«Любить пересмешника» | Биография Мела Брукса (часть II)

filmz

В октябре Мел Брукс обрадовал поклонников намерением вернуться в большое кино — пусть не в режиссуру, а продюсирование. Мы посвятили мэтру пародии большой материал, первую часть которого можно найти здесь. Пришло время для продолжения.

Рассказ Дэвида Линча о его знакомстве с Мэлом Бруксом

В 1980 году Брукс основал собственную компанию Brooksfilms, под эгидой которой и выпустил все свои дальнейшие картины. Однако толчком к ее созданию послужило чужое творение — лента Дэвида Линча «Человек-слон», в которой снималась Энн Бэнкрофт. Осознавая, что вряд ли кто-то отнесется серьезно к фильму, на афише коего будет написано «Мел Брукс представляет», режиссер и организовал компанию, за время своего существования выпустившую двадцать картин; при этом лишь семь из них были пародийными работами самого Брукса. Из-под крыла Brooksfilms на свет появились «Муха» и ее сиквел, «Чаринг Кросс Роуд, 84», «Толстяк» и другие.

Следующим его фильмом стала глобальная пародия на жанр исторического кино под названием «Всемирная история: Часть 1»; таким способом Мел обыграл название исторического труда сэра Уолтера Райли «Всемирная история. Том 1», написанного в стенах лондонского Тауэра; продолжение так и не появилось на свет, потому что Райли был обезглавлен.

Мэл Брукс в роли Комикуса в фильме «Всемирная история: Часть 1»

«Всемирная история» — самый неоднозначный фильм Брукса, потому что более всего напоминает номера стэндапщиков из соответствующих заведений в Лас-Вегасе. Собственно говоря, именно Вегасу, как отправной точке своего пути, режиссер и подмигивает в новой картине: в новелле, посвященной Древнему Риму, где философ-стэндапщик (!) Комикус получает шанс выступить по специальности во дворце самого Цезаря. Разумеется, эту сцену нельзя было снимать нигде, кроме как в отеле-казино Ceasar's Palace, которое расположено в сердце Лас-Вегаса.

Юмор «Всемирной истории» снова становится едким и злым, только теперь уже Брукс переходит грань, отделяющую острую шутку от пошлости. Один из самых невинных примеров — сцена, где Эдипа вполне справедливо называют motherfucker. Объясняется это в том числе и тем, что одна из основных ролей — чернокожего еврея-эфиопа Иосифа — писалась специально под Ричарда Прайора. Комик опять пролетел мимо актерства из-за наркотиков, и в итоге персонаж достался дебютанту Грегори Хайнсу.

Пытаясь быть одновременно всем сразу, «Всемирная история» превратилась в набор дорогостоящих, но весьма сомнительных гэгов. При цензурном рейтинге R и бюджете в $11 млн проект собрал на родине $34 млн. Для сравнения: имея тот же рейтинг R и $2,6 млн бюджета, «Сверкающие седла» заработали $119,5 млн. Зрителям новый фильм оказался неинтересен, и режиссер Мел Брукс замолчал на шесть лет. Все это время он занимался исключительно продюсерской деятельностью и лишь однажды, в 1983 году, появился в игровом кино, сыграв вместе с Энн Бэнкрофт супружескую пару в ленте Аарона Джонсона «Быть или не быть».

Мэл Брукс в образе Йогурта в фильме «Космические яйца»

1987 год ознаменовался тем, что на экраны вышла самая дорогостоящая на тот момент пародия Мела Брукса: «Космические яйца», также известные как «Космобольцы», обошлись MGM и Brooksfilms в $22,7 млн. По большому счету, возложенных надежд комедия не оправдала. Лента была нафарширована, как гусь к Рождеству, отсылками к разнообразным культовым произведениям кинофантастики, включая «Звездный путь», «Чужих», «Планету обезьян» и даже «Трансформеров»; однако же, домашний прокат принес ленте чуть больше $38 млн. И критики, и зрители проявили редкую солидарность, сдержанно похвалив Брукса, но не забыв при этом сказать, что фильм появился слишком поздно. С момента выхода первых «Звездных войн» прошло больше десяти лет, и эффект свежести, который был бы очень ярким, делай Брукс этот фильм тогда, оказался смазанным.

