Уроки лояльности | «Новая норма*»

filmz

В понедельник в эфире NBC стартовала еще одна ситуационная комедия — «Новая норма*» о двух геях, которые захотели завести ребенка и решили прибегнуть к помощи суррогатной матери. «Настоящее кино» делится впечатлениями от просмотра первой серии одной из самых провокационных новинок нынешнего сезона.

Представления о том, что такое нормальная семья, какие конфигурации ячейки общества приемлемы, серьезно поменялись за последние два десятилетия. Если не в России, где принимают несуразные законы против и так затравленных меньшинств и где церковные установления имеют не рекомендательную силу, но применяются как аргумент в юридической практике, то в Америке, где победивший либерализм не просто обязывает всякого ненавистника следить за языком, но и делает возможной обстоятельную дискуссию в обществе. Нельзя сказать, что консенсус достигнут. Недаром в программе Демократической партии США только сейчас появился параграф о поддержке однополых браков: легализация гомосексуальных отношений, в отличие от какой-нибудь свободы слова, по-прежнему служит основанием для выбора политических предпочтений.

И все-таки большинство американцев смирилось с тем фактом, что двое мужчин или женщин могут искренне любить друг друга. Однако вопрос о воспитании детей такими парами часто становится последней каплей. Противники однополых родителей утверждают, что ребенку нужна традиционная семья, чтобы усвоить правильные ролевые модели. Заступники считают это вздором и справедливо указывают на то, что папа, мама, я вовсе не обязательно счастливая семья. Внести ясность могли бы научные изыскания, но радикальные поборники с обеих сторон по обыкновению ругают социологов либо за их ангажированность, либо за сомнительную методологию исследования, которая подчас и вправду не бесспорна.

Как бы то ни было, сейчас ученые все чаще сходятся во мнении, что трансформации, которые претерпевает институт семьи, не несут в себе угрозу. Недавно в прогрессивном издании Salon вышел материал под провокационным заголовком «Счастливее ли дети гомосексуалистов?», где приведены результаты последних исследований. В одном из них, опубликованном в Journal of Marriage and Family, говорится, что дети однополых родителей «статистически неотличимы» от чад традиционных пар: их академическая успеваемость, самооценка и социальные навыки — в пределах нормы. С точки зрения апологетов перемен не может быть ничего важнее этого признания. Тем удивительнее, что NBC в лице Роберта Гринблатта, первого открывшегося гея в кресле президента широковещательного канала, Райана Мерфи («Лузеры» Fox, «Американская страшилка*» FX), также гомосексуалиста и активиста за права меньшинств, и лесбиянки Эли Адлер («Лузеры») своей комедией «Новая норма*» будто пытаются насолить всему LGBT-сообществу.

Дэвид (Джастин Барта, виновник торжества в «Мальчишник в Вегасе») любит футбол и пиво, Брайан (Эндрю Рэннеллс, «Холостячки») любит прихорашиваться перед зеркалом, а болельщицкие комментарии встречает неуклюжими шутками про Мадонну; оба любят друг друга. Однажды Брайан дежурно прогуливался по торговому центру и натолкнулся на улыбающегося ребенка в коляске – милейшую вещь, что он когда-либо видел, – и захотел такого же. После умилительных препирательств Дэвид соглашается стать отцом, и парочка начинает поиски донора яйцеклетки – в итоге им становится девушка, жалующаяся на сходство с Гвинет Пэлтроу. Следующий шаг — найти суррогатную мать. Тут на горизонте появляется златокудрая простушка по имени Голди (Джорджия Кинг, «Таннер Холл*»). Ей чуть больше двадцати, и у нее уже есть дочка Шанайя лет семи (Бебе Вуд), но почти нет денег, поэтому она охотно соглашается выносить плод за 35000 долларов. В семье Голди три поколения подряд женщины беременеют еще в школе, а началось все с ее бабушки Джейн (Эллен Баркин), которая отчаянно пытается отговорить внучку от помощи двум грешникам.

