IMAX в России: интервью с Джулианом Стенфордом

filmz

Канадская корпорация IMAX 16 декабря открыла в Москве свой четвертый зал (первый совместно с компанией КАРО Фильм) — «IMAX Октябрь». Мы побывали на мероприятии и пообщались тет-а-тет с генеральным менеджером департамента развития IMAX Corp. по Европе, Ближнему Востоку и Африке Джулианом Стенфордом, задав все волнующие киноманов вопросы: пленка или цифра, почему так дорого, и когда IMAX начнет активное расширение за пределами двух столиц.

IMAX присутствует в России с 2003 года — 3 апреля в торговом центре «Ашан-Сити» был открыт кинотеатр «Киносфера IMAX», проработавший в гордом одиночестве до мая 2007-го. «IMAX-Октябрь», это уже десятый сертифицированный зал, и первый, находящийся в пределах Садового кольца — теперь можно не опасаться многочасовых пробок на МКАД, а отправиться за полноценным IMAX Experience в самый центр города. Под IMAX в «Октябре» был переоборудован зал №2, круглосуточные работы заняли 45 дней и обошлись в $600 тыс.

— «IMAX-Октябрь», это ваш уже четвертый зал в Москве, но вы снова сделали IMAX цифровым. Компания еще планирует открывать пленочные залы или окончательно перешла на цифру?
— Вы когда-нибудь видели пленку IMAX?

Джулиан достает из внутреннего кармана небольшой кусок целлулоида, где-то на два с половиной кадра. Широкая пленка явно крупнее той, которая используется в обычных кинотеатральных проекторах.

— Это 70-миллиметровая пленка. Невероятная, но очень дорогая. Смотрите, ее ширина составляет 70мм, а на один кадр приходится пятнадцать перфораций. Печать одной двухмерной копии фильма стоит $20 тыс., а трехмерной — $40 тыс. (для справки: печать традиционной 35мм копии обходится дистрибьютору приблизительно в $1500). Так что цена высока, и именно поэтому никто больше не строит пленочных IMAX. Единственная причина, по которой мы все еще занимаемся пленкой, это кинотеатр в Darling Harbour в Австралии: там самый большой в мире IMAX-экран, и мы пока не можем покрыть его цифровой системой. Но мы сделаем это в 2012 году — там будет лазерный движок. Абсолютно все считают, что лучшее решение — это цифровое.

— Но ведь в сознании зрителя прочно сидит этот ваш слоган: «Экран высотой с пятиэтажный дом», хотя диагональ IMAX Digital в большинстве случаев не соответствует этому заявлению. Вон, летом какая волна недовольства прокатилась по Интернету. Вы не боитесь тем самым дискредитировать брэнд IMAX в глазах посетителей?
— Нет, и тому есть три причины. Во-первых, IMAX Experience — это не только размер экрана. Это ваши взаимоотношения с ним: система IMAX вовлекает тебя внутрь фильма, так что это вопрос геометрии между экраном и зрителем.

Джулиан решает объяснить свои слова наглядно и собирает простенькую схему: ладонь — это зал, лист бумаги — это экран. Он держит бумагу перед ладонью на расстоянии сантиметров семи, потом складывает лист пополам и придвигает его ближе к ладони.

— Я могу показывать на большом экране издалека или на маленьком сблизи, а геометрия останется прежней — все прямые от углов экрана к зрительскому месту постоянны, и IMAX Experience не меняется. Так что с цифровыми экранами в мультиплексах это прекрасно работает. К тому же, когда мы переоборудуем зал, мы не можем сделать это где угодно: IMAX-экран должен быть нужного размера, и обычно мы убираем три первых ряда сидений, подвигая его ближе к зрителю. И когда люди говорят про экран с пятиэтажный дом, они уделяют слишком много внимания совсем не тому, чему следовало бы. Они думают про размер экрана, а главное, это отношение между зрителем и картинкой. Во-вторых, если посмотреть на реакцию мувигоэра (а мы часто проводим исследования), зрители полностью удовлетворены просмотром фильма на экране меньшего размера. В-третьих, цифровые экраны гибки во многих отношениях. Некоторые режиссеры вроде Джеймса Кэмерона предпочитают цифровую версию пленочной. Некоторые, конечно, наоборот — у всех свое мнение — но кино двигается в сторону цифры. Есть фильмы, которые выпускались только в цифровом виде, потому что студии отказывались платить за печать на пленке. Так что, в цифровом виде у нас гораздо больше фильмов, и если вы обычный посетитель кинотеатра, у вас больше шансов увидеть фильм в цифровой версии, чем на пленке. Но на качество восприятия это не влияет.

