На закрытие ММКФ в Москву с лентой «Джонни Д.» приехал Майкл Манн — живой классик, чей экшн из «Схватки» преподается в киношколах, у которого Том Круз готов играть отрицательные роли, а Уилл Смит набирать мышечную массу. Filmz.ru встретился с режиссером за круглым столом, чтобы задать пару вопросов.
— Если посмотреть на выходящие в российский прокат фильмы, то окажется, что зрителя не очень балуют фильмами, основанными на реальных событиях. Как вы думаете, это потому что сегодня дефицит настоящих героев или потому что они не нужны и зрителю нравятся только фантастические персонажи?
— Сложно сказать. У Феллини как-то спросили, почему он не снимает фильмы в Америке. Он ответил: «Я же ничего не знаю про Америку, даже какие галстуки там принято носить». Я лишь отдаленно интересовался российской историей, в частности Троцким. Хотел снять фильм про 1905 год. Для этого я изучал ранние русские фильмы Эйзенштейна — «Броненосец «Потемкин» и прочие. Я хотел понять, как происходило становление режима. Так что, хоть я и интересовался этим, к сожалению, я не могу ответить прямо на ваш вопрос по текущей ситуации. Для американского зрителя вашего возраста жизнь Диллинджера и то время, в которое он жил — совершенно незнакомый период. Сейчас никто не считает, что все в мире зависит от судьбы. Мы верим, что только наши продуманные решения определяют конечный результат наших действий. А для того, чтобы обеспечить нужный результат, мы прибегаем к всевозможным средствам — от психолога до астролога. Тогда никто так не считал. Тогда было принято говорить: «Для тебя уже заготовлена пуля». То есть, люди верили, что все предрешено, и они никак ни на что не влияют. А у Диллинджера был странный взгляд на свое будущее, и это меня очень удивило. Он любил женщину и хотел быть с ней всегда. Он старается как можно больше получить за то время, что они проводят вместе. После этого он решает достать 250 тысяч долларов и отправиться в Бразилию или в Сингапур, или еще куда. И не важно, что там потом будет — главное уехать. Сейчас зрителю это все кажется слегка возвышенным. — И вы считаете, что такие реальные персонажи как Диллинджер могут быть интереснее десятков супергероев, которые главенствуют на экранах?
— Совершенно необязательно. Но я не могу придумать персонажа увлекательнее, чем настоящий Джон Диллинджер. Да, иногда и вымышленные герои бывают прописаны очень детально. Но лично мне интереснее понять реальных людей, потому что их жизнь мне кажется более захватывающей — они непредсказуемы. Такое просто не придумаешь. Герой Роберта Де Ниро из «Схватки» не был таким же притягательным, как он показан на экране. Но такой человек действительно был. Персонажи Вэла Килмера и Джона Войта также основаны на реальных людях. Вот только герой Джона Войта грабил банки в Лос-Анджелесе, а не в Чикаго. Получился своего рода коллаж из историй реальных людей и выдуманных событий.
— «Джонни Д.» получился эмоционально сдержанным, не чувствуется отношение режиссера к герою. Хотелось бы узнать, как вы сами относитесь к фигуре Диллинджера?
— Вынужден не согласиться. Мне кажется, что фильм показывает серьезного Диллинджера таким, каким он был в реальной жизни. Это не просто биографическая картина. Я не хотел, чтобы зритель смотрел на то, как актер кого-то там играет. Я добивался, чтобы аудитория погрузилась в атмосферу и поняла, что испытывал Диллинджер. Иногда это происходит в фильме в отрыве от сюжета. Но такие сцены сняты специально. Нет никакой предыстории. Мы не показали, как он в три года лишился матери, и что именно поэтому его так тянет к женщинам. Если стоит выбор — снять биографический фильм или воспроизвести эмоциональную подноготную главного героя, то лично я выбираю второе. Очень нелегко добиться правильной реакции зрителя на происходящее на экране.
— Известно, что вы заново монтировали все свои фильмы для домашнего видео. Во-первых, хочется узнать — стоит ли в случае с «Джонни Д» ждать новой версии для DVD или Blu-Ray? А во-вторых, какие именно элементы картины вы, прежде всего, хотите показать на большом экране, а какие в релизе для домашнего видео?
