Стать актером Джорджу Клуни было написано на роду. Появившийся на свет 6 мая 1961 года мальчуган рос в артистической семье — его отец был популярным телеведущим, нередко бравшим Джорджа с собой «на работу». Коротая выходные на диванчике в студии, и наблюдая, как отец читает новости в эфир, Джорджи жадно впитывал атмосферу съемок. Вскоре постоять под жаркими юпитерами довелось и ему самому: симпатичный ребенок, унаследовавший внешность матери, местной королевы красоты, привлек внимание телережиссеров, то наряжавших его гномиком для рождественской передачи, то поручавших спеть песенку в шоу отца.
К сожалению, эйфория быстро прошла: наступили 70-е, телевидение старой формации оказалось не у дел, а вместе с ним на свалке истории оказался и старший Клуни. Нет, он, конечно, старался держаться на плаву, соглашаясь на любую работу, но этого было явно недостаточно. В какой-то момент Ник Клуни числился в пяти местах сразу: по утрам он вел радиопередачу, днем — ток-шоу, вечером играл в театре, параллельно снимаясь в кино, а по выходным мотался в Нью-Йорк на съемки телеигры. «В этом году мы могли жить в собственном доме, а в следующем коротать ночи в трейлере: все зависело от того, как шли дела у отца», — вспоминает Клуни.
Вошедший в пубертатный период, Джордж только-только начал понимать, как именно его шарм действует на противоположный пол, как вдруг случилось несчастье — парень заболел. Не какой-нибудь там ветрянкой или воспалением легких, а заработал самый натуральный паралич половины лица. Семья как раз переехала в новый город, поэтому дополнительным испытанием стало обживание в новой школе: всем известно, насколько жестоки бывают дети. Тут-то Джорджу и пригодился его артистический опыт — если начнешь подшучивать над своим недостатком сам, да вдобавок не будешь обращать внимания на издевки окружающих, жизнь не будет казаться такой уж невыносимой.
Глядя на мытарства отца, подросток решил отложить мечты об актерской карьере в дальний ящик, став профессиональным спортсменом. Но даже тот факт, что ему удалось пробиться в состав «Цинцинатти Редс» не научил его ценить предоставленные возможности. Тренировкам Джордж предпочитал свидания и вполне закономерно загремел и из команды, и из колледжа. Кто-нибудь другой на его месте обязательно взялся бы за ум, но только не Клуни. Пожав плечами и произнеся легкомысленное ОК, Джордж отправился покорять Голливуд. Это для других Мекка кинематографа — неприступная крепость, но дядюшка нашего героя был каким-никаким режиссером, а его сын Мигель потихоньку снимался в кино.
Джордж Клуни с родителями Ниной и Ником
Мигель Феррер, штатный артист вторых и третьих планов, действительно старался помочь непутевому двоюродному брату, но на экран невозможно пробиться, не состоя в Гильдии киноактеров. А чтобы получить вожделенное членство, нужно иметь за плечами хотя бы одну кинороль — замкнутый круг. Клуни ночевал в гостиной брата и пытался всеми правдами и неправдами устроиться на работу. «Вы где-нибудь снимались раньше?» — «Да, в “Людях-кошках”» — «Серьезно? И кого же вы там играли?» — «Эээ...» — «Это я набирала актеров на тот фильм!» Эта встреча с кастинговым агентом стала для Джорджа судьбоносной. Обаятельный молодой человек обрушил на женщину все свое очарование, рассказав, как тщетно пытается стать членом Гильдии киноактеров и как страстно желает хоть какую-то настоящую роль.
И такая нашлась! Создатели относительно успешного фильма ужасов «Гризли» готовились снимать в Венгрии вторую часть, на которую набирали артистов. Клуни попал туда в компании Чарли Шина и Лоры Дерн. Увы, посреди съемок у компании кончились деньги, найти новое финансирование ей не удалось, и картину свернули, так и не доделав до конца. Но все это было сущим пустяком по сравнению с тем, что теперь Джордж был полноправным членом Гильдии.
