История киноадаптации «Человека-паука». Обзор нереализованных сценариев

filmz

Что получится, если взять одного из самых популярных персонажей комиксов и самого кассового режиссера всех времен, который горит желанием поставить фильм? Ответ прост — абсолютно ничего.

Cannon Films (1985 — 1988)

В 1985 году, студия Cannon Films, специализировавшаяся на низко и среднебюджетных фильмах, за 225 000 долларов и проценты от будущих сборов заключила с Marvel Comics пятилетний опцион на постановку полнометражного фильма про Человека-паука.

Первоначальным замыслом продюсеров Менэма Голана и Йорама Глобуса было сделать фильм ужасов в стиле Человека-волка, для чего режиссером был назначен Тоуб Хупер («Техасская резня бензопилой 2»). Сценарист Лесли Стивенс написал тритмент, где одержимый созданием расы мутантов ученый намеренно облучал радиацией журналиста Питера Паркера после чего тот мутировал в огромного, покрытого шерстью и склонного к самоубийству, восьмирукого монстра и в дальнейшем боролся со своим создателем.

Стэн Ли не пришел в восторг от такой трактовки своего персонажа и предложил продюсерам сценарий, написанный Тедом Ньюсомом и Джоном Бранкато, где действие должно было происходить в Нью-Йорке, а главным злодеем выступал Отто Октавиус (доктор Осьминог). Продюсеры согласились, и новым режиссером был назначен автор нескольких низкобюджетных боевиков c Чаком Норрисом («Пропавшие без вести», «Вторжение в США») Джозеф Зито. Поскольку студия планировала снять фильм за сумму не превышающую 15-20 миллионов долларов, то для переделки сценария был нанят Барни Коэн.

Начался процесс пре-продакшна, в ходе которого обсуждались разные кандидатуры на главную роль, в том числе Том Круз на роль Паркера и Боб Хоскинс на роль Отто Октавиуса. Сам Стэн Ли хотел сыграть газетного редактора Джея Джеймсона.

Однако всем этим планам не было суждено сбыться — провалы «Мастеров вселенной» и четвертого «Супермена» ввергли студию в кризис. Было решено урезать бюджет до 10 миллионов, на что Зито никак не мог согласиться, и потому его пришлось уволить. Шепард Голдман, Дон Майкл Пол и Итан Уайли поочередно переписывали сценарий, раз за разом уменьшая его бюджет.

В конечном счете, пост режиссера достался еще одному известному режиссеру фильмов категории В — Альберту Пьюну. Он получил от агонизирующей студии 10 миллионов долларов и в 1988 году должен был снять на них два фильма одновременно — «Человека-паука» за 6 миллионов и сиквел «Мастеров вселенной» за 4 миллиона. О качестве предполагавшихся съемок говорит хотя бы тот факт, что Альберт Пьюн сейчас уже и не помнит, кто же именно был выбрал им на роль Питера Паркера.

Но за две недели до начала производства студия, погрязшая в долгах и потратившая уже два миллиона долларов на проект, отменила съемки — обвал ее акций на фондовой бирже привел к тому, что Голан и Глобус лишились всех оставшихся средств. Вдобавок, американская Комиссия по ценным бумагам и биржам начала проводить расследование деятельности студии, подозревая ее руководство в финансовых махинациях.

Менэм Голан и Йорам Глобус

В результате Cannon Films и часть ее активов была выкуплены холдингом Pathé Communications, но права на постановку «Человека-паука» остались у Менэма Голана.

Альберт Пьюн же попытался хоть как-то воспользоваться неиспользованным реквизитом и снял за 24 дня и 500 000 долларов фильм «Киборг» с одним малоизвестным на тот момент бельгийским кикбоксером в главной роли.

21st Century Film Corporation (1989 — 1992)

Вконец разругавшись со своим бывшим деловым партнером, Голан основал студию 21st Century Film Corporation и решил во что бы то ни стало поставить «Человека-паука».

