Кинотавр — акценты
Кинотавр юбилейный — 20-й. И главная особенность в том, что он остается самим собой. Это Сочи, июнь, Зимний театр, гостиница «Жемчужина». Круглая дата отразится в контексте церемоний открытия и закрытия фестиваля. Все члены жюри — это лауреаты фестиваля. Мы будем чествовать отца-основателя Марка Григорьевича Рудинштейна, почтим память, до последнего времени, бессменного Президента Кинотавра Олега Ивановича Янковского.
Кинотавр и кризис
… большую проблему создал развивающийся кризис. Государство сиквестировало свою поддержку, это коснулось и ряда спонсоров. Однако рублевый эквивалент бюджета мы попытались сохранить. Мы сократили рабочий период, он составляет 6 дней, и в конкурсе соответственно картин стало меньше — не 14, а 12. Фестиваль ужался в своих объемах, но надеюсь, что это будет незаметно.
Кинотавр — приметы
Особой приметой конкурсной программы фестиваля станет отсутствие фильмов, сделанных мэтрами кино, исключая, конечно, Ивана Дыховичного. Будет представлен спектр «раннего среднего поколения».
Сегодня в конкурсной программе нет фильмов Прошкина-старшего, Хотиненко или Лунгина, но не потому, что мы не хотим, а так сложились обстоятельства. Существует определенная фестивальная практика.
Канны, Венеция и Лунгин
Прыжки в воду могут быть с 3-х метрового трамплина, а могут с 10-ти метровой вышки. Канны — это 10-ти метровая вышка. Здесь вы можете полететь. Фильм видят все фестивали, которые идут следом. Участие в Каннском кинорынке дает возможность представить фильм вообще всему миру. Участие в любой официальной программе Каннского фестиваля дает фильму значительно больше, чем участие в любом другом киносмотре, исключая конкурс Венеции…
Участие Лунгина в программе «Особый взгляд», которую, как известно, отбирает та же комиссия, что и основной конкурс Канн, — прекрасный шанс показать фильм всему миру.
Это серьезный старт жизни картины, по мощности несоизмеримый с возможностями других фестивалей.
Гильдия продюсеров
Все члены гильдии надеются, что дела пойдут живее с приходом Рената Давлетьярова. Поднимется статус гильдии. Вопросов море, и они не меняются уже давно, со времен создания. Согласен с Ренатом, что оказать поддержку кинопоказчикам необходимо, пока только не понимаю каким образом. Мы зависим от того, сколько кинотеатров будут показывать наши фильмы.
Есть внутрикорпоративные проблемы: нет договоренности со всеми участниками производственного процесса, в том числе о ставках и тарифах. Единства в гильдии по этому вопросу добиться пока не удалось.
Есть проблемы внутреннего состава гильдии. В ней состоят телепродюсеры и телекомпании, которые практически кино не занимаются. Представлен весь спектр продюсерской профессии в производстве аудиовизуального продукта. Начиная от директоров картин или исполнительных продюсеров, как их сейчас называют (эти люди сами не инициируют проекты, но могут их сделать, что безусловно ценно), до телевизионных продюсеров, специализирующихся на ситкомах и драмеди в сотни серий. Я не к тому, что кого-то надо изъять, нет, просто задачи и проблемы у этих людей разные. Надо строить общую платформу.
Профит и прокат
В прошлом году планировали и практически создали прокатную структуру. Планы пока отложены на неопределенный срок. Наша компания пока не производит достаточного количества фильмов для проката. 4-5 картин это не 8-10, поэтому это пока не актуально. Тема не закрыта, мы реструктуризируем эту идею, подробности скоро узнаете.
Интервью было сделано за пару дней до официаьного объявления о создании прокатной компании «Наше кино», в состав учредителей которой вошел и Игорь Толстунов. прим ред.
О молодежи
Мы серьезно смотрим на молодежь. Не сказать, что мы очень любим с ней возиться. Но в молодых есть будущее и можно найти свежий взгляд. Мы смотрим и не боимся рисковать. Опыт показывает, что талантливых — мало. За дверью не стоит толпа гениальной молодежи. Кое кого нашли, но фамилий не назову, вдруг что-нибудь не случится, зачем людей расстраивать. Сегодня не факт, что все задуманное будет реализовано. Считайте, что это суеверие.
Экспортный продукт
Российское кино, равно как и европейское неанглоязычное кино, имеет очень ограниченные экспортные перспективы. Потенциалом обладает хорошее, качественное, художественное кино. Если говорить про арт-мейнстрим, то здесь ресурс хорошего кино есть. Например, фильм Лунгина об Иване Грозном — это качественный мейнстрим. Это сложная, философская драма. На мой взгляд, это впечатляющая работа, может быть она будет востребована в мире, как Русский фильм. Но это не балалайки, цыгане и матрешки. Лунгин сам высказывал сомнения, будет ли интересен кризисной Европе сегодня проблема взаимоотношений власти и церкви, ведь они проехали этот вопрос в 15-ом веке.
Как это нам не обидно, в мире наших фильмов никто не ждет. Наоборот, нам самим надо свое продвигать. Активное участие гильдии продюсеров в этом деле немаловажно.
Кинопоказ каждому
Больше половины страны лишены услуги кинопросмотра. Нам говорят, что нет денег в бюджете развивать киносети и участвовать в бизнесе по системе развития кинопоказа в малых городах. Но вода камень точит. Это бюджет, это надо лоббировать, это надо объяснять. Не все могут этим заниматься.
Какие фильмы Кинотавр хотел показать в конкурсе, а не вышло?
Однажды это произошло с фильмом Алексея Учителя «Космос как предчувствие». За один день до открытия Кинотавра он перешел в программу ММКФ. Но это единичный случай.