Рецензия на сценарий «Эверли*»

filmz

Последнее десятилетие экшн переживает далеко не лучшие времена. Прежние герои боевиков состарились, а на их место так никто полноценно и не заступил. Вместо этого в когда-то чисто мужской жанр ворвались женские героини. В «Эверли*» Йеля Хэннона обычной женщине предстоит вступить в бой с десятками бойцов якудзы. Звучит не слишком оригинально, но внимание приковывают детали: действие всего фильма происходит в стенах одной квартиры; камера не покидает пределов квартиры; все телефонные разговоры односторонние.

Everly
Автор: Йель Хэннон по сюжету Йеля Хэннона и Джо Линча
Жанр: экшн
Синопсис: Женщина пытается выжить в схватке с бойцами якудзы, чтобы спасти своих мать и дочь. Действие всего фильма происходит в стенах одной квартиры
Статус: подготовка к съемкам
Объем: 90 страниц
Версия: от 23 марта 2010

Ночь. Квартира. Ванная комната. Тридцатилетнюю Эверли только что изнасиловали шесть бойцов якудзы. Она пытается хоть немного прийти в себя, но у нее мало времени. За дверью слышны голоса ублюдков, призывающих ко второму раунду. Эверли достает из бочка унитаза пакетик героина, дешевый сотовый телефон и пистолет. Выходит из ванны и расстреливает всех присутствующих в комнате.

Расправа над насильниками — это лишь десятый пункт в списке дел на сегодняшний вечер. Эверли была любовницей Тайко — главы якудзы. Порвать отношения полюбовно у них не получилось: девушка решила сдать любовника «Управлению по борьбе с наркотиками». Тайко считал Эверли своей собственностью, и очень расстроился, узнав о предательстве «вещи»: голову агента DEA Тайко преподнес возлюбленной в подарочной упаковке, а из Эверли решил сделать показательный пример. Убить ее быстро — слишком просто и скучно.

Девушка не строит иллюзий — она не выйдет из здания живой. Но если ей суждено умереть, она прихватит с собой на тот свет как можно больше плохих парней…

Расстреляв насильников, Эверли быстро понимает, выбраться из здания, принадлежащему Тайко, будет непросто. Помочь ей некому. Звонить в полицию бесполезно: силы правопорядка на зарплате у якудзы. Но и это еще не все: у Эверли есть пятилетняя дочь, Мэйзи, которая живет вместе с бабушкой, Эдит. Тайко знал об их существовании и пообещал Эверли: после того как он разделается с ней, он возьмется за них. Эдит бояться нечего, ее убьют быстро; но Мэйзи будет страдать всеми немыслимыми способами. По телефону Эверли удается убедить Эдит приехать к ней вместе с Мэйзи. Безумная, но логичная идея: здесь мордовороты Тайко будут искать их в последнюю очередь. У Эверли есть почти миллион долларов наличностью, украденный у бывшего бойфренда, и она хочет отдать его Эдит и Мэйзи, чтобы они смогли уехать далеко-далеко. Девушка не строит иллюзий — она не выйдет из здания живой. Но если ей суждено умереть, она прихватит с собой на тот свет как можно больше плохих парней…

Главная особенность проекта — это, несомненно, его концепция: «Крепкий орешек в одной квартире», а еще точнее «Комната страха» встречает «Адреналин». И будьте уверены, по уровню безумства сценарий Хэннона ничуть не уступает творениям Нивелдайна/Тэйлора.

Автор не тратит время понапрасну и за первые тринадцать страниц успевает:
  1. Рассказать, кто такая Эверли, и чем она заслужила такое обращение.
  2. Заставить нас переживать ей (еще бы, после такой начальной сцены!)
  3. Определить главную цель героя — выжить и спасти родных.
  4. Представить бэдгая, который злой, не потому что он должен быть таким, а у него есть причина ненавидеть Эверли.

Хэннон прекрасно использует главную формулу подобных картин: чем труднее выжить главному герою, тем больше зритель переживает за него, а экшн становится интенсивнее и изобретательнее. В первой же перестрелке Эверли получает пулевое ранение. Дальше — многочисленные синяки, режущие и огнестрельные раны, кислотные ожоги, покусанные пальцы… Уже к середине сценария ее тело истекает в крови, в концовке превращаясь в кровавое месиво.

Препятствия на пути Эверли в лице плохих парней усложняются с течением времени. Шесть первых ублюдков, шлюхи, швейцар — это лишь цветочки. Тайко предоставит Эверли небольшую передышку, чтобы организовать эвакуацию жильцов из здания. Полицейские не только выведут ненужных свидетелей, но и не дадут Эверли воспользоваться ситуацией и покинуть помещение. Когда здание опустеет, начнется совсем уж сумасшедшее дерьмо. На рандеву с девушкой отправятся несколько вооруженных до зубов наемников, которые разнесут в щепки оставшиеся стены, мебель и прочий инвентарь. А после них придет Садист.

