Вскоре, для написания сценария был нанят Дж. Майкл Стразински, который сразу же столкнулся с проблемой — как именно перенести события книги на большой экран? Роман Брукса представляет собой набор интервью разных людей, выживших во время мировой зомби-эпидемии, которые в хронологическом порядке описывают начало распространения инфекции, панику, массовую гибель людей и, наконец, победу человечества над ожившими мертвецами. Такой формат истории подходит для мини-сериала, но абсолютно непригоден для большого экрана.
Стразински нашел выход. В книге интервью у выживших берет неназванный сотрудник ООН, поэтому было решено сделать главным героем будущего фильма именно его, выстроив повествовании вокруг миссии по сбору информации о том, как началась эпидемия, и почему власти оказались бессильны что-либо предпринять.
Тот факт, что из книги мы ничего не узнаем про этого персонажа — ни его имени, ни национальности, ни возраста, ни взглядов на жизнь, — значительно упростил жизнь сценаристу, позволив адаптировать его под решившего сыграть главную роль Брэда Питта. Уже 30 апреля 2007 года Стразински представил первую, 127-страничную, версию сценария.
Джерри Лейн — сотрудник ООН, которому вместе со своей семьей удалось пережить события Мировой войны Z. После победы над мертвецами, жизнь, пускай и крайне медленно, начала постепенно возвращаться в Америку вместе с беженцами.
От своего начальника Джерри получает задание составить отчет о событиях последних лет, чтобы дать ответ на вопрос, который задают едва ли не все уцелевшие: «Как так получилось, что мертвые чуть не победили живых?» Первоначально Джерри не хочет отправляться в путешествие по всему миру и оставлять семью, где у него далеко не все благополучно, но затем все же берется за поручение.
Маршрут Джерри пролегает через многие города и страны: Китай, где зародилась эпидемия, и который радикально решил проблему мертвецов путем нанесения ядерного удара по северу страны; Израиль, который пережил войну отгородивших от мертвецов защитной стеной; Германию, и, конечно же, США. Через интервью очевидцев мы «видим» хаос и массовую гибель людей во время эвакуации населения из Индии, проигранную битву при Йонкерсе, рассказы о том, как люди пытались проникнуть в США через границу с Мексикой, как зомби пересекли океан на пассажирском авиалайнере и многое другое…
Сбор информации осложнен нежеланием местных властей сотрудничать с Джерри. Никто не хочет, чтобы правда о том, кто виноват в случившейся катастрофе, увидела свет, поэтому в ход идут подсовывание «не тех» свидетелей, слежка и психологическое давление. С 27-й страницы путешествие Джерри начинает чередоваться с флэшбеками, рассказывающими историю того, как он и его семья спасались от зомби на севере страны, и на какие жертвы им пришлось пойти, чтобы выжить.
Последствия войны ощущаются во всех сценах скрипта — в некогда крупных городах осталось очень мало людей и отсутствует электричество, практически полностью разрушена мировая торговля, чтобы попасть из одной страны в другую нужно пройти жесткий контроль. Сам сценарий получился весьма масштабный, жесткий и мрачный. По духу он вполне соответствует книге Брукса и достаточно лояльно относится к ее основным сюжетным линиям.
Две основные проблемы скрипта — отсутствие опасности для героя и отсутствие, собственно говоря, «войны». Если говорить о герое, то из скрипта мы точно знаем, что Джерри и его семья переживут эпидемию. Можно было бы ожидать, что в настоящее время Джерри будет угрожать правительство, не желающее, чтобы правда вышла наружу, но, к сожалению все ограничивается в основном словесными угрозами и слежкой, что, конечно, не так захватывает, как если бы ему пришлось бороться с прямым противодействием спецслужб.
Что касается боевых действий, то в конце сценария нам все-таки показывают окончившуюся катастрофой масштабную битву при Йонкерсе, но при этом совершенно не объясняют, как же именно люди смогли собраться с силами и победить мертвецов (как раз этому была посвящена заключительная треть книги).
Если бы автор добавил в скрипт линию преследования Джерри агентами спецслужб (тем более что сам Стразински упоминал в интервью, что при написании сценария вдохновлялся «Идентификацией Борна») и уделил часть сценария рассказу о победе человечества над зомби, то у него вышла бы работа, к которой практически невозможно было бы предъявить претензий.
