В зените
Для своего дебюта Сигал в соавторстве в Джимом Карабатосом («Перевал разбитых сердец») написал сценарий «Человек чести» — мафиозную драму о хорошем парне в осином гнезде, чем-то напоминавшую «Донни Браско». В качестве финансовых партнеров новообразованная компания Seagal/Nasso Productions выбрала студию FOX, где у Сигала остались знакомства со времен «Отмеченного смертью». Амбициозный проект позиционировался новым «Крестным отцом» и требовал под себя $30 млн. бюджета — самая крупная на тот момент сумма для фильма с нашим героем.
Все шло достаточно неплохо до того дня, когда Джо Рот, возглавлявший FOX, внезапно передумал. Политика студии изменилась, и тратиться одновременно на несколько рискованных дорогостоящих проектов FOX не хотели. Следом за мейджором заднюю передачу включили продюсеры с Morgan Creek Production, еще не давно обещавшие обеспечить треть суммы в обмен на право международного проката. Проект висел под угрозой срыва, и в этот момент Джулиус Нассо впервые обнажил свое истинное лицо.
Произошло это не сразу, и все кусочки мозаики встали на свои места лишь несколько лет спустя, но с позиции дня сегодняшнего можно констатировать: именно в 1993 году стало понятно, что Нассо тесно связан с мафией. К Сигалу обратился бизнесмен, горевший желанием сделать совместную картину. Он предлагал актеру всю необходимую сумму, занятую у друзей из Саудовской Аравии, но Нассо оттолкнул руку помощи, заявив, что соберет деньги «у ребят из Бруклина». Спустя две недели стало понятно, что «бруклинские ребята» не в восторге от сценария и финансировать постановку не собираются. Равно как и аравийские шейхи, уязвленные отказом Сигала.
Тогда Нассо предложил партнеру поехать на поиски инвесторов в Европу, сведя звезду с верхушкой сицилийской мафии. Встреча прошла не лучшим образом — будучи не в состоянии выполнить определенные финансовые обязательства, Сигал вел себя высокомерно и своевольно, за что получил пощечину от дона (подробности всплыли во время судебного разбирательства 2002 года).
Смерти вопреки
На том памятном слушании по делу Питера Готти, брата погибшего главы семьи Гамбино, Сигал признал, что мафия долгое время давила на него, желая укрепиться в Голливуде. Нассо использовал свои преступные связи, вымогая у Сигала по $15 млн. за каждый сделанный им фильм, и в случае неповиновения угрожал расправой самому актеру и его семье. Периодически в доме Сигала раздавались телефонные звонки с угрозами, целых семь лет — с 1990 по 1997-й годы он жил, ожидая получить пулю из-за угла. Но все это стало известно лишь в 2002 году, а в 1993-м только репортеры журнала Spy почуяли неладное в творившейся чехарде с «Человеком чести».
На публике Сигал и Нассо были друзьями-не разлей вода: их особняки находились по соседству, они одинаково одевались в черное и на всех официальных мероприятиях не появлялись по одиночке. Когда представитель Spy выдвинул предположение о причастности Джулиуса Нассо к криминальному миру, «разгневанный» Сигал подал на издание в суд. Позднее он отозвал свой иск, и о происшествии не вспоминали вплоть до 2002 года.
Интересно, что кое-какие догадки витали в воздухе, иначе чем объяснить сценарий Джо Эстерхаза «Страна гангстеров» (Gangland), рассказывавший… о Питере Готти и семье Гамбино? Продюсеры заплатили за него рекордную сумму в $3.4 млн., расчитывая сделать на материале блокбастер для Columbia Pictures. Сюжет концентрировался на трех основных персонажах: Джоне Готти, Сэмми Гравано, по прозвищу «Бык» и агенте ФБР. Гравано, виновный в 18 убийствах, заключил сделку с ФБР, сдав своего бывшего босса и исчезнув по программе защиты свидетелей.
Роль Готти был готов сыграть Майкл Китон, Гравано отходил в ведение Сильвестра Сталлоне, а агента ФБР надлежало исполнить Тому Крузу. К сожалению, трусливые до мегабюджетов Columbia отказались разрабатывать проект, и сценарий затерялся где-то архивах — хотя нельзя исключать версии, что и здесь не обошлось без влияния мафии.
Потерпев фиаско с «Человеком чести», Сигал взялся за новый, куда более безопасный материал — экологический боевик «Воин радуги». Warner были рады заключить в свои объятия блудного сына и выделили на постановку целых $50 млн. Главная отрицательная роль была предложена Джереми Айронсу, но тот успел отказаться от участия в проекте еще до начала съемок. Сменивший Айронса Майкл Кейн после премьеры так и не смог объяснить, почему он взялся за эту работу.
