Самые кассовые документальные фильмы в истории

filmz

Меньше чем через полгода, 24 июля 2011 года в мировой прокат выйдет документальный фильм «Жизнь за день*». Многие читатели знают, что это фильм, составлен из роликов YouTube, снятых в один и тот же день — 24 июля 2010 года (и члены редакции Filmz.ru, и даже я в ней участвовали). Из 80 тысяч присланных роликов режиссер Кевин МакДональд смонтировал полуторачасовую картину, продюсером которой выступил Ридли Скотт. Изначально ленту планировалась выложить в открытый доступ на YouTube, да так и оставить со дня премьеры на кинофестивале «Сандэнс» 28 января 2011 года.

Но вот теперь выясняется, что права на прокат фильма в США купила компания National Geographic Films. Механизм «продукция — прибыль» продолжает работать очень четко. Кассовые сборы документальных лент постоянно растут. Они бьют все новые и новые рекорды. Вот я и решил вспомнить, сколько зарабатывали доки в прокате за новейшую историю кинематографа.

Когда речь заходит о кассовых сборных документальных фильмов, то в первую очередь вспоминается «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура. Ни один документальный релиз до недавнего времени еще не собрал столько, сколько он. При бюджете в $6 млн. «Фаренгейт» заработал в прокате больше $220 млн. Муровская лента вышла в 2004 году, по горячим следам теракта 11 сентября и только начавшейся тогда иракской войны. Американцы, озабоченными грядущими президентскими выборами, рванули в кинотеатры, чтобы послушать «откровение». К тому же всем хотелось посмотреть, какую ленту Квентин Тарантино одарил «Золотой пальмовой ветвью». Естественно, первые зрители были шокированы предположением Мура о том, что Буш и его семья связаны бизнесом с иракскими шейхами. Поэтому неудивительно, что волна сарафанного радио подхлестнула следующих зрителей, и фильм начал очень быстро стричь купюры. Возмущенные войной зрители по всему миру поддержали кино рублями и йенами. Сказывалась и слава самого Мура — за два года до этой картины он выпустил «Боулинг для Колумбины» (с бюджетом $4 млн.), про расстрел школьниками своих одноклассников. Фильм собрал почти $60 млн. долларов, причем две трети от этой суммы он заработал в общемировом, а не в американском прокате. Иностранцам хотелось посмотреть на ужасы американской глубинки, и в очередной раз показать детям, грезящими диснейлендами и айподами, что жить в США опасно. Повторить успех «Фаренгейта 9/11» Мур пока так и не смог. Даже при росте сметных стоимостей. «Здравозахоронение» 2007 года при бюджете в $9 млн. заработало $35 млн., а двадцатимиллионный «Капитализм: История любви*» в прокате просто не окупился. Хотя, казалось бы, рассказывал миру правду о всемирном финансовом кризисе.

Ну а самым кассовым документальным фильмом в истории на сегодняшний день является «Майкл Джексон: Вот и все». Релиз состоялся в 2009 году, через четыре месяца после смерти короля поп-музыки. В ленту вошли съемки репетиций так и несвершившегося мирового турне, моменты постановки хореографии, поиски звучания и концертные номера. Картина собрала по всему миру $262 млн. и точно соберет еще не меньше ста миллионов в течение ближайших пяти лет. Сказывается огромная любовь к Джексону. Ровно так, как несуществующие «Битлз» по сей день поднимают огромные кассы, так и имя Джексона минимум ближайшие пару десятков лет будет работать мощным денежным пылесосом.

Эмир Кустурица и Марадона на съемках

Но интересная и известная личность не всегда притягивает зрителя в кино. Важно, что это за личность и какого жанра будет это кино. Есть документальный фильм Эмира Кустурицы «Марадона» 2008 года, заработавший чуть больше $600 тыс., а есть лента «Эдди Мерфи без купюр» 1987 года, взявший $50 млн. В отличие от картин про Джексона и Марадону, в этом сюжета — ноль. Комик на сцене в духе «Камеди клаба» рассказывает шуточки и похабные анекдоты на протяжении полутора часов. Фанаты с восхищением приводят цифру, что слово fuck в этом кино употребляется 223 раза. Профессионалы же фильм за документальный не держат, и попадание ленты в разряд «документальное» считают технической случайностью. Или знакомо ли вам имя Майли Сайрус? Уверен, что нет. Между тем, фильм-концерт именно этой певицы, построенный один в один по принципу «Майкла Джексона» (концертные номера / подготовка к выступлению / концертные номера) в 2007 году заработал $70 млн. Сайрус — молоденькая девочка, которая якобы скрывает свое настоящее имя за псевдонимом Ханна Монтана. Изначально Disney запустило по ТВ молодежный ситком, а через год отважилось и на отдельный документальный фильм. В России кальку с этого проекта сняли под названием «Ранетки». И вполне успешно, судя по рейтингам и забитому «Олимпийскому». Вот на отдельное кино, правда, пока еще не решились.