— В принципе, я хочу, чтобы зритель увидел все именно на большом экране. Ваш вопрос интересен по нескольким причинам. Когда я продумывал фильм, так сказать, общался сам с собой, то хотел, чтобы действие на экране развивалось очень быстро, то есть, за два часа и десять минут. Но при этом фильм должен быть очень личным, с ярко выраженными персонажами. К сожалению, оба этих идеала недостижимы. Обычно, если все завязано на персонажах, то бурного развития сюжета не получается. Хотелось как-то все это совместить. Однако в итоге получился отличный фильм длиной 2 часа 45 минут. За это время зритель полностью осознает все необходимые фрагменты истории героев. Но динамика также сохранена. Ощущение от просмотра — словно ныряешь с головой в огромный бассейн. Все, вроде, замечательно, но хронометраж — 2:45. Для домашнего видео я бы хотел создать удлиненную версию фильма. Но я не хочу просто добавлять на диск отдельные сцены. — Получается, мы все же увидим новые сцены на DVD?
— Но только в составе удлиненной версии фильма, а не отдельными кусками. На съемках вообще было много интересных моментов. Например, была дополнительная сцена во время засады ФБР у кинотеатра «Биограф». Достоверно известно, что тогда управляющий кинотеатра посмотрел на улицу и увидел людей в пальто жарким летним вечером. Он подумал, что сейчас их будут грабить, и вызвал полицию Чикаго. Приехавшие полицейские поставили всех ребят по стенке, взяли их на мушку и начали спрашивать, кто они такие. А те отвечают: «Мы федералы, а вы кто такие?!» То есть, на улице началась заварушка, а в это время Диллинджер сидел внутри и смотрел кино. Мы все это отсняли, было очень весело. Много еще есть таких вот моментов.
— В фильме шокируют два эпизода. В первом полицейский допрашивает раненного гангстера, а во втором — когда Билли избил тот здоровый коп. Все это перекликается с текущими обсуждениями полицейского беспредела и методами допроса, а конкретно — пытками. Что вы сами думаете по этому поводу?
— Надо понимать, что в фильме показан момент зарождения ФБР. Они всем объявили, что поймают Джона Диллинджера, а потом с позором упустили его. В итоге они опустились до уровня полицейской жестокости. Они арестовывали невиновных, чтобы делать из них информаторов. К тому же, они грубо обходились с людьми. Одного преступника они просто выкинули из окна. В фильме все показано так, как это было на самом деле. В том случае, который вспомнили вы, пытали не того же героя, что в фильме, а кого-то другого. И так была получена информация о «Маленькой Богемии». Что касается обсуждения методов допроса в США — конечно же, это актуально. Я ведь сам вырос в Чикаго и знаю, как ведут себя полицейские. Я знаком с теми, кого копы отделали, и с теми копами, которые так поступают. И это происходит постоянно. Но лично я в ужасе от того, что происходят пытки. И многие согласны, что их ничем нельзя оправдать.
— Диллинджер прекрасен. У него эдакое обаяние мерзавца, которое всегда трогает зрителя. А про светлых честных людей снимать скучно или невозможно, чтобы это было интересно?
— Я представляю себе натуру человека несколько иначе. Давным-давно я осознал, что не бывает изначально злых или добрых людей. Просто иногда они совершают странные поступки. Например, добрый человек на плохой работе творит всякие гадости. И при этом ему все это неприятно. Или, скажем, он с этим смирился. Или этот человек вовсе перестает быть добрым. Слишком много различных факторов, чтобы строить какие-то умозаключения. Я встречался с преступниками, которые уже отсидели. Все свое образование они получали в тюрьме. Некоторые даже стали писателями. Я считаю, что жизнь человека может быть бесконечно разносторонней. Поэтому мне не очень приятно, когда вешаются ярлыки: добрый или злой. Да, Диллинджер был обаятельным, но на то было две причины. Первая — он знал, как надо работать с общественным мнением и прессой себе на пользу. При этом он еще был очень щедрым человеком. Однако, когда он разозлился на полицейского О’Мэлли (это все реальные факты), который трижды попал ему в бронежилет, то просто вернулся и жестоко расстрелял его. Конечно же, он был убийцей. Он выживал в тюрьме все эти десять лет не потому, что был белым и пушистым. Иначе его бы там каждый день «нагибали». Ну а, попав на улицу, он стал зарабатывать грабежами. — Расскажите, пожалуйста, чем вас больше всего удивил Джонни Депп? Не было ли на съемках каких-то мистических историй, не ощущалось ли присутствие самого Диллинджера?