Но и без этого, сценарий Стразински был вполне неплох. Он понравился Максу Бруксу, в одном из интервью назвавшего его «замечательным», а сайт AICN буквально рассыпался в комплиментах скрипту, сравнивая его с «Дитем человеческим» и даже весьма неосмотрительно намекая на то, что работа Стразински сможет претендовать на Оскар.
Сам же Стразински не стал сидеть без дела и через три месяца представил вторую, теперь уже 117-страничную, редакцию сценария.
В этой версии действие начинается в Филадельфии, которая вот-вот станет ареной схватки между военными и приближающейся к городу миллионной толпы зомби. Правительство намерено устроить гигантскую PR-акцию, показав в прямом эфире триумф американской армии, но операция оборачивается катастрофой, в результате чего гибнут почти все солдаты и жители Филадельфии. Среди немногочисленных выживших — Джерри и его семья, спасшиеся благодаря звонку его друга из ЦРУ, заранее знавшего, что всё закончится крахом. На протяжении следующих пятнадцати страниц мы видим, как Джерри с семьей пытаются спастись от преследующих их мертвецов, после чего переносимся в настоящее, где Джерри получает задание подготовить доклад о событиях Мировой войны Z.
Дальнейшая часть сценария большей частью соответствует начальной версии Стразински, но часть элементов подверглась изменениям. Так были урезаны эпизоды в Китае и Израиле, была убрана сцена разговора Джерри с вице-президентом. Зато в скрипте появилась одна из ключевых линий книги, связанная с «планом Родекера», а открывающая битва за Филадельфию стала более масштабной, нежели битва при Йонкерсе в первой редакции.
В целом, вторая редакция сценария лучше первой. Пусть она на десять страниц короче, зато за счет более удачной структуры повествования производит лучшее впечатление и более динамична. Кроме того, Стразински добавил важный финальный штрих — своеобразный политический манифест Джерри, который достаточно удачно закрывает скрипт.
Конечно, Стразински не удалось полностью решить ни одну из двух основных проблем своего сценария, но и без этого уровень его работы был вполне высок для такого сложного и масштабного студийного проекта. По большому счету, уже тогда продюсерам надо было дать добро этому сценарию и спокойно готовиться к съемкам.
Но растянувшийся пре-продакшн по всей видимости сыграл злую шутку с будущим фильмом. Даже несмотря на участие Питта, масштабному проекту недоставало средств, и пока студия Paramaunt была занят уговариванием Skydance Productions поучаствовать в финансировании проекта, для переписывания сценария был нанят Мэтью Майкл Карнахан, представивший 12 апреля 2010 года 120-страничную версию сценария, имевшую мало общего как с работой Стразински, так и с первоисточником Брукса.
В своей работе Карнахан полностью отказался от основополагающего принципа первоисточника — интервью с очевидцами. Теперь, события скрипта происходят прямо во время эпидемии. Действие начинается в Филадельфии, во время атаки зомби, непонятно откуда появившихся в городе. На протяжении тридцати страниц Джерри с семьей спасается от наступающих мертвецов, после чего эвакуируется на авианосец. Далее, в стиле сериала «Звездный крейсер «Галактика» нам дают цифры выживших, что собрались на корабле, и показывают карту мира. Через несколько страниц, по очень плохо объясненной причине, Джерри оставляет семью на корабле и решает лететь в Корею, чтобы искать лекарство от эпидемии.
После того, как действие переносится в Корею, скрипт буквально разваливается на мелкие кусочки — про поиски причин эпидемии и лекарства забывают уже через пару страниц, а герой зачем-то отправляется в Израиль (единственное светлое пятно во всем израильском эпизоде — это сцена, в которой многотысячной толпе зомби удается прорвать защитную стену и ворваться в Иерусалим), а затем попадает в Москву.