Список IMAX-залов в России и СНГ:

• Киносфера IMAX («Киносфера»)
Москва — 3.04.2003
• Coca-Cola IMAX («Киностар»)
Санкт-Петербург — 18.05.2007
• IMAX (Planeta Kino)
Киев — 20.09.2008
• Coca-Cola IMAX («Киностар»)
Москва — 12.04.2009
• Искра IMAX («Планета Кино»)
Уфа — 28.12.2009
• Coca-Cola IMAX («Киностар»)
Москва — 12.03.2010
• Кристалл IMAX (Very Velly)
Пермь — 8.04.2010
• IMAX Planeta Kino (Planeta Kino)
Одесса — 17.06.2010
• IMAX («Синемапарк»)
Новосибирск — 17.11.2010
• IMAX Kinopark 7 (Kinopark)
Астана — 20.11.2010
• IMAX («Синемапарк»)
Саратов — 15.12.2010
• IMAX («Синемапарк»)
Екатеринбург — 15.12.2010
• IMAX Октябрь
Москва — 16.12.2010

— В Москве вы открываете уже четвертый IMAX-зал, в то время как неохваченными остаются еще порядка восьми городов-миллионников: Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Волгоград, Омск, Ростов-на-Дону, Самара, Челябинск. По какому принципу вы выбираете регион, точку или кинотеатр где присутствовать?
— К концу этого года у нас будет три зала в Санкт-Петербурге, пять в Москве, а всего по России — тринадцать, плюс мы подпишем соглашение с CIS на 33 зала: постараемся сделать IMAX в каждом большом городе. Мне бы хотелось, чтобы любому человеку до IMAX было не больше 40 минут езды. Есть люди, проезжавшие сотни километров, чтобы посмотреть у нас «Аватар», и я не хотел бы, чтобы им пришлось повторять такой опыт. Вчера я был на открытии IMAX в Екатеринбурге, на следующей неделе мы открываем зал в Воронеже. Сегодня я в Москве, еще на этой неделе мы открыли залы в Саратове и Львове — мы открываемся везде, где можно. Так что, если ваши читатели хотят в своем городе IMAX, им нужно сообщить об этом своему прокатчику, и тогда мы сможем начать с ними переговоры.
— А где в Москве будет пятый IMAX?
— В «Киностаре» в Химках. В Москве будет много IMAX-залов, этот — первый в центре города, но есть место для наращивания объема. Москва — большой рынок.

— Давайте, перейдем к ценообразованию. Мы выяснили, что пленочные залы нерентабельны, а IMAX Digital гораздо проще, потому что требует только цифровой копии и вовремя полученного электронного ключа. Но при всем при этом цены в IMAX значительно превышают стоимость билетов на обычные 3D-сеансы. Почему так происходит и возможно ли снизить эту цену?
— IMAX дороже, потому что на каждом уровне восприятия прибавляет к просмотру что-то новое. На этапе производства режиссеры используют IMAX-камеры для съемки каких-то сцен, потом весь остальной фильм ремастируется под наш формат. Все это стоит дополнительных денег. Затем, проекционная система IMAX. Она гораздо продвинутее и современнее (и дороже) традиционной. По Интернету она связана с нашей технической штаб-квартирой, и мы можем контролировать ее в реальном времени в любом нашем зале. Ядро этой схемы — большой компьютер Image Enchancer, который управляет проекционной системой. В ней, например, есть камера, отслеживающая происходящее на экране. Не то, какие процессы происходят в проекторе, а то, что видит зритель. Мы следим и управляем этим в реальном времени. Более того, сейчас мы разрабатываем технологию, которая будет изменять силу звучания в зависимости от количества людей в зале. Техническая насыщенность и спецификации IMAX-системы намного выше, чем у обычного кино — начиная от съемки и обработки и заканчивая показом и даже звуковыми динамиками. Система динамиков в каждом зале создается индивидуально под конкретный проект. Это не то же самое, что взять типовые колонки и развесить их по стенам. Все сделано для того, чтобы звук и картинка были идеальными по качеству, и это стоит дополнительных денег. Да, IMAX — не для всех, да и не для каждого фильма. Но одни, единожды увидев фильм в IMAX, захотят смотреть в нем каждый фильм, а другие приходят прицельно на какую-то картину.