Портфолио Клуни конца 80-х
Не сказать, что роли тут же посыпались как из рога изобилия. То есть, да, Клуни начал сниматься, но общий художественный уровень его работ говорил за то, что выбирая между деньгами и хорошей работой, Джордж не сомневаясь делал ставку на первое. Попутно он не говорил «нет» на предложение подработать шофером или приготовить еду для вечеринки — в конце концов, любые средства хороши, если они делают тебя богаче! Правда, постоянная занятость и бесконечные свидания в ущерб отдыху сказывались на готовности Джорджа продемонстрировать хорошую игру. Шанс подвернулся во время кастинга на роль мистера Блондина в «Бешеных псах», но перфоманс Клуни оказался до того непотребным, что несколько лет спустя Квентин Тарантино признался: «Я счел его худшим актером на свете».
Бурная личная жизнь, конечно, не способствовала карьерному росту. Джордж даже попытался остепениться и завести серьезный роман. Но отношения с Келли Престон зашли в тупик, девушка бросила его ради Джона Траволты и вернула оригинальный подарок — минипига по имени Макс. Поросенок, к слову, жил вместе с Клуни, пока не умер в 2006 году в возрасте 19 лет. Джордж продолжил выбивать клин клином и даже сочетался браком с актрисой Талией Балсам, дочерью ветерана кино Мартина Балсама. Но ни к чему хорошему этот союз не привел — Клуни лишь разуверился в институте брака и заявил, что больше никогда не поведет женщину под венец и не заведет детей. Зная его любовь к противоположному полу, верилось в это далеко не всем.
С Келли Престон (1988)
Близкие подруги Мишель Пфайффер и Николь Кидман, с каждой из которых он познакомился на съемках, были уверены, что уж к сорока-то годам Джордж точно станет отцом и поспорили об этом с Клуни на $10 тысяч. Проиграли, кстати, обе. Но вместо того, чтобы взять деньги, он отослал чеки обратно и предложил удвоить ставки, заявив, что не изменит своих жизненных принципов и к пятидесяти.
Настоящим прорывом на актерском поприще Клуни стала партия доктора Дага Росса в телесериале «Скорая помощь», принесшая Джорджу любовь домохозяек и ворох номинаций. Темпераментный персонаж, всегда ставивший интересы пациентов выше больничных правил, в полной мере проявил драматическое мастерство Клуни и обратил на него долгожданное внимание Голливуда. Роберт Родригес как раз искал актера на главную роль в хоррор «От заката до рассвета», и Джордж подошел как нельзя лучше. Дополнительно на руку сыграл его сложившийся имидж хорошего парня, поэтому, когда татуированный до шеи убийца Сет Гекко впервые появлялся в кадре, уже было понятно — на наших глазах родилась звезда.
Надо заметить, что Warner Television благосклонно относились к работе на стороне, не ставя ему палки в колеса, несмотря на контрактные обязательства по «Скорой помощи». Правда, самому Клуни приходилось вкалывать, как лошади — днем он снимался в сериале, а ночью перебирался на съемочную площадку Родригеса, досыпая по дороге и в гримерках. Жертва не была напрасной: харизматичный Джордж покорил самую важную для Голливуда аудиторию — молодых людей, буквально ногой распахнув дверь будущей славе. И она не заставила себя ждать: всего через год ему довелось сыграть Бэтмена.
Персонаж комиксов был главным барометром успеха. После того, как Тим Бертон запустил киносериал о миллиардере Брюсе Уэйне, борющемся со злом под личиной Человека-летучей мыши, студии старались сделать каждую серию его похождений еще помпезнее и гламурнее предыдущей. Клуни выпало делить съемочную площадку с Арнольдом Шварценеггером, Умой Турман и Алисией Сильверстоун, что накладывало определенные обязательства — не потеряться в пресном положительном образе на таком фоне было крайне тяжело, а ведь вдобавок от Джорджа требовалась серьезная физическая подготовка. Один только каучуковый костюм Бэтмена весил сорок килограмм, не говоря о том, что роль предполагала схватку с самим мистером Олимпия. И хотя критики втоптали «Бэтмена и Робина» в грязь, обвинив в ненужном гомоэротизме, вина в провале целиком и полностью легла на плечи режиссера, а Клуни дал себе зарок впредь требовательнее относиться к сценариям.