Голан развернул бурную активность — продлил Марвеловский опцион до января 1992 года, отказался от дешевых переработок последующих авторов в пользу начального сценария Ньюсома и Бранкато (он просто поменял его дату с 1985 на 1989 год) и в том же году объявил на Каннском кинофестивале о том, что съемки фильма начнутся в сентябре, после чего умудрился продать телевизионные права компании Viacom.

Некоторое время шли переговоры и со студией Columbia — первоначально она выкупила лишь права на выпуск фильма на VHS в США, но затем заинтересовалась возможностью заиметь свою собственную долгоиграющую франшизу. На тот момент режиссером фильма значился Стивен Херек, а Фрэнк ЛаЛоджиа и Нил Руттенберг по очереди переписали сценарий, но студия так и не была удовлетворена ни одним из вариантов.

Приход Джеймса Кэмерона и Carolco (1992 — 1996)

Тут на сцену и вышел Джеймс Кэмерон, мечтавший снять фильм про Человека-паука еще со школьных лет. Он стал уговаривать студию Carolco, с которой он только что выпустил «Терминатор 2: Судный день», заключить сделку с Голаном на постановку фильма. Для того чтобы убедить студийных чиновников, он выслал им изначальный сценарий Джона Бранкато, Барни Коэна и Теда Ньюсома со своими правками.