постер фильма «Жизнь — дерько»

Кассовые показатели оказались крайне низкими — всего лишь $38,1 млн. Очередная коммерческая неудача приводит к тому, что через четыре года, в 1991 года режиссер снимает свой первый по-настоящему оригинальный фильм после «Продюсеров»«Жизнь — дерьмо». Это чистой воды трагикомедия, сдобренная едва заметными пародийными элементами. А еще это современная сказка, в которой слышны и ноты Оскара Уайлда, и Марка Твена, и иных классиков мировой литературы — да и не только классиков. История актуальна, персонажи целостны и реалистичны, ситуации — жизненнее некуда, и все же фильм с треском проваливается, заработав на родине лишь треть собственного бюджета. Зрительские массы не простили Бруксу такого широкого шага в сторону. Он снял серьезное и неглупое кино, а от него ждали смешных и острых пародий. Все хотели сатиры, а получили жизнь с горчинкой.

В 1975 году первым после значительного перерыва телепроектом Брукса стал пародийный сериал «Старые хреновые времена», где объектом насмешек стала легенда о Робине Гуде и ее многочисленные вариации. Протагонист здесь — круглый дурак, пафосный и тупой, прямо вылитый Максвелл Смарт из телесериала «Напряги извилины»; и окружают его соответствующие товарищи по оружию, равно как и смертельные враги. Сериал продержался 13 серий, после чего был закрыт и предан забвению. Спустя почти двадцать лет, в 1993 году на большие экраны вышла лента «Робин Гуд: Мужчины в трико», главное достоинство которой — убойные персонажи, попросту стягивавшие одеяло с главных героев — Робина и Мэриан в исполнении Кэри Элвеса и Эми Ясбек соответственно. Впрочем, это нельзя ставить в вину актерам, это скорее недоработка самого Брукса и его соавторов. Качественно и точно обсмеяв не только фильм Кевина Рейнольдса «Робин Гуд: Принц воров», но и вообще все, что так или иначе снималось о Робине Гуде, режиссер наполнил «Мужчин в трико» большим количеством самоприветов. Это началось еще в «Сверкающих седлах», но именно в этом фильме автооммажей было так много, что для критиков это сработало как красная тряпка... При объеме затрат, равном $20 млн «Робин Гуд: Мужчины в трико» собрал чуть больше $38 млн и массу негативных отзывов. Однако, как показал дальнейший опыт, самыми продаваемыми для домашнего просмотра фильмами Брука оказались именно те, к которым критики и зрители в кино отнеслись весьма скептически, а именно — «Космические яйца» и «Робин Гуд: Мужчины в трико».

Слабая касса последних лент и негативные отзывы критиков удручали, однако Мел Брукс все-таки предпринял еще одну попытку вернуть разбежавшихся зрителей, на этот раз — с привлечением тяжелой артиллерии. Он снимает пародию на фильмы о Дракуле, а на роль графа-вампира приглашает Лесли Нильсена. Несмотря на то, что фильм выходит всего лишь через три года после появления на киноэкранах «Дракулы» Фрэнсиса Форда Копполы, «Дракула: мертвый, но довольный» играет в первую очередь на поле картины Тода Браунинга, у которого трансильванским кровососом был Бэла Лугоши. Лесли Нильсен, сохраняя на лице фирменное выражение убийственной серьезности, превратил инфернального графа в персонажа настолько уморительного, что харизма остальных действующих лиц заметно побледнела. Но и кроме Нильсена есть мастера: Питер МакНикол, сам Мел Брукс и большой поклонник клизмотерапии доктор Сьюард, роль которого исполнил другой проверенный человек — Харви Корман, работавший с Бруксом над «Сверкающими седлами», «Страхом высоты» и «Всемирной историей».

Мэл Брукс в фильме «Дракула: мертвый, но довольный»

Критики были непреклонны: мол, и юмор уже не тот, и шутки простецкие, да и вся комедия держится на одном только Лесли Нильсене. Актер, безусловно, делал половину дела, отыгрывая диалоги, которые частично были взяты из «Дракулы» Браунинга практически без изменений: в устах Нильсена они звучали как ария Ленского в исполнении Виктора Коклюшкина, и это, при желании, можно было бы отнести к простоте. И тем не менее, большинство критических отзывов сводились к одному: лучше, чем «Жизнь — дерьмо», но не «Сверкающие седла». Касса «Дракулы...» была провальной: чуть больше $10 млн при бюджете в $30 млн.

