей «Скорой помощи», со второплановыми, но запоминающимися киноролями. В течение следующих шести лет, начиная с 1982 года, Вашингтон каждую неделю представал на телеэкранах в образе доктора Филиппа Чендлера, снискав настоящую зрительскую любовь.

Дензел Вашингтон в образе доктора Филиппа Чендлера

Некоторые полагают, что телевизионная часть карьеры Вашингтона затянулась из-за отсутствия актерского образования и должных навыков, на что актер с улыбкой отвечает, что дело совсем не в этом.

«Я никогда не хотел быть знаменитым. Я стал играть вовсе не для того, чтобы стать кинозвездой. Я начал с театральных подмостков и всю жизнь стремился только к одному — играть как можно лучше. Я считаю себя актером и не обращаю внимания на те ярлыки, которые навешивают на меня люди. В конце концов, это их проблемы, а не мои».

Удача вновь улыбнулась Дензелу в 1984 году, когда режиссер Норман Джуисон разглядев в актере недюжий драматический талант, отдал ему одну из ролей в своем фильме «Армейская история» повествующем об убийстве афроамериканского солдата, расследовать которое назначают темнокожего армейского юриста, что в свою очередь провоцирует недовольство белых офицеров. Несмотря на то, что роль была небольшой, ее смело можно считать тем самым мостиком в настоящее большое кино и ролям первого плана.

В 1985 году на экраны выходит картина Сидни Люмета «Власть», в которой Вашингтон снова играет хоть и не главную, но яркую и запоминающуюся роль, ставшую очередной ступенькой на пути к успеху. И вот уже через три года Дензел получает номинацию на Оскар за роль второго плана в фильме «Клич свободы». Эта пронзительная история, в основе которой лежат подлинные события, рассказывает о драматической судьбе двух, казалось бы, так непохожих друг на друга людей: чернокожего лидера движения за свободу африканского населения ЮАР Стива Бико и белого журналиста Дональда Вудса, изначально критиковавшего Бико за «черный расизм». Но, разобравшись в истинных целях и мотивах молодого борца с апартеидом, журналист не просто проникнется его идеями и перейдет на его сторону, но и станет ему настоящим другом. После смерти Бико, наступившей в полицейской камере, Вудс не побоится пробраться в морг, чтобы сфотографировать тело друга, а затем обнародовать истинную причину гибели национального героя, в результате чего, преследуемый властями, будет вынужден бежать из ЮАР.

Наметившийся курс остросоциальных драм о проблемах цветного населения был закреплен картиной Эдварда Цвика «Доблесть», в которой события развиваются во времена Гражданской войны в Америке, когда белый полковник Шоу добровольно вызвался стать командиром первого в истории США подразделения чернокожих солдат. Полковнику придется приложить немалые усилия, чтобы за короткий срок обучить военному делу своих подопечных. А после подготовки он поведет их в бой, где его солдат будет ждать не только решающее сражение, но и расовые предрассудки врагов, которым отдан приказ расстреливать чернокожих командиров, а также предательское презрение со стороны друзей-офицеров за сделанный выбор. Роль рядового солдата Трипа, пронзительно исполненная Вашингтоном, принесла ему в 1990 году его первые Оскар и Золотой глобус за лучшую мужскую роль второго плана.

Нельзя не отметить, что Вашингтону крайне повезло со временем, когда на заре своей карьеры он попал в стремительный поток создания нового образа афроамериканца в кино. До Дензела единственным чернокожим актером, получившим Оскар, был Сидни Пуатье, ставший обладателем этой статуэтки за исполнение лучшей мужской роли в фильме «Полевые лилии». Было это в 1964 году. Но в эпоху переосмысления, на смену уходящим в прошлое стереотипам, что черные могут играть только второстепенные роли прислуги, пришло осознание того, что отныне темнокожий человек может быть главным героем фильма, а его судьба основой для повествования. На этой ниве в 1990 году происходит знаковая встреча Дензела с режиссером Спайком Ли. Уже в следующем году выходит их первый совместный фильм «Блюз о лучшей жизни», но главный хит творческого тандема состоится чуть позднее, в 1992 году, когда на экраны выйдет «Малкольм Икс».

Дензел Вашингтон и Спайк Ли в фильме «Малкольм Икс»

Картина, основанная на реальных событиях, рассказывает о непростой судьбе чернокожего гангстера из Гарлема, погрязшего в пороке и угодившего за решетку, где, приняв ислам, он находит в себе силы признаться в неправедности прошлой жизни и, очистившись от грехов, начинает борьбу с коррупцией, беззаконием и расизмом. За достоверный показ образа человека терзаемого муками и противоречиями, порой приходящего в настоящее отчаяние от негодования, но продолжавшего искать справедливость, Вашингтон получил Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале, а также номинацию на Оскар, как лучший актер. Так началась череда самых известных фильмов актера, хотя бы один из которых видел практически каждый.

В 1993 году на экраны выходит «Филадельфия» — удивительно трогательная история о человеческих отношениях, в которой Вашингтон предстает в роли адвоката, защищающего в суде своего коллегу по цеху, несправедливо уволенного с работы, потому что он больной СПИДом гей. Том Хэнкс, получивший Оскар, как исполнитель главной роли, впоследствии тепло вспоминал о работе с Дензелом: «Я многому у него научился. Это была словно киношкола. И Дензел дал мне гораздо больше, чем кто-либо другой».

