Рецензия на сценарий «Когда наступает ночь»

filmz

Небольшой городок, лето, старшеклассники, любовь, ревность и загадочное убийство, последствия которого еще долго будут влиять на жизнь горожан. Таковы основные элементы сценария, занявшего почетное второе место в «Черном списке» лучших неспродюсированных работ 2011 года.

When the Street Lights Go On
Автор: Крис Хаттон и Эдди О’Киф
Жанр: драма
Логлайн: Начало 1980-х. Город переживает последствия жестокого убийства школьницы и учителя
Объем: 108 страниц
Версия: от 29 июня 2011 года

Маленькой город Колфакс, жаркое лето 1983 года. Все идет своим чередом — взрослые проводят вечера перед телевизором, а выходные на барбекю у соседей, молодежь наслаждается каникулами и всячески отрывается. Даже нелепые несчастные случаи не могут испортить идиллическую картину жизни небольшого городка.

Но вскоре все изменится: неизвестным убийцей будут застрелены популярная в школе старшеклассница Крисси и учитель английского, крутивший роман с не по годам взрослой ученицей. Это событие сотрясает размеренную жизнь горожан и порождает цепь событий, последствия которых еще долго будут отдаваться в сердцах людей, ставших свидетелями тех событий.

У полиции быстро появляются первые подозреваемые, основным из которых становится главный городской хулиган Каспер Татум. Про Каспера ходят разные нехорошие слухи, вроде того, что ему уже доводилось убивать. Еще один потенциальный подозреваемый — Бен, капитан местной футбольной команды, который когда-то встречался с Крисси и вполне мог отомстить ей и ее возлюбленному. Но, кто знает, возможно, это мог быть и кто-то еще.

В любом случае, правоохранительным органам не удается найти ни единой улики, и потому убийца остается непойманным. А когда и Бен, и Каспер влюбляются в Бекки, сестру покойной Крисси, клубок противоречий, ревности и подозрений сплетается еще больше, что грозит всем участвующим лицам последствиями, исход которых они вряд ли могли бы предугадать…

«Когда наступает ночь*» относится к той необычной категории сценариев, суть которых трудно выразить в двух словах, также как и трудно объяснить, почему они вызывают такой эмоциональный отклик при прочтении.

История рассказана с точки зрения Чарли Чемберса, на тот момент 15-летнего подростка, работающего в школьной газете и тоже неровно дышащего к Бекки, который уже в наше время вспоминает те далекие дни. Фактически, Чарли не участвует напрямую в описываемых событиях и выступает в роли стороннего наблюдателя, рассказывающего нам про тот трудный год.

Практически каждая страница сопровождается его закадровым голосом, по ходу повествования часто возникают флэшбеки и монтажные нарезки. В сценарии нет явно обозначенного главного героя (в разные моменты повествование концентрируется на разных персонажах), также как и нет четко выраженной мотивации у персонажей. Да и какая может быть мотивация у школьников, просто живущих своей жизнью?

Так почему же, несмотря на то, что работа Криса Хаттона и Эдди О’Кифа нарушает многие базовые сценарные правила, она все равно работает?

Нельзя не отметить грустное послевкусие, которое остается после прочтения работы и не отпускает некоторое время, чем может похвастаться далеко не каждый голливудский сценарий

Во-первых, за счет атмосферы, которая в чем-то схожа с такими фильмами как «Зодиак», «Воспоминание об убийстве» и «Донни Дарко». Посредством всех этих флэшбеков, закадрового голоса, рассказывающего про те события через призму восприятия уже 40-летнего Чарли, сценаристы создают определенное настроение, какое-то чувство ностальгии, которое, видимо, доводилось испытывать практически каждому, кто хоть раз вспоминал что-нибудь из своего прошлого, задумываясь при этом, а могло ли всё тогда сложиться совсем по-другому? Такой стиль более характерен для умудренных жизнью людей, тем более удивительно, что обоим авторам сценария нет еще и двадцати пяти.

Во-вторых, свою роль играет присутствие где-то за кадром убийцы, способного хладнокровно застрелить двух человек, которые за минуту до этого были полны жизни и радовались своей любви. А в тот момент, когда мы, наконец, забудем про его существование, он неожиданно напомнит о себе, оставив после себя горькую рану.

В-третьих, нельзя не отметить грустное послевкусие, которое остается после прочтения работы и не отпускает некоторое время, чем может похвастаться далеко не каждый голливудский сценарий.

Потому нет ничего удивительного в том, что скрипт занял такое высокое место в «Черном списке» 2011 года. С другой стороны, если работа Хаттона и О’Кифа при всех хороших отзывах так и останется неспродюсированной, это тоже вряд ли кого-то удивит. Из такого фильма будет крайне сложно сделать трейлер, который привлечет в кинотеатры толпы зрителей. Сценарий достаточно сложно классифицировать с жанровой точки зрения — детективная составляющая присутствует, но она отнюдь не главная — авторы сконцентрированы не на поисках убийцы, а на показе того, как убийство влияет на окружающих людей, потому с некоторой натяжкой это можно назвать драмой с небольшим элементом триллера и детектива. К сожалению, в Голливуде найдется не так много продюсеров, готовых рискнуть и вложить деньги в такую постановку. Возможно даже, что это именно тот сценарий, который на бумаге работает лучше, чем будучи перенесенным на большой экран.

Последние сведения о скрипте датированы весной этого года. Тогда сообщалось, что его приобрела студия Anonymous Content, а на пост режиссера претендовали Дрю Бэрримор и Бретт Морген (для последнего кино стало бы дебютом) — но с тех пор других новостей о проекте не поступало.

Пока трудно сказать, будет ли фильм все же снят, или этот необычный сценарий так и останется на пыльной полке. В любом случае, даже если скрипт и не дойдет до зрителя, это одна из тех работ, которые не забываются, оставаясь в памяти подобно тому, как описанные в ней события навсегда остались в памяти героя.


Все новости