Джулиус Нассо и Стивен Сигал на съемках
Комментарии самого Сигала тоже не давали больших надежд на шумный успех. Режиссер то и дело жаловался, как много сил у него отнимает занятость на двух должностях, как надоело ему играть, и в каких тяжелых условиях приходится создавать картину. Очевидно, Сигал не лукавил, ссылаясь на переутомление — от провала ленту не спас даже фирменный ход с тремя словами — экшн «В смертельной опасности» стал его первым фиаско.
Пресса, почуяв запах жареного, завела привычную песнь про актера одной роли, намекая на то, что выходить за рамки тупого боевика Стивену Сигалу противопоказано. Определенная доля правды в утверждении имелась, и в планах актера на ближайшее будущее появилась новая запись — «В осаде 2». Пока же он примерял на себя роли еще в двух проектах — боевике «Огонь из преисподней», который он тоже собирался режиссировать, и политическом триллере «Расплата».
«Расплата» рассказывала историю женщины-адвоката, впутывавшейся в заговор с целью убийства сенатора. Потенциально высокобюджетный проект предполагал в главной роли звезду уровня Джоди Фостер или Мишель Пфайффер (акции которых выросли после «Молчания ягнят» и «Бэтмен возвращается»), однако Сигал так сильно заинтересовался картиной, что продюсеры согласились измененить пол главного героя. В последствии Сигал остыл к проекту, тот был предложен Брюсу Уиллису, а после его отказа переработанный сценарий частично использовался в сюжете «Убийства в Белом Доме».
С Кэтрин Хайгл в фильме «В осаде 2: Темная территория»
Временно не сложились дела и со второй режиссерской работой актера, постоянно менявшей студии. Чтобы не терять времени даром, Сигал приступил к съемкам в своем самом ожидаемом фильме — «В осаде 2». Закрыв глаза на предыдущий провал, Warner вновь раскошелились на круглую сумму: сиквел обошелся студии ровно в пять раз дороже оригинала. Отчасти расходы были оправданы: фильм стал первым в истории, использовавшим технологию, при которой сложные интерьеры снимались в павильоне. На стенах декораций были укреплены теннисные мячи, служившие разметочной сеткой, на место которой потом вклеивались кадры с движущимся пейзажем за окном поезда. Увы, даже эти ухищрения не уберегли ленту от неудачи — касса американского проката не покрыла расходов на производство, остановившись на отметке $50 млн.
А уже следующий фильм Сигала ознаменовал начало конца его карьеры. После двух громких провалов студии не спешили задействовать его в главных ролях, но выпадать из обоймы звезд класса «А» Сигалу не хотелось. Поэтому, скрепя сердце, он решился на первую в своей жизни роль второго плана, да еще такую, где его герой погибает: по сюжету Сигалу предстояло героически выпасть из самолета где-то на двадцатой минуте действия. Однако, в самый последний момент его одолели сомнения, и он попытался саботировать съемки.
Кадр из фильма «Приказано уничтожить»
Сигал вел себя как ребенок: запирался в трейлере, отказывался снимать сцену смерти и требовал переписать сценарий. Его мучали вполне резонные опасения, что поклонники просто не примут картину, но адвокаты студии поставили ему жесткие условия: или все происходит так, как написано в сценарии, или Сигал из собственного кармана возмещает Warner Bros. убытки. Как все мы знаем, фильм «Приказано уничтожить» закончен, и собрал в мировом прокате $122 млн. Любопытно, что в Германии, где Сигал был очень популярен, его лицо даже добавили на кинотеатральный постер.
Скорость падения
На дворе стоял 1996 год, и наш герой стремительно выходил из моды. Бал правили картины совсем иной ритмики и содержания — «День независимости», «Смерч», «Миссия: невыполнима», на фоне которых постановки в традициях неторопливых 80-х выглядели доисторическими монстрами. Публика не среагировала на «Мерцающего» (The Glimmer Man), показавшего столь удручающие результаты в прокате, что Warner не решились озвучить его бюджет. Пестовавшийся четыре года «Огонь из преисподней», стоимость которого раздулась до $45 млн. грузно выпал из поля зрения зрителя, оставив за собой след в $16 млн. кассовых сборов. $35-миллионный «Патриот» (The Patriot) удостоился в США только телепремьеры. Сигал отправлялся на свалку истории, и понимал это лучше остальных.