Джеймс Кэмерон
В данном сценарии Питер Паркер является скромным студентом университета, который влюблен в девушку по имени Лиз, но из-за своей нерешительности никак не может сделать первый шаг. Параллельно, Питер пытается подрабатывать фотографом местной газеты, но это у него получается не очень хорошо.
В университетской лаборатории гениальный и слегка безумный доктор Отто Октавиус и его помощник Вейнер проводят опыты на циклотроне. Доктор разработал теорию анти-силы, согласно которой существует наш мир и параллельный ему анти-мир. Согласно его теории, между мирами можно проделать своего рода портал. Руководство университета не в восторге от Октавиуса и его методов и держит доктора лишь потому, что понимает, что рано или поздно он получит Нобелевскую премию, что добавит престижа их заведению.
В конце концов, один из экспериментов Октавиуса приводит к пожару. Это становится последней каплей, и профессор Торкель, у которого с Октавиусом давние разногласия, уговаривает профессора Розоморфа дать добро на закрытие экспериментальной установки. Узнав об этом, Октавиус впадает в ярость, и пытается любой ценой успеть закончить свой эксперимент.
Все эти события происходят в канун великого парада планет, когда все тела в солнечной системе выстраиваются в ряд, что приводит к изменению величины гравитационной силы, что может помочь доктору осуществить свой эксперимент. Питер Паркер работал с профессором Розоморфом и проводил вычисления на эту тему. Октавиусу нужны эти данные, и он пытается уговорить Паркера поделиться с ним результатами исследования. Питер отказывается, ибо считает неэтичным выдавать результаты чужих трудов и уходит.
Разозленный Октавиус проводит эксперимент без необходимой информации, но из-за паука, залезшего на чувствительное оборудование, происходит катастрофа — своего рода энергетический шторм. В результате лаборатория становится похожа на сюрреалистическую картину Дали, представляя собой сплав из причудливо вплавленных один в другой предметов самой невероятной формы. Сам доктор тоже пострадал — из-за искривления пространства, четыре механические руки, с помощью которых он проводил эксперименты, оказались буквально вживлены в его грудь.
К лаборатории стягиваются спасатели, пресса и студенты. Редактор газеты, где работает Паркер, предлагает ему 50 долларов за фотографии разрушенной лаборатории. Паркер соглашается, проникает внутрь, где его и кусает тот злосчастный паук.
Паркеру сразу становится плохо, он еле выбирается из здания и затем бредет как в тумане по улице. Его чуть не сбивает машина, но в последнюю секунду Паркер отпрыгивает, после чего оказывается, что висит на стене здания. Он обнаруживает на запястьях отметины, из которых выходит паутина и начинает проверять свои способности — прыгает с крыши на крышу, ползает по стенам. Его замечает один телевизионный промоутер, который предлагает Паркеру выступить на MTV.
Паркер вначале раздумывает над этим предложением, затем соглашается. Оказывается, что его пригласили в рестлинг-шоу, за победу в котором положена тысяча долларов. Паркеру выдают реквизит (это костюм Человека-паука), дают прозвище «Удивительный Человек-паук», после чего он выступает, побеждает местного чемпиона и становится звездой MTV.
Тем временем, доктор Октавиус просыпается в больнице. К нему приходит профессор Торкель, чтобы рассказать, что циклотрон теперь будет навсегда закрыт. Октавиус в ответ говорит, что во время взрыва он видел другой мир, который был прекрасен, и теперь его основная цель в жизни проделать проход между двумя мирами, чтобы объединить их в один. После этого он убивает Торкеля и возвращается в разгромленную лабораторию, где встречает Вейнера.
Октавиус приказывает Вейнеру любой ценой добыть данные расчетов Паркера по параду планет, а сам приступает к ремонту циклотрона. Он идет на завод и заказывает кучу оборудования, после чего следует забавная шутка, вероятно, появившаяся после редактуры Кэмерона — на заводе ему выставляют счет в полмиллиона долларов и спрашивают, чем он будет платить? Октавиус сообщает, что наличными и затем зловеще добавляет «I'll be back soon!», после чего идет грабить инкассаторский броневик.
Тем временем Паркер замечает Вейнера, который пытается проникнуть в его жилище, и хорошенько припугнув его, отпускает. Близится канун Хэллоуина и все студенты и преподаватели идут на бал-маскарад. Парень Лиз по имени Флэш за прошедшее время стал большим фанатом Человека-паука и приходит в его костюме. Паркера это задевает, и он надевает свой костюм, затем спрыгивает с потолка на сцену и приглашает Лиз на танец, который в сценарии скромно назван «лучшим танцевальным номером в киноистории» — вначале пара вальсирует на танцполе, затем перемещается на стену, потом на потолок и даже на диско-шар.
Возвращаясь с танцев, у Питера срабатывает паучье чутье, и он на всех порах несется домой… Но слишком поздно. Как оказалось, Вейнер, решив, что данные Питера могут храниться у него дома, проник в дом и наткнулся на дядю Бена с дробовиком. В ходе потасовки, ружье случайно выстрелило, смертельно ранив дядю. После смерти Бена, Питер узнает, что полиция блокировала убийцу на складе и отправляется туда. Когда он карабкается по стене здания, полиция замечает его и, решив, что это сообщник Вейнера, открывает по нему огонь. Избежав полицейских пуль, Паркер попадает внутрь, где вступает в схватку с Вейнером. После небольших трудностей, он опутывает его паутиной и уходит, оставив прибывшую группу захвата в недоумении.
Разозленный неудачей, Октавиус решает лично наведаться к Питеру домой, после чего между героем и злодеем происходит первая схватка, в ходе которой Октавиусу удается получить диск с данными. Сделав расчеты, он тестирует циклотрон, результатом чего становится изменение гравитации в одном из районов Нью-Йорка, сопровождаемое катастрофическими последствиями — в частности, поезд метро выбрасывается из туннеля и в буквальном смысле влетает на 15-й этаж небоскреба.
Но мощности все равно не хватает, и тогда Октавиус отправляется за плутонием в хранилище ядерных отходов в Нью-Джерси. Там между Человеком-пауком и доктором Осьминогом происходит новая схватка, в которой Питеру снова не удается остановить злодея. Октавиус берет Лиз и Розенморфа в заложники и возвращается в лабораторию, где и происходит финальная схватка.
Октавиус запускает циклотрон на полную мощность, в результате чего лаборатория в буквальном смысле слова отрывается от земли и устремляется в небо. Доктор Розенморф погибает, а Паркер, схватив обломок трубы, сходится в драке с Октавиусом. Так как гравитация и угол наклона здания меняются, схватка происходит в самых странных локациях (фундамент здания, стена), а порой противники дерутся в положении вверх ногами. В конечном счета, Паркеру удается частично вырубить подачу энергии, из-за чего проход в другое измерение хоть и открывается, но он слишком мал, чтобы поглотить нашу вселенную. Недолго думая, расстроенный Октавиус, в лучших традициях безумных ученых, бросается в портал.
Питер и Лиз (которая уже догадалась о том, кто скрывается под маской) спасаются из падающего на землю здания, используя в качестве парашюта огромный американский флаг. Сценарий заканчивается тем, что по приземлении, Лиз спрашивает Питера, увидят ли они снова Человека-паука, на что он отвечает «Кто знает?», — и они целуются.