Джонни Ноксвилл в «Чудаках 3D»

Дальше в нашем условном хит-параде идут «Чудаки 3D», прошедшие в прокате всего два месяца назад. Слышу, как те же режиссеры-документалисты говорят свое «фи», зажимают носы и горделиво отворачиваются. Ведь от классической документалистики тут ничего нет: это чистое телевизионное шоу. Но зрителю нравится. И ему плевать, что морали нет, высокодуховных метаний — ноль, откровений — столько же. Он готов идти на это в кино и платить за это деньги. Причем платить так, что фильм зарабатывает $170 млн.! Зритель хочет развлекаться, радоваться и смеяться над дурачками, подбрасывающими себя в воздух в пластиковом туалете и ударяющими приятелей огромными гипсовыми ладонями. «Чудаки» — вообще крайне успешный сериал. Первый фильм собрал $60 млн., второй — 80. В этот раз создатели увеличили бюджет вдвое и получили так же возросшую прибыль. Не удивлюсь, если сериал доживет до девятой или десятой серии. А режиссеры-документалисты будут все так же воротить нос от этого шоу и снимать нежанровые душещипательные истории.

Следующую позицию занимает когорта фильмов, снятых специально для кинотеатров IMAX. Началось все еще в 1976-м, когда для Национального музея авиации и космонавтики была создана лента «Летать!», демонстрирующаяся едва ли не до сих пор. Затем в 1998 году 44-минутный «Эверест» собрал $127 млн., а продолжилось дело в 2002-м «Космической станцией 3D», взявшей $114 млн., и «Тайнами подводного мира 3D» в 2006 году, окучившей $82 млн. Зрителям тогда было еще в новинку набившее сейчас оскомину это сочетание цифры и буквы. Да и кинотеатры высотой в 7-и этажный дом еще поражали воображение. Вот и ехали каждые выходные вместе с семьями в торговые моллы, чтобы, отдав большие деньги за билет, надеть чудесные очки и посмотреть то, что может быть никогда собственными глазами увидеть и не придется.

Соразмерные цифры показал в 2005 году и французский документальный фильм «Марш пингвинов», расчетливо переведенный у нас как «Птицы 2: Путешествие на край света». Никакого отношения к «Птицам» Жака Перрена он не имел, 3D не обладал, для IMAX не делался, но при бюджете в $8 млн. собрал по всему миру почти $130 млн. Причины все те же: неизвестная Антарктида, милые пингвины и отсутствие назидательности в общении рассказчика со зрителем. «Птицы», к которым апеллировали «Пингвины» вышли в 2001 году. Они действительно поразили воображение, поскольку их полеты были сняты самими птицами с помощью прикрепленных к ним сверхлегких камер! Птенцов специально для кино тренировали доверять людям и не противиться технике. На фильм потратили $3 млн., а заработали 32. Команде Жака Перрена после этой ленты снова включили зеленый свет, поскольку предыдущий экспериментальный документальный фильм «Микрокосмос» не окупил и половины своего пятимиллионного бюджета. И Перрен на этом светофоре вдавил гашетку до отказа. За шесть лет он снял «Океаны». Это настоящее зрительское кино, оно не наскучивает нравоучениями и не пугает открытием страшных тайн заговоров. Оно красивое — показывает десятки сокровенных уголков мирового океана с неожиданных ракурсов. Неудивительно, что зритель на картину, что называется, пошел. И отдал почти $82 млн. Но огорчает, что лента себя пока так и не окупила, поскольку бюджет ее составлял те же внушительные $ 80 млн. (сказались многочисленные и длительные экспедиции и разработка хитроумных съемочных механизмов). И если окупит в ближайшем будущем, то с трудом.