— Что касается Джонни Деппа, зритель ощущает в нем какие-то скрытые темные намерения в каждом ленте. Как раз поэтому я пригласил его сняться в фильме. К тому же — раньше он в таких фильмах не снимался, и это замечательно. Мне нравится требовать от актеров того, с чем они не имели дела ранее. Именно когда перед ними поставлена какая-то новая задача, они играют лучшне всего. Он с ранних лет знал про Диллинджера, как и я. Я ведь жил в том районе в Чикаго. Когда мы ехали по Линкольн-авеню мимо театра «Биограф», мой отец сказал мне как-то: «Вот тут застрелили Джона Диллинджера». А я спросил: «Кто такой Джон Диллинджер?» Мне тогда было лет шесть-семь. Кинотеатр некоторое время еще работал, так что мы с отцом туда иногда ходили. Я вообще не признаю суеверий. Но три места, где мы проводили съемки, были именно там, где происходили исторические события. Гостиница «Маленькая Богемия» была настоящей. Я еще удивился, что она до сих пор существует. Мы туда съездили, и нам разрешили съемки. Джонни Депп лежал в той же кровати, что и Диллинджер. Он стоял у того же окна, когда появились агенты ФБР. Более того, это очень важно и для актера, и для режиссера. Сразу начинаешь задумываться, например, о чем думал Джон Диллинджер, когда его застрелили. Он прожил еще три минуты. О чем он думал? На что смотрел? Что испытывал в тот момент? И мы точно знаем, что он видел именно эту же реальную кирпичную стену и деревянный столб, а за ним еще 30 метров тротуара. Когда мы были в «Маленькой Богемии» на севере Висконсина, то съемки проходили 22 апреля 2008. И у меня спросили: «А вы знаете, какой сегодня день?» Я ответил, что 22 апреля. Мне сказали, что именно в этот день произошла та перестрелка. Мы случайно оказались там именно в годовщину тех событий. Более того, в тот день вечером была сильная гроза, а потом загорелась спальня Джона Диллинджера. — Депп был там во время пожара?
— Нет, мы уже все закончили и уехали. Мне кто-то позвонил и сообщил: в последний день съемок загорелась спальня.
— После просмотра фильма складывается впечатление, что Джонни Депп играет самого себя — такого же как и в прочих его фильмах. Очарование героя, это по большей части очарование самого Деппа. Вопрос следующий — предоставляете ли вы своим актерам значительную свободу на съемках? Свободу импровизации или дополнения образа персонажей по своему усмотрению.
— В итоге все получается, как я хочу. Сначала я отбираю актеров, потом говорю им, что делать на съемках, а затем монтирую. Но, разумеется, я предоставляю им свободу. Это всегда приветствуется. Ведь самые замечательные идеи получаются, когда я что-то придумываю, а те же Аль Пачино или Джонни Депп добавляют что-то свое. На съемках наша задача точно передать суть сюжета. Задача актера — воплотить образ в созданных для него условиях. Например, есть сцена, где Джонни хочет, чтобы Марийон Котийар уехала с ним из гардероба. Он рассказывает ей все, что она должна знать про него. После этого она соглашается. Если б Джонни сказал, что можно сыграть так-то и так-то — я это буду, конечно же, только приветствовать. Но нельзя изменить сам факт того, что она должна в итоге уехать с ним. А уж как он будет уговаривать ее — все зависит от простора фантазии актера. Что касается Аль Пачино — он высказывает больше идей, чем кто-либо. Я ведь и добиваюсь того, чтобы актеры как-то дополняли образы своих персонажей. Для примера — на репетиции я придерживаюсь сценария лишь на 60%. Я никогда не репетирую сцену так, как хотел бы ее видеть окончательно. Во время съемок должно быть пространство для маневра. Спонтанная игра актеров всегда получается лучше, чем задумывалось изначально. Например, когда мы снимали сцену в кафе в фильме «Схватка», мы практически не проводили репетиций. Специально. Обсудили только общие моменты и хронометраж. Просто прошлись по тексту, потому что работу актеров я хотел увидеть только при съемке. А снимал я сразу на несколько камер, потому что понимал, что с такими актерами, как Аль и Боб, важна каждая деталь. Если Аль делает движение рукой, то Боб автоматически реагирует и меняет позу. Это органичное взаимодействие невозможно предугадать. В каждом дубле появляется что-то новое. Вот почему я всегда делаю ставку на спонтанность. Кстати, вся эта сцена в «Схватке» в итоге снята одним дублем. Но, в конечном счете, фильм получается таким, как я хочу.
— По данным мирового проката, в настоящее время наибольшей популярностью пользуются фантастические фильмы и трехмерная анимация. Есть ли будущее у традиционного криминального гангстерского жанра?
— Понятия не имею. Кстати, на Universal была длительная дискусия, потому что мы хотели выпустить фильм 4 июля. Это совершенно не укладывается в нормы проката. Нельзя выпускать драму с рейтингом R 4 июля. В Штатах все отдыхают и занимаются какими-то своими делами. А мы им подаем такой жесткий фильм. Было непросто вообще довести до конца этот фильм, ведь начали мы еще в 2007-м. Поживем — увидим. Стандартные взгляды на кинобизнес мне не кажутся показателем.