В принципе, этот сценарий, который стал плодом восьмилетнего творчества как минимум пяти человек, нельзя назвать плохим. Безусловно, в нем присутствует много жанровых штампов (вроде безумного ученого решающего уничтожить мир), клишированных диалогов и весьма условных с точки зрения логики моментов — но, тем не менее, в нем много изобретательного экшна, неплохих шуток, а финальная схватка, происходящая в весьма необычной локации, безусловно, послужила бы украшением будущего фильма.

Данный скрипт мог стать хорошей основой для зрелищного блокбастера, заложив, для поставившей его студии, фундамент весьма прибыльной франшизы.

Потому неудивительно, что прочитав сценарий, руководство Carolco согласилась с предложением Кэмерона и заключила сделку с Голаном, продлив опцион с Marvel до мая 1996 года.

Фан-постер с Майклом Бином

Закипела подготовительная работа — о проекте заговорили в прессе, стали появляться слухи насчет того, кто смог бы сыграть главные роли в будущем фильме (в частности, назывались Майкл Бин на роль Питера Паркера, Арнольд Шварценеггер и Лэнс Хенриксен на роль Отто Октавиуса), стали появляться промо-материалы и концепт-арты.

И тут возникла проблема — Менэм Голан счел, что Сarolco нарушила свои контрактные обязательства, не указывая его имя в рекламной кампании, и подал на нее в суд. В то же самое время, Carolco подало в суд на Sony (которая к тому моменту поглотила студию Columbia) и Viacom, требуя от них вернуть ей права, проданные Голаном еще в 1989 году.

Не имея возможности приступить к съемкам из-за непрекращающихся судебных тяжб, Джеймс Кэмерон решил принять предложение Арнольда Шварценеггера и вначале снять ремейк французской комедии «Тотальная слежка». Но перед этим, в августе 1993 года, за неделю до начала съемок «Правдивой лжи», он выслал Carolco и Marvel свой альтернативный 47-страничный тритмент «Человека-паука». Работа Кэмерона не была никак связана со сценариями предыдущих авторов, и предполагала постановку более мрачной и серьезной ленты.