Кадр из фильма «Птицы 2: Путешествие на край света»

Нельзя себя тешить тем, что любые документальные фильмы о природе, земле и животных, снятые красиво и новаторски с технической точки зрения, моментально соберут огромную кассу. Тому есть немало замечательных примеров. Культовый «Коянискаци», снимавшийся шесть лет, собрал в 1982 году $1,7 млн. (что неплохо, но в сравнении с предыдущими релизами не впечатляюще). А «Барака» 1992 года при бюджете в $4 млн. собрал в США каких-то $1,3 млн.

Самым прибыльным на сегодняшний день документальным фильмом является «Двойная порция» Моргана Спарлока. В 2004 году он целый месяц питался исключительно фаст-фудом и попутно снимал себя на камеру. За месяц он набрал 12 лишних килограммов и холестериновые бляшки в придачу. На обеды сэндвичами, разъезды и работу над проектом было потрачено $65 тыс. Посмотреть же на результаты эксперимента захотело столько людей, что режиссер моментально стал миллионером. $28,5 миллионов в прокате превысили бюджет в 440 раз и, надеюсь, позволили автору качественно поправить здоровье после тяжелой работы. Фантастический успех!

Кадр из фильма «Двойная порция»

Впечатленные успехом Спарлока, студии начали снимать ленты на похожую тематику. Но никто пока даже не приблизился к его высоте. Ближайший конкурент «Корпорация “Еда”» в 2008 году заработала $4,6 млн. Был даже снят игровой фильм «Нация фастфуда» в эпизодах которого появились Брюс Уиллис и Аврил Лавин. Но там вообще все было грустно. $2 млн., мне кажется, даже не окупили гонорары приглашенных звезд. В России своя пищевая документальная картина прошла в 2008 году по Первому каналу. Называлась она «Осторожно, еда!». Основательные комментарии призывали нас внимательнее относиться к питанию, приводили целые списки ненатуральных продуктов, ГМО и рассказывали страшилки в духе газеты «Вестник ЗОЖ». Оценить кассовость фильма представляется возможным, только отталкиваясь от телерейтингов, поскольку наш зритель не привык смотреть документальные фильмы в кинотеатрах. Но не привык он в 90-е и 00-е, а раньше это было в порядке вещей. В 1965 году «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма с огромным успехом прошел не только в СССР, но и за рубежом. И даже (казалось бы!) в обеих Германиях! ФРГ купила картину после Лейпцигского фестиваля документальных фильмов. ГДР же приобрела ленту задолго до фестиваля. Тогда впервые неигровой фильм стал общественно-значимым событием, на равных конкурируя в кинотеатрах страны с картинами, снятыми в традиционных жанрах. Кассовый же рекорд по сборам среди советских документальных лент навсегда заняла «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса 1986 года.

Сейчас интерес к документальному кино в России в денежном выражении потихоньку возрождается. Пока это, правда, интерес к западным лентам. Но цифры сборов уже сопоставимы со сборами арт-хаусных игровых картин. «Выход через сувенирную лавку» от Бэнкси — сборы в России $160 тыс., «Марадона» от Кустурицы — $70 тыс., «Джим Моррисон: When You're Strange» — $88 тыс., «Девственность» отечественного режиссера Манского — $50 тыс. Ждем отечественных «Чудаков» и «Океанов». Они скоро будут. Уверен.

Самые кассовые документальные фильмы в цифрах:
$262 млн.
«Майкл Джексон: Вот и все»
$220 млн.
«Фаренгейт 9/11»
$170 млн.
«Чудаки 3D»
$130 млн.
«Птицы 2: Путешествие на край света»
$ 127 млн.
«Эверест»
$ 114 млн.
«Космическая станция 3D»
$ 85 млн.
В поисках ноева ковчега (в цифрах 2011 года)
$ 84 млн.
«Придурки» aka «Чудаки 2»
$ 83 млн.
«Океаны»
$ 82 млн.
«Тайны подводного мира 3D»
$ 70 млн.
Концертный тур Ханны Монтаны и Майли Сайрус «Две жизни»
$ 60 млн.
«Чудаки: Фильм»
$ 50 млн.
Эдди Мерфи без купюр
$ 32 млн.
«Птицы»
$ 28 млн.
«Двойная порция»

Все новости