filmz

Что смотреть на фестивале «Завтра/2morrow»

filmz

С четверга по понедельник пройдет третий фестиваль «Завтра/2morrow», который москвичам и гостям столицы, ищущим в череде кинобудней чего-то большего, совершенно не следует игнорировать. Во всяком случае, прошлые два фестиваля оставили о себе самую добрую память.

Фильмом открытия выбран новый Джим Джармуш«Пределы контроля», закрытие увенчает новый Ален Рене — «Сорняки». И хотя билеты на них не продаются, эти границы фестиваля служат своеобразной гарантией качества, что и остальное будет на должном уровне.

Конкурс — всегда заведомо опасная территория: кто его знает, что там попадется. Но от ММКФ «Завтра» выгодно отличается тем, что оргкомитет не связан путами обязательной «первой ночи» — все участники приезжают в Москву уже со своей какой-то историей. Хороший признак, если с историей каннской. У фильма «Полицейский, прилагательное» румына Корнелиу Порумбою (а румыны, как известно, самые важные сейчас на передовой артхауса) два приза второго по значимости Каннского конкурса «Особый взгляд». К слову, победителя той программы — греческие «Клыки» — покажут среди «Гала-премьер». А автобиографическое канадское признание «Я убил свою маму» победило весной в «Двухнедельнике режиссеров». Фильм вроде бы обещают потом и в прокат выпустить, если не сорвется. Немаловажным будет отметить, что все три упомянутых фильма выдвинуты от своих стран на «Оскар». У них неслабые весьма конкуренты, конечно, но вообще, любопытно будет сравнить по степени вменяемости нашу отчизну (с ее «Палатой №6») с другими кинематографиями мира — кто, да что за свои внутренние достижения числит.

«Сельский учитель» претендовал аж на семь «Чешских львов» (ровно столько получил прошлый фильм режиссера Богдана Сламы «Счастье»), но получил лишь два: за женскую роль и сценарий. Примечательно, что в главной номинации за лучший фильм он уступил прошлогоднему конкурсанту фестиваля «Завтра» — «Карамазовым». За спиной норвежского «Севера» — приз FIPRESCI берлинской «Панорамы», такой же, как у нашей «Русалки» в прошлом году. У малазийского мюзикла «Все билеты проданы!» — премия за «Альтернативное видение» прошлогодней Венеции. Награда далеко не главная, но сам факт, что в Малайзии тоже снимают кино, да еще и мюзиклы, не может не привлечь внимания тех, кто жаждет расширить горизонты познания.

Представлены в программе «Завтра» и фильмы из «Сандэнса», фестиваля, который imdb.com, например, числит среди самых важных киносмотров планеты. «Служанка» (Мексика-Чили) увезла оттуда главный приз и награду актрисе в мировой секции. (Будет показан и победитель тамошнего документального конкурса «У всех на виду».) Американский «Большой фанат» призов в «Сандэнсе» не выиграл, зато Роберт Д. Сигел ранее написал сценарий к «Рестлеру», что вызывает к его режиссерскому дебюту вполне объяснимый интерес.

Нет призов пока и у конкурсного фильма «Хадевейх», зато его режиссер Бруно Дюмон дважды обладатель каннского Гран-При (за «Фландрию» и «Человечность»), так что тоже глупо было бы пропустить. Другого любимца Канн, Чхан Ук Пака с его «Жаждой», премированной там призом жюри, обещают показать в «Гала-премьерах», хотя, ходят слухи, дальнейшего проката затем, увы, не последует.

В юбилейный гоголевский год Россия в «завтрашнем» конкурсе представлена очередной «Женитьбой». Правда, имя режиссера (автора сценария, оператора, художника и звукорежиссера) Константина Селиверстова, чья фильмография включает в себя дилогию «Я искушен в любви и в чистом искусстве» и «Сцены из жизни богемы», год назад премированные на фестивале «Чистые грезы», заставляет предположить не самое ординарное прочтение этой бессмертной комедии.

Но не конкурсом единым жив любой фестиваль. Безусловно, главное событие сегодняшнего «Завтра» — ретроспектива раннего Гая Мэддина. И главное вот почему: всё остальное мы наверняка уже видели, в той или иной форме, того или иного качества, но кино очень часто повторяется. Мэддин если кого и повторяет, то в первую очередь себя — настолько уникальна, необычна манера его работы (впрочем, специалисты и для него наверняка подберут какие-то аналоги, преимущественно в немом кино). Его фильмы имеют, конечно, сюжет, но пересказ ничего не объяснит: это то, что надо именно видеть. Мэддин все свои фильмы складывает практически на пальцах (отчего, говорят, стал слепнуть в последнее время). И результатом этой ручной работы являются кадры такой невероятной плотности и визуального накала, а секунды и минуты насыщены таким количеством сложносочиненных склеек и наложений, что ровно в той же степени, как хочется их непременно оценить самому, потом будет хотеться выйти из зала: глаз устает, а мозг попросту взрывается. Сложный автор, надо предупредить справедливости ради.

Впрочем, позднего Мэддина московские киноманы уже немножечко знают: три раза его картины участвовали в программе «8 ½» ММКФ, а «Мой Виннипег» год назад был в «завтрашнем» конкурсе. И то, что жюри тогда проигнорировало его, ничего не дав, было и совершенно несправедливо, и глубоко логично одновременно: Мэддин настолько в стороне ото всех, что даже глупо как-то сравнивать. Был ли он таким же раньше — узнаем сейчас на фестивале. Покажут четыре картины: победителя каталонского Ситжеса 2002-го года «Дракула: страницы из дневника девственницы», «Сказки больницы Гимли» и «Самая печальная музыка на свете», за которые Мэддин номинировался на «Джини», канадского «Оскара» (соответственно, 1988 год — за сценарий и 2003-й — за режиссуру), и фильм 1990 года «Архангел(ьск)», который нам небезынтересно будет посмотреть уже из одного только «родного» названия.

Вдобавок к Мэддину привезут и «Зеленое порно» его неизменной в последние годы музы — Изабеллы Росселлини. Это весьма нашумевшая (и легко доступная на youtub) серия минутных короткометражек про то, как размножаются насекомые. От научно-просветительского фильма, виденного на уроке биологии, их отличает, в принципе, только одно: в роли любой таракашечки — сама Росселини в соответствующем костюме.

Нельзя не упомянуть и про скорбную ретроспективу Ивана Дыховичного, основателя и президента фестиваля, скончавшегося менее месяца назад. В этом году фестиваль, который откроется в день рождения мастера, будет посвящен его памяти. Наверняка многие видели эти фильмы: трагическую «Прорву», комедийную (и сегодня уже культовую) «Копейку», чеховскую экранизацию «Черный монах», но совсем не факт, что на большом экране, для которого они, снятые с таким бережным отношением к изображению и свету, предназначены.

Накануне любого фестиваля почти всегда сам собой в голове рождается вопрос: а стоит ли вообще его с таким нетерпением ждать, доверять его организаторам в плане киноманского вкуса? На это можно отвечать обстоятельно и долго, а можно и коротко: если вас мучают сомнения — всегда помните, что помимо «35 мм» и «Пионера» в Москве полно других кинотеатров. А «Завтра», все-таки — это место встречи тех, кому интересно кино само по себе, тем более, выходящее за рамки, скажем так, среднестатистических интересов.


Все новости