Лучшей демонстрацией правильно взятого курса стали творческие союзы с братьями Джоэлом и Итаном Коэн, а также со Стивеном Содербергом. Первые предложили Джорджу главную роль в комедийном мюзикле «О, где же ты, брат?». Клуни даже начал ставить себе вокал, посвятив этому занятию несколько недель, хотя, в конечном счете, его все равно было решено дублировать. Позднее он сыграл в фильме братьев Коэнов «Невыносимая жестокость» вместе с Кэтрин Зитой-Джонс, а в 2008 году вышла комедия «После прочтения сжечь», где его партнерами стали Брэд Питт, Джон Малкович и Тильда Суинтон. С Содербергом Клуни сошелся на площадке романтического триллера «Вне поля зрения» про обаятельного грабителя банков, вскружившего голову преследующей его полисменше, и продолжил сотрудничество мультизвездной трилогией о друзьях Оушена, ремейком «Соляриса» и выдвигавшимся на «Оскар» нуаром «Хороший немец».
Но одних только актерских достижений Джорджу было недостаточно. В 2002 году он убедительно дебютировал в режиссуре экранизацией скандальных мемуаров некогда популярного телеведущего Чака Барриса «Признания опасного человека», в которых шоумен утверждал, что работал на ЦРУ и выполнял для государства грязную работенку. В качестве подспорья Клуни использовал собственные воспоминания о детстве, прошедшем на отцовских эфирах. Чтобы объяснить, насколько горячим был материал, достаточно заметить, что за главную роль сражались Джонни Депп, Бен Стиллер и Майк Майерс (получил ее Сэм Рокуэлл), а к режиссуре примерялись Брайан Сингер и Дэвид Финчер. Лента принесла Клуни номинацию на серебряного медведя Берлинского кинофестиваля.
C Патрисией Кларксон и Робертом Дауни-мл. на съемках «Спокойной ночи и удачи»
Еще через три года его режиссерская фильмография пополнилась второй картиной — драмой «Спокойной ночи и удачи» о знаменитом конфликте между тележурналистом Эдвардом Мерроу и сенатором Джозефом МакКарти: один пытался раскрыть правду о лжи и подтасовках политика, второй обвинял репортера в сочувствии коммунизму. Стильная, выверенная и напряженная картина заработала шесть номинаций на «Оскар», две из которых приходились на Клуни — за режиссуру и соавторство сценария. И хотя в тот раз Джордж унес позолоченную статуэтку домой, вручена она была совсем по другому поводу: он был признан лучшим актером второго плана за остросюжетную политическую драму «Сириана». А в 2008 году на экранах появилась и третья режиссерская работа Клуни — спортивная комедия «Любовь вне правил».
Сегодня Джордж находится на гребне успеха. Ему приписывают романы с самыми роскошными голливудскими красавицами, его картины стандартно собирают отменную критику (что временами важнее хороших кассовых сборов), он дважды выдвигался на «Оскар» за лучшую мужскую роль — сначала в «Майкле Клейтоне», затем в «Мне бы в небо». На этой неделе в прокат выходит «Американец» и не исключено, что и он попадет в Академические списки. Пресса обожает Клуни, называя его последней настоящей кинозвездой, отмечая шарм, галантность и манеры, присущие актерам Золотой эпохи Голливуда. И даже если когда-нибудь Джордж решит бросить профессию, его фильмы будут по-прежнему пересматривать: кто-то снова порадуется аферам ироничного Дэнни Оушена, кто-то отдаст предпочтение доктору Россу, а кто-нибудь с удивлением обнаружит его имя в титрах позабытого трэша «Возвращение помидоров-убийц»…