Через некоторое время Вашингтон впервые встретится с Тони Скоттом, в результате чего свет увидит напряженный триллер-боевик «Багровый прилив», ставший одним из хитов 1995 года. А вслед за ним появятся такие популярные картины драйвого тандема, как «Гнев», «Дежа вю», «Опасные пассажиры поезда 123» и «Неуправляемый». Но не будем забегать вперед, и отмотаем пленку немного назад.

Несмотря на кажущуюся легкость становления звезды первой величины, на пути Дензела не всегда все было радужно. На фоне заслуженных успехов были такие отнюдь не самые плохие картины, как «Жена священника», «Падший» и «Осада», в силу разных причин не оправдавших кассовые надежды. Злые языки, как это часто бывает в Голливуде, тут же стали поговаривать, что Вашингтон выдохся и просто зарабатывает деньги, на что актер улыбался своей фирменной улыбкой и отвечал:

«Фильм как булочка. Ты ее печешь. Ты ставишь ее на стол. Один человек может сказать: «Мне не нравится». Другой же скажет, что это самая вкусная булочка в его жизни. Я не знаю, хорошие или плохие булочки пеку. Я просто делаю то, что умею».

Но кто бы что ни говорил, а режиссеры, с которыми работал Вашингтон, любят и уважают актера, вновь приглашая его в свои проекты. Помимо уже упомянутого Тони Скотта, не смогли отказать себе в удовольствии снова поработать с Дензелом Спайк Ли, Эдвард Цвик и Норман Джуисон. И именно последний, проложивший в свое время актеру путь в большое кино, каким-то неведомым образом снова стал этапной ступенькой в карьере Вашингтона. В фильме «Ураган», основанном на реальных событиях, за безупречно сыгранную роль боксера Рубина Картера, осужденного на три пожизненных срока и отсидевшего почти двадцать лет за убийство, которое он не совершал, актер получил премию Золотой глобус, Серебряного медведя на Берлинском кинофестивале и свою вторую номинацию на Оскар за лучшую мужскую роль.

«Я действительно сыграл многих исторических персонажей, но это, скорее, случайность. У меня нет никакого списка, из которого я постепенно вычеркиваю фамилии. Когда Ричард Аттенборо предложил мне сыграть Стива Бико («Клич свободы») я сказал «да». Когда несколько лет спустя Спайк Ли предложил мне сыграть Малкольма Икс, я сказал то же самое. Но никакого специального плана у меня не было».

Абсолютный успех не заставил себя долго ждать. Заветную статуэтку принесла в 2002 году роль коррумпированного копа Алонсо из «Тренировочного дня». Впервые в своей карьере сыграв отрицательного персонажа, Вашингтон снова был убедителен, как никогда.

«Я — актер. Нужно быть жестоким — я буду жестоким».
В роли полицейского Алонсо Харриса из «Тренировочного дня»

В том же 2002 году Сидни Пуатье (первому оскароносному афроамериканцу) вручили почетного Оскара, и два заслуженных актера рукоплескали друг другу под гром оваций и аплодисменты всего зала. Это был настоящий триумф, однако многие, наверное, были бы удивлены, узнав отношение самого актера ко всему этому:

«Я не слишком серьезно отношусь к наградам. Я присутствовал на всех этих церемониях достаточно часто, чтобы понять, что все это ничего не значит».

Что ж, сейчас, пожалуй, самое время, чтобы остановиться и не обременять читателя дальнейшим перечислением работ актера, часть из которых уже была озвучена выше. Однако отдельно стоит упомянуть, что после получения престижной награды, Дензел сел в режиссерское кресло и дебютировал достаточно крепкой драмой «История Антуана Фишера», а через пять лет последовала картина «Великие спорщики*», отмеченная номинацией на Золотой глобус как лучшая драма. В обеих картинах Вашингтон исполнил главные роли.

Совсем скоро актеру исполнится 58 лет, и за его плечами признание коллег, огромный профессиональный багаж и мудрость, обретенная с опытом, которая как нельзя лучше помогает понять эту порой суматошную жизнь:

«Возраст никогда не казался мне большой проблемой. Кино — это бизнес, где никто не считает твои годы. Только твои деньги. До тех пор, пока ты приносишь студии деньги, они ничего не скажут тебе, даже если ты прикатишь на съемочную площадку в инвалидном кресле без обеих ног. Но я говорю так только потому, что я не женщина. Мужчинам разрешено стареть. А женщинам положено оставаться двадцатилетними».

Широкая улыбка становится слегка грустной и Дензел добавляет:

«Один мой друг как то сказал: «Первые 50 лет ты живешь для них, потом 50 лет ты живешь для себя». Мне нравится такой подход, но одна штука насчет старости меня все же пугает: ты начинаешь замечать, как вокруг умирают люди, про которых ты говоришь «он ведь был совсем молодым». Я помню, что сказал так про моего знакомого, который умер в 58 лет от инфаркта. В пятьдесят восемь, да. А ведь когда тебе 20, то кажется, что 58 — это глубокая старость».

«Так в чем же все-таки секрет успеха Дензела?» — спросит самый неугомонный читатель, и получит очень простой, но исчерпывающий ответ от самого актера: «Мне нравится, как когда-то сказала Джулия Робертс: «Я обычный человек, который делает необычную работу».


Все новости