Будущий фильм начинался бы с закадрового голоса Человека-паука, висящего на радиоантенне одной из башен-близнецов Всемирного торгового центра и рассказывающего нам свою историю.
Еще недавно Питер Паркер был обычным 17-летним пареньком. Его родители погибли в авиакатастрофе, сам он замкнут, у него нет никаких общих интересов со сверстниками (он вообще с некоторым презрением относится к ним), он очень увлекается наукой, но при этом почти ничего не знает о человеческих отношениях. Питеру безумно нравится девушка по имени Мэри Джейн, но он никак не решается поговорить с ней.
При посещении университетской лаборатории, где проводятся эксперименты по изменению ДНК у различных насекомых, Питера кусает паук. Ночью Паркера начинают мучить кошмары в стиле Дэвида Линча. Очнувшись утром, он обнаруживает, что забрался на вершину телевышки. Вскоре у него на руках появляются отметины, откуда начинает выходить паутина. Питер начинает экспериментировать со своими способностями — взбираться по зданиям, выпускать паутину, поднимать одной рукой машины. Фактически, ночь становится его прибежищем, когда он может свободно перемещается по крышам Нью-Йоркских зданий, наблюдая за происходящим на улицах.
Вскоре Питер решает немного подзаработать. Вначале он выбирает себе псевдоним, затем шьет костюм, делает на нем специальное обманное устройство, которое должно убеждать всех, что паутина выходит именно из него, а не из его рук, тренирует свой голос, чтобы его не узнали, и начинает уличные выступления, поражая публику своими способностями. Его выступления пользуются успехом, вскоре он начинает выступать на частных вечеринках, а затем и в различных ночных ТВ-шоу.
Достижения Питера не остаются незамеченными — его замечает некий Карлтон Стрэнд (Электро). Раньше он был обычным бандитом, уличной шестеркой, которую не жалко пустить в расход. Как-то раз, скрываясь от полиции, он попал на полигон по изучению молний.
Мощнейший заряд электричества прошел сквозь его тело, после чего Карл обрел удивительные способности: теперь, коснувшись телефона, он может прослушивать все разговоры, дотронувшись до компьютера, он считывает с него всю информацию, и может управлять энергией, генерируя мощнейшие электроимпульсы.
Он начинает зарабатывать, воруя информацию, и вскоре становится миллиардером, а все, кто стоит на его пути, умирают от сердечных приступов. Однако у его способностей есть и минус — когда он касается другого человека, того буквально бьет током, способным убить за пару секунд. И потому самый могущественный человек на Земле обречен на вечное одиночества, не имея возможности дотронуться до другого живого существа.
Стрэнд ищет таких, как он, чтобы управлять миром. Он уже отыскал некоего Бойда (Песочный человек) который когда-то был обычным техником на экспериментальном коллайдере, случайно подвергшимся облучению. В результате молекулы его тела приобрели способность менять свои свойства на свойства молекул песка — он может просочиться сквозь дверь, может превратить свой кулак в бетон… Нужно ли говорить, что пули его не берут?
Тем временем Питер постепенно приходит к мысли о том, что нужно бороться с несправедливостью в этом мире. Однако его жизненный опыт невелик, из-за чего возникают проблемы. Вначале он жестоко избивает (и вдребезги разносит новенький «Порше») бывшего парня Мэри Джейн, который ударил ее. Затем в ходе одной из прогулок по крыше видит, как в одной из квартир муж избивает жену, после чего вламывается в окно и нокаутирует его. Однако к его удивлению, вместо того чтобы броситься с благодарностями, женщина с криком «Не трогай его!» огревает горе-спасителя сковородкой по голове.
Вскоре Питер узнает, что он не единственный в мире человек с супервозможностями. После одного из ТВ-шоу он встречает Бойда, который в ходе небольшой драки демонстрирует Питеру свои способности, после чего оставляет записку с приглашением посетить особняк Стрэнда.
В это же время в жизни Питера происходит переломный момент — пытаясь получить заработанные им на ТВ-шоу деньги, он становится свидетелем ограбления, и, имея возможность задержать грабителя, отказывается это сделать. Возвращаясь к машине с дядей Беном, он обнаруживает, что автомобиль угнали, а дядя смертельно ранен.