Достаточно тяжело описать в подробностях (да и, видимо, в этом нет особого смысла) тот феерический идиотизм, что начинает твориться после прилета героя в Россию, но любители клюквы явно остались бы довольными. Тут и spetsnaz, который вначале грабит, а затем расстреливает стариков и больных, а остальных выживших загоняет в метро, где они вручную толкают поезда и сражаются с зомби самодельными пиками и щитами. Тут и сцена, где Джерри наивно спрашивая, почему никого из покусанных зомби не пытаются спасти путем отрубания раненной конечности, а сразу убивают, получает классический ответ: «Это Россия!». Тут и Красная площадь, где отряды мусульман, христиан, иудеев и атеистов сражаются с зомби с помощью подручных средств. Тут и морозы, которые в России страшны даже мертвым. И конечно, много-много vodka.
Безусловно, можно возразить, что сама книга Брукса изобиловала национальными штампами — но там они скорее добавляли колорита рассказанной истории, в сценарии же вызывают дикое раздражение своей нелепостью.
И ведь, по сути, дело даже не в штампах, а в том, что сценарий Карнахана плох сам по себе. У героя нет абсолютно никакой убедительной мотивации — зачем он бросает семью и летит на край света, из сценария понять сложно. Также абсолютно неубедительно выглядит его трансформация из обычного чиновника в типичного голливудского героя, спасающего всех. Канули в небытие и все объяснения насчет того, как эпидемия распространилась по миру, и к каким геополитическим последствиям это привело (то есть, то, чем в первую очередь и была интересна книга).
Даже сам стиль сценария изменился к худшему — на смену компактным и хорошо читаемым абзацам пришли громоздкие, тяжело написанные и неудобно читаемые, а диалоги стали достаточно посредственными. И хотя уровень насилия в скрипте по-прежнему соответствовал рейтингу R, из него исчезли все ругательства, что поневоле наводит на нехорошие подозрения по поводу будущего рейтинга. Возможно, основным плюсом сценария Карнахана является то, что, в отличие от предыдущих версий, тут нам действительно показывают боевые действия между людьми и зомби — но по всем же остальным параметрам он безнадежно уступает скрипту Стразински.
Сейчас трудно сказать, почему сценарий претерпел такие метаморфозы, и студия дала зеленый свет именно работе Карнахана, а не Стразински. Возможно, сказалось желание Питта сыграть более героическую роль, эдакого Уильяма Уоллеса. Возможно, все дело в стремлении студии сделать на основе материала Брукса долгоиграющую франшизу — в концовке сценария Карнахана разве что не хватает только надписи “to be continued”. А вероятнее всего — и то, и другое.
Съемки фильма начались летом 2011 года, и вскоре последовали первые неприятности в виде оружейного скандала, когда венгерская полиция конфисковала со съемочной площадки незаконно ввезенное оружие. Затем пришли сообщения о том, что студия планирует трилогию, а летом 2012 года было объявлено о семинедельных (что по голливудским меркам весьма много) пересъемках фильма, и переносе премьеры с декабря 2012 на лето 2013 года.
Продюсеры сразу же стали уверять, что на самом деле всё замечательно, и слухи о неспособности Марка Форстера вытянуть такой крупный проект — не более чем домыслы. Инсайдеры стали распространять информацию о том, что на руках у студии якобы отличные начальные пятьдесят минут фильма (что, кстати, вполне соответствует сценарию Карнахана, который получается воспринимать более-менее нормально как раз в течение начальных сорока пяти страниц). В конечном счете, для экстренной переделки скрипта продюсеры попытались «выписать» Дэймона Лайндлофа, но ввиду его занятости работу получил Дрю Годдард.
Что же, в конечном счете, получится из всего этого многострадального проекта? Вероятно, всё зависит от того, какая часть наследия Карнахана попадет в фильм, и какие именно эпизоды были досняты летом. Достаточно скоро широкой общественности планируют показать первые кадры из будущего фильма, что, вероятно, позволит хоть как-то прояснить данный вопрос. За последние годы на экраны вышло бесчисленное количество зомби-фильмов, казалось бы, вдоль и поперек исследовавших тему оживших мертвецов. Книга Брукса дала возможность взглянуть на зомби-жанр под свежим и довольно необычным, «политическим», углом. Будет весьма обидно, если студия и продюсеры так и не смогут воспользоваться этой возможностью.