Кадр из фильма «Патриот»
Не все ладилось и в личной жизни: из-за череды провалов Сигал стал раздражительным, начал поднимать руку на жену, и в конце концов Келли ЛеБрок не выдержала, подав на развод. Последней каплей для нее стало рождение у Стивена ребенка от другой женщины. Сигал искал утешения в восточной философии, увлекшись буддизмом. Регулярные визиты в Тибет и общение с монахами стали его главной страстью. Джулиус Нассо вложил деньги их совместной компании в независимые постановки, не имевшие особого успеха. Журналисты не скрывали иронии в заголовках: «Стивен Сигал подался в арт-хаус!», но самого «виновника торжества» все присходившее не волновало. Фактически, за три года, о Сигале было слышно лишь в светской прессе.
Попыткой вернуться на экраны стал для него биопик «Чингиз Хан» (Genghis Khan), для производства которого Сигал взял в европейских банках несколько крупных кредитов. Он искренне полагал, что идея проекта о сыне степей, стоимостью $40 млн. с ним самим в главной роли, будет в Голливуде нарасхват. «Этот фильм станет первым из пяти крупнобюджетных проектов, с помощью которых я намерен вернуться в высшую лигу», — заливал он репортерам. Но Сигал не учитывал один важный момент: время «Гладиатора» еще не настало, и за эпиками тянулся шлейф дурной славы «Клеопатры».
Три года «Чингиз Хан» обивал пороги студий, пока его себестоимость не выросла до $60 млн. Таких расходов Сигал позволить себе не мог и был вынужден отказаться от проекта, имея на руках режиссера и почти полностью укомплектованный актерский состав. В итоге, фильм был-таки снят с Ричардом Тайсоном в главной роли, и сейчас ожидает премьеры.
Сигалу не оставалось ничего иного, кроме как идти с челобитной к Джоэлу Сильверу («Приказано уничтожить»). Тот как раз попрощался, было, с проектом «Сквозные ранения», для которого несколько лет не мог найти звезду. Сигал подоспел вовремя, и картина, объявленная камбэком Здоровяка, была запущена в производство. Увеличивая коммерческий потенциал, вторую главную роль Сильвер отдал рэпперу DMX — во многом благодаря ему фильм и стал первой окупившейся лентой Сигала за шесть лет. По кулуарам даже пошли разговоры о сиквеле, но после чудовищной видеоподелки Альберта Пьюна «Часовой механизм» (Ticker), где имел несчастье засветиться Сигал, о его возвращении на вершину киноолимпа больше никто не заикался.
Кадр из фильма «Сквозные ранения»
В 2002 году на экраны США вышел низкобюджетный боевик «Ни жив, ни мертв» (Half Past Dead), оказавшийся последним фильмом актера, добравшимся до киноэкранов, и последним, принесшим ему прибыль. Впереди Сигала не ждало ничего, кроме пыльных полок видеопрокатов. Выстреливая в год целыми обоймами фильмов, он пытался взять свое количеством. Гордость не позволяла ему признать, что время Стивена Сигала прошло, и отныне лучшее, на что он может рассчитывать — роль свадебного генерала при более удачливых коллегах.
Окончательно Сигал был списан со всех счетов в 2004 году. На New Line Cinema готовился триквел «Часа пик», куда Джеки Чан, дружащий с Сигалом, пригласил товарища играть главного злодея. Отрицательная роль в карьере актера, сделавшего себе имя «хорошими парнями» — и так верный признак творческого кризиса, но кто бы мог подумать, что все обстоит настолько плохо? После того, как проект в очередной раз был отложен, Сигал сыграл-таки негодяя… в сверхдешевой южно-корейской мелораме! Падать дальше было просто некуда.
На дне
Пучина видеорелизов поглотила Сигала с головой. Он продолжал сниматься в низкобюджетных картинах, количество которых из года в год увеличивалось чуть ли не в геометрической прогрессии. Если в 2004 году Стивена можно было наблюдать только в двух лентах, то в 2005-м — уже в четырех. При этом нельзя сказать, что ему не везло с режиссерами или финансированием. Скорее, своим поведением на площадке и откровенной халтурой он губил собственную карьеру. Сигал мог запросто позволить себе выйти на площадку всего на две недели, доводя до того, что его голос дублировал другой актер (как и произошло в «Ударной группе»). А трюки за него уже давным-давно исполняли дублеры (эта традиция прекратилась совсем недавно, когда в ленте «Городское правосудие» Сигал в кои-то веки выполнил все сам).
Режиссеры тоже не были в восторге от сотрудничества с актером. Например, британский хоррормейкер Энтони Хикокс до сих пор вспоминает работу на «Предельной глубине» как страшный сон. По его словам, Стивен элементарно отказывался выполнять установки постановщика, говорил текст не по сценарию и всячески саботировал работу. Сейчас Хикокс, смеясь, говорит, что именно благодаря Мистеру С Хвостиком он бросил снимать боевики и вернулся к тому, с чего начинал — к хоррорам.