Питер решает сам найти и покарать убийцу. Вскоре он обнаруживает его на заброшенном складе. После небольшой экшн-сцены (где Питер в стиле «Матрицы» уклонялся от пуль) он хватает убийцу и когда уже собирается прикончить его, узнает что это тот самый грабитель, которого он мог бы задержать. Осознание того факта, что он мог предотвратить убийство, буквально «ломает» его.
Питер хочет передать связанного преступника наряду полиции. Однако полицейские вместо благодарностей пытаются арестовать «психа в маске», и Питеру приходится убегать. Он начинает свою борьбу с преступностью, и вскоре понимает, что он совершенно один в этом мире, ибо все против него: копы (во-первых, им не нравится когда какой-то псих лезет в их дела, во-вторых — Питер как-то раз обезоружил наряд полиции, избивавший невиновного парня), пресса, которая, демонизируя его образ, поднимает свои рейтинги, и самое главное — преступный мир Нью-Йорка. Единственные, кто поддерживают Питера — люди, которых он спас от бандитов и уличная беднота, для которой он стал символов борьбы за лучшее.
Во время одного из своих ночных странствий, Питер (в костюме Человека-паука) спасает Мэри Джейн от бандитов, после чего у них завязываются романтические отношения.
Тем временем, Стрэнду наконец-то удается встретиться с Питером в своем роскошном особняке. Он пытается перетянуть юношу на свою сторону (эта линия немного напоминает отношения Дарта Вейдера и Люка из «Звездных войн»), однако действует слишком напористо и поспешно, из-за чего Питер отказывается. Стрэнд решает продемонстрировать Питеру свои способности и обрушивает на него поток энергии. Питер дает отпор, завязывается борьба, в ходе которой особняк подвергается полному разгрому. В конце концов, Паркеру удается бежать.
Взбешенный Стрэнд начинает компанию против Человека-паука — он платит СМИ, чтобы те поливали его грязью, нанимает людей, которые совершают преступления в костюме Человека-паука, из-за чего даже те, кто раньше поддерживал его, теперь начинают его опасаться. Сам Питер тоже находится на грани — когда он гонится за ворами, один из них срывается с крыши и разбивается насмерть. Оказывается, что это один из соседних подростков, которому было не на что купить еду… Однако Питер все же находит в себе силы идти до конца, и не отступать от своих принципов, пускай помощи ждать неоткуда.
В то же время Стрэнд, проанализировав зону деятельности Паука, приблизительно определяет место его проживания и направляет всех своих подручных в этот район.
Не подозревающий об этом Питер (в костюме Человека-паука) назначает свидание Мэри Джейн. Он переносит ее на верхушку Бруклинского моста, после чего они занимаются любовью (причем она ни разу не открывает глаза во время всего действа). Одному из подручных Стрэнда удается заснять встречу Питера и Мэри Джейн, и он похищает ее, а СМИ обвиняют в пропаже девушки Человека-паука.
Питер возвращается в особняк Стрэнда, и находит там труп бывшей подружки Стрэнда и видео с указанием места встречи (одна из башен близнецов Всемирного торгового центра). Через минуту в помещение врывается полицейский спецназ, который, увидев Питера рядом с телом, открывают по нему огонь. Питер выпрыгивает в окно, после чего следует зрелищная погоня, в ходе которой ему удается оторваться от полиции.
Он взбирается на крышу Всемирного торгового центра, после чего следует эпическая финальная битва, где герой и пара злодеев перемещаются между крышами башен-близнецов, сами здания подвергаются полному разрушению, а на Нью-Йорк обрушивается дождь из 250 миллионов долларов.
В конце концов, Бойд и Стрэнд погибают. Перед тем как скончаться от ран, Стрэнд видит Питера без маски и между ними происходит следующий диалог: «Ты что, еще учишься в средней школе? Да, выпускаюсь на следующей неделе... Невероятно!».
Тритмент заканчивается тем, что в благодарность за помощь с учебным проектом, Мэри Джейн на прощание целует Питера… и понимает, что он и есть Человек-паук.