Тело Садиста покрыто татуировками и шрамами. Садист — художник, только вместо холста он использует человеческие тела, а краски заменяют кислоты и другие химические субстанции. Его окружают четыре уродца в масках, а на поводке сидит личный раб, Мазохист. Садист — главная достопримечательность скрипта и один из самых сумасшедших плохишей последнего времени.

Садист — главная достопримечательность скрипта и один из самых сумасшедших плохишей последнего времени.

Разнообразным экшном проект не обижен, но автор понимает: если будет лишь одна стрельба, фильм быстро надоест. Хэннон интересным образом использует замкнутость пространства в отношении персонажей. Сначала мы только слышим их голоса, но не видим их, что заставляет нас гадать об их облике. В первой половине сценарист «подселяет» в квартиру персонажа для диалогов — Мертвеца на диване. Это один из шестерки насильников со смертельной раной, неспособный двигаться и обладающий весьма черным юмором и острыми комментариями насчет происходящего. В сценарии нашлось место и сюрпризам, и сюжетным твистам: Эверли несколько раз придется кардинально пересматривать свой первоначальный план.

Минусов у сценария два. Во-первых, если хотя бы на минутку включить логику, можно задать резонный вопрос — зачем посылать в здание десятки людей, если один снайпер с соседней крыши может решить проблему? Если в первой перестрелке Эверли во многом повезло благодаря элементу неожиданности, в дальнейшем у нее точно проявляются суперспособности, иначе ее живучесть не объяснить. Также можно придраться к технической стороне. Например, у Хэннона все телефонные разговоры односторонние: мы только слышим, но не видим собеседника Эверли. Но каким образом ей удается расслышать диалоги людей, находящихся в нескольких метрах от сотового телефона?

Во-вторых, несмотря на идеальные для жанра 90 страниц, сценарий тяжеловат. Хэннон в подробностях описывает каждую сцену, уделяя внимание мелким деталям. В фильме этого не будет видно, но на бумаге такой подход заметно тормозит действие. Даже читая подобные скрипты, экшн-сцены должны пролетать на одном дыхании. Но когда автор погружается в пространственные объяснения, выделяя под некоторые эпизоды несколько страниц с объемными абзацами без диалогов, повествование заметно замедляется. От этого девяностостраничный сценарий больше похож на стодвадцатистраничный, что далеко не является плюсом.

«Эверли» — мечта шизанутого киногика, обожающего боевики. Десятки плохих парней. Насилие во всей красе рейтинга R. Кровь. Пот. Секс. Тонна оружия. Море безумного экшна, в эпицентре которого — женщина. Чего еще желать?!

С другой стороны, можно понять автора. Каждая последующая экшн-сцена напряженнее и безумнее предыдущей. Они отличаются не только по количеству трупов, но и по стилистике исполнения. Первая сцена (расстрел людей, застигнутых врасплох) быстра и молниеносна, всего лишь несколько секунд. Зато уже вторая (перестрелка со швейцаром) выполнена в духе вестерна, где персонажи подолгу палят друг в друга, не стесняясь в выражениях. Третья (атака злобных шлюх) похожа на отстрел зомби в фильмах Джорджа Ромеро. Уже к двадцатой странице стены, пол и потолок квартиры превращаются в картину Джексона Поллака, скупившего всю красную краску на распродаже.

Сценарий предлагает много визуальных находок. Камера не покидает границы квартиры. Прием, без которого можно обойтись, но он придает необычности происходящему. Главная героиня выглядывает в дверь и окна, и камера показывает только то, что видит Эверли. Более того, Эверли временами выходит из квартиры, но камера остается внутри апартаментов, и мы видим девушку вдали, бегающую по этажу. В одной из экшн-сцен камера перемещается за спину Эверли, и мы следуем за ней от третьего лица, периодически переключаясь на вид из глаз, как в компьютерной игре. В другой сцене камера опускается на уровень глаз Мэйзи и предлагает взглянуть на мир с «высоты» пятилетнего ребенка, заметно «увеличивая» квартирное пространство, людей и окружающие предметы.

«Эверли» — мечта шизанутого киногика, обожающего боевики. Десятки плохих парней. Насилие во всей красе рейтинга R. Кровь. Пот. Секс. Тонна оружия. Море безумного экшна, в эпицентре которого — женщина. Чего еще желать?!

Для Йеля Хэннона, проработавшего почти десять лет координатором сценариев (script coordinator) на различных сериалах, «Эверли*» станет дебютом в большом кино. На пост режиссера утвержден Джо Линч («Рыцари Королевства Крутизны*»), соавтор сюжета. Новостей о кастинге пока что не поступало. Съемки должны стартовать этой зимой.


Все новости