Не забыл Сигал и про свое увлечение музыкой. В 2006 году последовал выпуск его второго альбома под названием Mojo Priest. B отличие от предыдущего сборника Songs from the Crystal Cave, не пользовавшегося большим интересом и представлявшим скорее эдакую мешанину из разных направлений (начиная от джаза и блюза, и заканчивая откровенной поп музыкой), Mojo Priest имел четкую жанровую принадлежность — блюз, причем в его классическом проявлении.
К записи альбома Сигал привлек настоящих мастодонтов жанра в лице Коко Тейлора, Джеймса Коттона, Генри Таунсэнда и других. Пожалуй, впервые за долгие годы Стивен получил хорошую прессу, пускай и музыкальную. Даже самые скептически настроенные музыкальные критики признавали, что альбом очень качественный, а голос самого артиста сравнивали то с Клептоном, то с Би-Би Кингом. При этом, чуть ли не каждый второй не преминул упомянуть, что певец из Сигала получился куда лучше, чем актер. Все это сподвигло его на гастрольный тур, который он и начал по городам США, Канады и Европы вместе со своей группой «Thunderbox» летом 2006 года. Тур пользовался бешенной популярностью у зрителей, билеты на его представление раскупались чуть ли не за месяц до начала шоу. (В свое время увидеть это выступление могли и российские зрители, однако, планировавшийся концерт в Санкт-Петербурге сорвался, ввиду неграмотной рекламной кампании наших организаторов и несостыковки с графиком самого артиста). Особенно ярые фанаты, как оказалось, живут в Великобритании, именно там прошло большинство выступлений актера. В США же Сигала не редко стали приглашать на открытия блюзовых фестивалей.
Помимо этого, актер неплохо чувствовал себя и в бизнесе. Это не ограничивалось только съемками в рекламе: он является совладельцем компании по выпуску эксклюзивных часов класса люкс «Quixotic» и занимается выпуском энергетического напитка под названием «Молния Стивена Сигала». Было бы странно, если бы актер не имел никакого отношения к оружию. Так вот и этот пробел Стивен недавно восполнил. Он принял участие в разработке дизайна ножа для компании Kershaw вместе с ее ведущим ножеделом Кеном Онионом. На каждом экземпляре красуется фирменный автограф звезды, выгравированный с двух сторон на японском и английском языках. Один из образцов продукции этой компании был замечен в фильме «Руслан».
И если с музыкой и бизнесом было все в порядке, то вот про выпуск фильмов такого сказать нельзя. Единственное, что стоит отметить в период после 2007 года, так это участие Сигала в новом для себя жанре — комедии. Несколько лет пролежавшая на полках студии пародийная лента «Луковые новости» все-таки вышла в 2008 году, но опять таки на DVD, хотя изначально планировался выпуск на большие экраны. Нельзя не отметить и 15-минутное его появление в хорроре про зомби «Последняя надежда человечества».
И вот настал 2009 год. Вряд ли он бы сильно отличался от предыдущих, если бы не предложение от Роберта Родригеса принять участие в съемках фильма «Мачете». И тут, пожалуй, Сигал принял единственно правильное решение за последние 7 лет — он согласился. Многие все еще сомневались, зная нрав актера и нежелание быть на вторых ролях, однако подоспевшие кадры со съемок подтверждают, что он в деле и будет играть злодея по имени Торрес. Не зависимо от успеха картины, можно утверждать, что это, безусловно, шаг вперед в карьере, и первая картина за семь лет, выходящая в широкий прокат.
Помимо камбэка на большие экраны, Сигал планирует штурмовать и телевидение. Уже в этом декабре популярный кабельный телеканал A&E Network запускает реалити-шоу актера под названием «Стивен Сигал в законе*», где ему предстоит выполнять обязанности помощника шерифа и бороться с преступностью. Студия уже выпустила промо-ролик, настраивающий на исключительно положительные ожидания.
Сегодня фанаты Стивена Сигала не надеются на возможность когда-либо увидеть своего любимца на экранах мультиплексов. В планах актера семь малобюджетных видеорелизов, три из которых делается для Гонконга. Но особо преданные поклонники уверены — тигр просто собирается перед прыжком: вот уже три года, как на Warner Bros. периодически ведутся разговоры о возвращении к самому кассовому фильму Сигала — «В осаде». И даже если «В осаде 3» провалится в прокате, Стивен Сигал останется в анналах истории, вписав свое имя в скрижали, как единственный белый сенсей, признанный на родине самураев.