«Новая норма*» — пропагандистское шоу, бессовестно манипулирующее зрителем, и отсюда все его проблемы. В нем шесть ведущих персонажей, и все плоские, как агитационный плакат. Брайан и Дэвид — типичная гей-пара из телевизора. Один — жеманный позер, лишенный всякой маскулинности, другой — наоборот, настоящий мужик из щекочущих девичьих фантазий: сильный, но нежный и, что немаловажно, ухоженный. Ассистентка Брайана по имени Рокки (НеНе Ликс, «Лузеры») — каноническая транссексуалка: с гонором, короткой стрижкой, сиплым голосом и самым мужественным именем на свете. Крошка Шанайя — этакая маленькая мисс Счастье в не менее дурацких очках, чем те, что носила Эбигейл Бреслин. И хотя не по годам смышленая девочка поначалу кажется необязательным элементом вроде милой наволочки с блошиного рынка, кое-какую роль в сюжете она все-таки играет: Шанайя — единственная опора Голди, у которой, конечно, золотое сердце, но уж очень ранимая душа. Вместе они противостоят Джейн — опереточной злодейке, чья ксенофобия — всего лишь затаенная обида на бывшего мужа, перемноженная на вопиющее хамство.

В середине девяностых ДеДженерес была одним из самых популярных комиков в стране. Осенью 1996 года поползли слухи, что ее персонаж в «Эллен*» — лесбиянка. На протяжении следующих шести месяцев ABC от души подливал масла в огонь, провоцируя слухи. Наконец, следующей весной актриса появилась на обложке журнала TIME; лаконичный заголовок гласил: «Ага, я гей». А через неделю в эфир вышел эпохальный эпизод, где уже ее вымышленная Эллен раскрыла свою ориентацию. Аудитория трансляции составила фантастические 42 миллиона зрителей. Это был первый случай, когда главный герой вечерней комедии оказался гомосексуалистом.

В пилотной серии прямым текстом провозглашается основная мысль (аномалии — новая норма), благополучно разрешается центральный конфликт (рожать или не рожать), разоблачается и дискредитируется единственная антагонистическая сила (Джейн). Остается только гадать, что же еще можно запихнуть в этот сериал. Все, что приходит на ум, едва ли вписывается в формат агитситкома. В свою очередь, в нарезке после титров авторы обещают много теплых объятий и других трогательных моментов. Прямо сказать, не густо. Но дело даже не в том, что Мерфи и Адлер особо нечего предложить зрителям. Основная проблема «Новой нормы*» в том, что неясно, на кого она рассчитана. Ее гуманистический посыл, преподнесенный с обескураживающим простодушием, — по меньшей мере, аксиома для людей, которые с ним согласны, а скорее избитая пошлость. Колеблющихся едва ли проймет столь приторная история. Клюнут разве что традиционалисты — мормоны и баптисты уже заглотили наживку. Но консерваторы не станут смотреть сериал, а лишь разгромят его в масс-медиа. Глядишь, Дэвид и Брайан не успеют познать радость отцовства.

Перед выборами 2008 года популярный комик Крис Рок колесил по миру в рамках тура «Убейте вестника». Естественно, он не мог обойти стороной политическую повестку. В одном из своих искрометных пассажей Рок прошелся по рэпперу Flavor Flav из ансамбля Public Enemy, который известен своим нездоровым пристрастием к нарядам канареечного цвета и нелепым аксессуарам вроде настенных часов на шее. «Одень костюм, ниггер! У нас тут намечается черный президент!» — выпалил юморист. По-хорошему, той же Эллен ДеДженерес, чья эпохальная роль в ситкоме «Эллен*» на ABC пятнадцать лет назад навсегда изменила телевидение, стоит одернуть Мерфи и компанию: мол, ребята, тиражирование стереотипов нисколько не способствует обретению гражданских прав — спросите у русских.


Все новости