Домашняя касса: Что ждать от российского HBO?

filmz

Итак, к концу года у нас должен появиться свой собственный HBO — точнее, целых три, в одном пакете. Официального подтверждения этой информации по-прежнему нет, как нет и новых подробностей благословенного колонизаторского проекта: на текущий момент для непосвященного человека «HBO-Россия» — полусбывшаяся мечта, достаточно осязаемая, чтобы не щипать себя, но в то же время настолько туманная, что померещиться может что угодно.

Ведь что такое HBO? «Клан Сопрано», «Прослушка», «Игра престолов», «Умерь свой энтузиазм» — да, но не только. В России, если верить источникам газеты «Ведомости», которая распространила радостную весть, сериалам будет отведен один канал из задуманных трех. Показывать там будут не только многосерийки HBO, но и проекты, изначально вышедшие под чужим логотипом. Таким образом, отечественный зритель вдобавок сможет вполне законно насладиться каким-нибудь «Боссом*» или «Спаси меня*», а мы, в свою очередь, с облегчением уберем астериск из названия. Также HBO славен телефильмами собственного производства — в них снимаются звезды первой величины, правда, уже немолодые; они затрагивают темы, традиционно выпадающие из поля зрения голливудских воротил, и не клеймятся парализующим рейтингом PG-13. Без таких телефильмов, видимо, не обойдется.

Еще HBO — это короткий путь к свежему кино. Система релизных окон в последние годы видоизменилась, однако по-прежнему здравствует. Мы привыкли, что, пропустив ленту в прокате, приходится ждать ее выхода на физических носителях. Иногда это три недели, чаще — несколько месяцев, а порой и еще дольше. Появление HBO, по идее, должно скорректировать положение. Прелесть премиальных каналов в том, что они предоставляют своим подписчикам возможность посмотреть фильмы, только-только отгремевшие в мультиплексах. Для многих именно этот фактор, а не эксклюзивные передовые сериалы, имеет решающее значение, ведь билеты на сеанс недешевы, особенно если идти всей семьей, есть попкорн и потягивать газировку — во всяком случае, в США. Поскольку HBO принадлежит медиа-конгломерату Time Warner, речь идет, прежде всего, о библиотеке Warner Bros. Pictures, хотя в Америке Home Box Office договорился и с другими крупными голливудскими студиями. В пакете, который предложат российскими абонентам, второй канал будет посвящен как раз «большому» кинематографу.

Все национальные версии канала HBO предполагают через два-три года вещания запуск локального производства

А вот профиль третьего канала — загадка. Если предположить, что он будет спроектирован по американскому образцу, то там могут крутить передачи для всей семьи, образовательные программы для ребятни и мультфильмы для самых маленьких. Хотя в такой ипостаси Home Box Office у нас практически неизвестен, шоу HBO Family удостаиваются высоких оценок и довольно часто номинируются на так называемую «Дневную «Эмми» (Daytime Emmy Awards). Другая важная позиция в портфолио HBO — трансляции боксерских поединков и спорт вообще. И раз кровавые развлечения у россиян традиционно в почете, резонно ждать их появления и здесь. Из года в год на HBO выходят любопытные комедийные проекты: скетч-шоу, записи концертов — например, великолепный «Убейте вестника*» Криса Рока, экспериментальные передачи вроде «Шоу Рикки Джервейса*». И, конечно, документальное кино — актуальные и зачастую нелицеприятные ленты, влияние которых настолько велико, что они нередко формируют всеамериканскую повестку дня.

Но, в конце концов, рассуждать, какие именно права купят местные функционеры, не слишком интересно. Важнее другое. Два года назад Линда Дженсен, генеральный директор HBO Central Europe, в разговоре с журналистом «Искусства кино» заявила буквально следующее: «Все национальные версии канала HBO предполагают через два-три года вещания запуск локального производства. Речь идет о сериалах такого качества, которое соответствует критериям HBO». Очевидно, Россия не исключение, тем более собеседник «Ведомостей» также обмолвился, что в перспективе отечественные проекты могут попасть в программную сетку. Тут, конечно, возникают вопросы. Первый — кто это будет делать? Запуском HBO Russia занимается компания «Амедиа», ответственная за ситком «Моя прекрасная няня», мыльную оперу «Не родись красивой» и, так сказать, процедурную драму «Петровка, 38. Команда Семенова». Что «Петровка, 38» далеко не «Прослушка», объяснять не приходится.

Однако необходимо проговорить пару слов о том, почему еще одна «Петровка, 38» недопустима, да и, по-хорошему, невозможна. Один уважаемый критик в частной переписке выдал: «Словосочетание «кабельное телевидение» в нашей стране воспринимается как нечто маргинальное». Хочется верить, что появление столь благородного бренда изменит представления аудитории — и что в головах людей, которые будут определять политику нового канала, оно уже поменялось. Ведь что такое HBO? Это развлечение для вполне конкретной публики — взрослых с лишними деньгами и головой на плечах, по-простому — для среднего класса. Поскольку доходы канала будут поступать непосредственно из кошельков зрителей, в выборе контента придется потакать их прихотям — и одновременно соответствовать громкой вывеске. А о запросах потенциальных подписчиков после выборов в Государственную Думу стало известно, кажется, все. Один из них — качественное телевидение. Другое дело, что в трансформирующейся юридической реальности чаяния неравнодушных граждан все менее легитимны, и это так не по-эйчбиошному. Поэтому второй вопрос о контенте местного производства — как его вообще сделать? Честный мини-сериал про войну в Чечне, драма о жителях Крымска, пытающихся вернуться к нормальной жизни, пафосный памфлет про «Центральное телевидение», пылкая апология гомосексуализма, сатирическая комедия о премьер-министре или, упаси Господи, РПЦ — не верится, что у нас будет свое «Поколение убийц*», «Тримей*», «Отдел новостей*», «Настоящая кровь» и «Вице-президент*». Так ведь ненароком можно и закрыться по сугубо экономическим причинам. Или получить от неутомимого законодателя Федорова плашку иностранного агента.


Все новости