По своему духу работа Кэмерона весьма сильно отличалась от сценариев предыдущих авторов — она была мрачнее, серьезнее, в чем-то реалистичнее и смелее. В ней было больше насилия, сцена секса, а также присутствовала ненормативная лексика, что крайне нехарактерно для голливудских комикс-экранизаций тех лет.

Также нельзя не отметить достаточно неплохо прописанных персонажей и крайне хорошо продуманную линию превращения Паркера из нелюдимого щуплого паренька в мужественного героя, который уверен в себе и готов идти до конца, даже если весь мир против него.

Нацеленность работы Кэмерона на более взрослую аудиторию смотрится тем более необычно, учитывая, что в те годы общим трендом в экранизации кинокомиксов было низведение их до более семейного и развлекательного уровня. Учитывая, что лишь через десятилетие тенденция переломилась, и на экраны начали выходить фильмы, доказавшие, что комиксы могут быть более серьезными и при этом оставаться весьма успешными, тем более остается жалеть, что в конечном счете работа Кэмерона так и осталась на бумаге.

Банкротство Carolco. Трехсторонняя судебная тяжба между Sony, MGM и Marvel (1996 — 1999)

В Голливуде тритмент Кэмерона был встречен весьма благоприятно. Казалось бы, всё, что оставалось теперь, так это написать на его основании полновесный сценарий, провести кастинг и можно будет готовиться к съемкам…

Но всем этим планам не было суждено сбыться. Некогда процветающая Carolco неумолимо приближалась к своему бесславному концу — в 1995 году после чудовищного провала «Острова головорезов» студия была объявлена банкротом. Вскоре, студия MGM выкупила права на все сценарии, написанные Кэмероном, Бранкато, Ньюсомом и другими сценаристами, после чего ее чиновники подали в суд на Marvel Comics, 21st Century Film Corporation и Viacom, с целью признать все остальные сделки по продаже прав на «Человека-паука» недействительными.

В следующем году ситуация запуталась еще больше — Marvel Comics и 21st Century Film Corporation тоже прошли через процедуру банкротства. Джеймс Кэмерон попытался спасти ситуацию, обратившись к студии 20 Век Фокс с просьбой воспользоваться возможностью и выкупить права на «Человека-паука» — но руководство не захотело лезть в судебную тяжбу и отказало ему. Позже Кэмерон сильно критиковал студию за то, что в стремлении сэкономить пару сотен тысяч долларов на услугах юристов, она упустила реальный шанс заполучить двухмиллиардную франшизу.

Письмо Джеймса Кэмерона в Marvel Comics от 20 августа 1993 года

В 1998 году Marvel Comics, прошедший через реорганизацию, выиграл суд, который постановил, что по условиям оригинальной сделки с Cannon Films права на «Человека-паука» должны были вернуться ему. Несмотря на то, что MGМ подал апелляцию, Мarvel, не теряя времени даром, тут же за 7 миллионов долларов продал права Sony. Но MGM не собирался так просто сдаваться, пригрозив выпустить конкурирующий фильм на основании сценарной заявки Кэмерона.

На это Sony нанесло удар ниже пояса, заявив, что намерено основать альтернативную франшизу про агента 007 на основании материала Кевина МакКлори (друг Яна Флеминга, в свое время выигравший суд, на основании которого он получил право на постановку своей адаптации «Шаровой молнии»). В результате обе студии оказались в патовом положении, рискуя потерять прибыльные франшизы. В 1999 году было достигнуто мировое соглашение — Sony получил права на все сценарии «Человека-паука», а MGM все права на Бондиану.

К тому моменту Джеймс Кэмерон уже давно оставил попытки стать режиссером «Человека-паука», переключившись на другие проекты. Дэвид Коэпп на основе тритмента Кэмерона написал сценарий, в некоторых местах дословно повторяющий его работу. Потом последовало еще одно переписывание. И еще. Место Электро и Песочного человека заняли Отто Октавиус и Зеленый гоблин. Затем назначенный на пост режиссера Сэм Рэйми посчитал, что история с двумя злодеями будет сложной для зрителей и оставил только Зеленого гоблина.

В конечном счете, после всех переделок единственным значительным элементом из работы Кэмерона, попавшей в фильм Рэйми, стали железы на руках Паркера, из которых выходила паутина. В итоге, когда «Человек-паук», наконец, вышел на экраны, Дэвид Коэпп стал единственным автором, чье имя попало в титры.

В отличие от остальных авторов, доказывающих Гильдии сценаристов свою причастность к проекту, Кэмерон не настаивал на том, чтобы его имя появилось в титрах. К тому моменту он был богат, знаменит, бурлил новыми идеями, а «Человек-паук» стал для него лишь одним из нереализованных проектов.

Теперь остается лишь гадать и пытаться представлять, какой фильм мы могли бы получить, если бы Кэмерону удалось экранизировать комикс по своему тритменту в середине 90-х. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения. Сам Кэмерон так ответил на вопрос, на что бы был похож его «Человек-паук»: «Снял бы я этот фильм по-другому? Безусловно. Это был бы абсолютно другой фильм, но этого фильма вы никогда не увидите... В отличие от меня».


Все новости