Открытый вопрос:

Недолго проработавший кинотеатр IMAX Port Cinema в Казани сейчас демонстрирует обычный цифровой репертуар. В обозримом будущем корпорация IMAX не планирует использовать зал по прямому назначению, что не отменяет такой возможности в дальнейшем.

По материалам московской пресс-конференции.

— Сколько денег, в таком случае, должен собирать зал, чтобы быть рентабельным?
— Сумма варьируется от рынка к рынку. Где-то билет в IMAX дороже, где-то дешевле. Экономика отвечает за количество зрителей, которые могут прийти в IMAX, и, соответственно, за стоимость билета. Нет какого-то одного шаблона.
— Располагаете ли вы цифрами о том, сколько IMAX заработал в России в этом году, и насколько бокс-офис отличается от прошлого года?
— По памяти я не помню, но рост очень большой. Тому есть две причины: во-первых, у нас больше залов, и, во-вторых, у нас больше фильмов. Комбинация этих двух условий дает огромный рост сборов. Простите, я не помню цифр.

скачать видео на filmz.ru

— Несмотря на всю свою дороговизну, IMAX (во всяком случае, в Москве) очень популярен, но при этом мы ни разу не видели российского IMAX-фильма. Возможно ли его появление, и что для этого нужно режиссеру, кроме соответствующего бюджета?
— Я думаю, это возможно. Большинство картин, которые показываются в IMAX, голливудского производства. Но недавно мы выпустили китайскую ленту, «Афтершок*». Она очень хорошо прошла там, где мы ее выпускали. Хотя в России мы ее не показывали, потому что считаем, что здесь для нее нет достаточной аудитории. Это локальная история. Так вот, нет никаких причин, почему нельзя было бы сделать русский фильм для IMAX, если это подходящая картина. Сейчас, когда у нас есть достаточное число IMAX-залов в России, мы начинаем общаться с продюсерами — например, завтра утром у меня назначена встреча с русским продюсером как раз по этому вопросу.
— А назвать вы его не могли бы?
— Нет, простите. (Смеется) Но это не потому, что я не могу произнести его имя!
— Давайте так: я предположу, а вы незаметно подмигнете, если я угадал: Тимур Бекмамбетов?
— (Смеется) Не могу вам сказать! Идея в том, что чем больше мы растем здесь, тем больше мы будем хотеть видеть фильмы местного производства в IMAX-залах. Но это должны быть правильные фильмы, и для них должен быть достаточный рынок. Понимаете, ленты локального производства не показывают в других странах, как американские — не знаю, почему, но это факт. Так что, возможно в будущем вы увидите свои фильмы в IMAX.

Трудности перевода:

Видя приставку IMAX в названии фильма, обыватели автоматически записывают его в 3D. На деле же существует два типа маркировок:

The IMAX Experience — это маркер для картин, адаптированных под экран IMAX. То есть, огромная картинка и лучший звук. А вот An IMAX 3D Experience (чувствуете разницу?) уже подразумевает наличие объема.

— И вот это «правильное» кино для IMAX, что оно из себя представляет?
— Когда мы выбираем, какие фильмы показывать в наших залах, есть несколько критериев. Во-первых, режиссер должен понимать формат IMAX, что он привнесет в их видение. Мы выбираем фильмы, которые переносят зрителя в другие места, показывают что-то, чего вы раньше не видели. Режиссер должен не только понимать, что IMAX добавит, но сделать эту версию фильма максимально близкой к своему видению. Если режиссер не понимает формата, мы прекращаем разговор. Во-вторых, это должно быть лучшим выражением этого же фильма в формате IMAX — визуально насыщенным, плюс должен быть сюжет, который наилучшим образом можно рассказать в IMAX. Далеко не все картины получают от нашего формата какой-то дополнительный плюс, нужно их тщательно выбирать. Эти решения принимаю не я, а наш киноотдел в Лос-Анджелесе.


Все новости