Причина постоянного неуспеха фильмов Брукса проста и печальна: поздние пародии Брукса стали беззубыми. Все, что было снято после 1980-х, исключая, пожалуй, «Жизнь — дерьмо», были пародиями в чистом виде, без фиги в кармане, а ценители жанра все еще ждали новых «Продюсеров». И с 1995 года режиссер Мел Брукс перестал снимать кино.

Именно после этого нашлось и время, и силы на то, чтобы взглянуть в сторону Бродвея. Любовь к мюзиклу Брукс пронес практически через все свою фильмографию. Почти в каждый свой фильм он вставлял музыкальные номера, иногда обосновывая их сюжетом, как в «Продюсерах» и «Сверкающих седлах»; а иногда и из чистой любви к искусству, как в остальных его работах. В какой-то момент даже «Немое кино» грозит разразиться песенкой а-ля Мэрилин Монро, и только последний фильм Брукса ограничивается танцами. В общем, Мел Брукс соглашается на создание мюзикла по мотивам своего первого фильма — «Продюсеры» и сам пишет для него песни. В 2001 году мюзикл выходит в свет. За прошедшие десять лет детище Брукса выслушивало зрительские овации более двух с половиной тысяч раз, завоевало 12 премий «Тони» и кучу других наград, а в 2009 году даже докатилось до России: в русской версии театра Александра Калягина Et Cetera Макса Биалистока играл Максим Леонидов, а Лео Блума — Егор Дружинин. Исполнители ведущих партий в оригинальной постановке Натан Лейн и Мэтью Бродерик в 2005 году снова влезли в шкуры своих героев в полнометражной киноверсии мюзикла, где снимались также Уилл Феррелл и Ума Турман.

Натан Лейн, Сьюзан Строман, Мэтью Бродерик и Мэл Брукс

После того, как стали затихать переживания, связанные со смертью жены, Мел Брукс начал работу над мюзиклом «Молодой Франкенштейн». Доктора Франкеншейна сыграл Роджер Барт, а чудовище — Шулер Хенсли. Постановка продержалась два года, с 2007 по 2009 гг., получив три премии «Тони», а также изрядное количество других наград. В 2010 году Брукс лично подтвердил, что намеревается сделать и третий мюзикл — «Сверкающие седла», и что для него уже написано несколько песен.

В 2008 году Брукс запускает сиквел фильма «Космические яйца», однако делает это в виде анимационного сериала. Из старой гвардии — он сам в роли продюсера, соавтора идеи и голоса президента Скруба и вечного всезнайки Йогурта; Джоан Риверс, снова говорящая за за андроида-фрейлину Дот Матрицу; и Дафни Зунига, озвучивающая принцессу Веспу. Стилистика рисунка представляет собой что-то среднее между газетными комиксами, «Гриффинами» и «Южным парком». Мультик прожил один сезон, что неудивительно: герои стали унылыми и несмешными, а шутки — чересчур однообразными. Да и запах пародии практически выветрился.

Мэл Брукс. © Марк Селигер

В том же 2008 году официально прекратила свое существование компания Brooksfilms, и из режиссера и продюсера Мел Брукс стал просто одним из немногих людей, которые являются одновременно лауреатами «Оскара», «Тони» и «Эмми». Он снял три фильма, входящих в сотню лучших кинокомедий всех времен по версии American Film Insitute: на 13 месте — «Молодой Франкенштейн», на 11 — «Продюсеры», а на 6 — «Сверкающие седла». 23 апреля 2010 года его именная звезда открылась на голливудской Аллее Славы. В конце концов, именно Мел сделал знаменитой фразу: «Хорошо быть королем!» — и он знает, что говорит, ведь кого, как не Мела Брукса можно называть королем пародии? Это звание он заслужил честно.

28 июня 2011 года Мелвину Камински исполнилось 85 лет. Однажды он сказал: «Внутри каждого человека живет сотня совершенно других людей. Талант писателя заключается в том, чтобы дать им всем имена, наделить личностью, характером и связать друг с другом и с человеком, в котором они существуют». Именно этим Мел и занимался всю свою жизнь, с детства и по сию пору. Пожелать ему хочется многого, но самое главное прозвучит так: оставайтесь Мелом Бруксом, мистер Брукс.


Все новости