Поговорить с Бэйлом хотелось о многом: дебюте у Грамматикова, восхождении на голливудский Олимп, ответственности при выборе проектов, перезагрузках, последовавшей вслед за «Темным рыцарем» тенденции к мрачности и реалистичности в ребутах, но оказавшись отбритыми первым же ответом, решили плюнуть на этого неприветливого бирюка и отдать на растерзание коллегам, про себя припомнив спич Are U professional or not?
— Первоначально МакДжи предложил тебе партию Маркуса Райта. Если представить, что ты взялся за нее, кого бы ты хотел видеть в роли Джона Коннора?
— Нет, этого я точно не скажу. Одного моего друга рассматривали на роль Коннора, но я не скажу, кого. Просто я в определенный момент почувствовал, что Коннор мне ближе. С тех пор я понимал, что буду играть его сам, а Сэм (Уортингтон) будет играть Маркуса.
Вот и все. Всего хорошего, Кристиан, и спасибо за рыбу. Все вопросы ниже задавались уже не нами, но поскольку формат круглого стола подразумевает использование любых подходящих для материала реплик, интервью продолжается.
— Как ты считаешь, сиквел может превзойти оригинальный фильм?
— А иначе в нем нет смысла. Он должен быть лучше. Зачем снимать продолжение и не пытаться сделать его лучше оригинала?
— Насколько я знаю, поначалу ты не хотел сниматься. Почему?
— Потому что… ммм… эээ… хммм… Вероятно, вы не задавали людям такой вопрос, а я вот задавал: «Какой ваш любимый фильм про Терминатора?» И всегда ответ — первый или второй. Никто не говорит, что третий. Поэтому четвертая часть мне казалось еще одним гвоздем в гроб франшизы. Я сам очень люблю первые два фильма. Особенно запомнилось ощущение от просмотра второй части в кинотеатре: восторг зрителей и атмосфера вокруг напоминали обстановку на футбольном матче. И я не считал, что нужна еще одна глава. Типа, отворяй ворота — новый «Терминатор» будет. Зачем это? Все давно закончилось. Ну и еще довод — кто такой этот МакДжи? И с чего это он называет себя «МакДжи»? Он лучше других, что ли? Он даже прилетал на встречу со мной в Англию. Причем ему это далось нелегко, потому что он очень боится летать. Он попросил уделить ему полчаса. Ну не могу я отказать человеку, который боится летать, а сам двенадцать часов летел ко мне. Он очень искренне говорил о том, что хочет снять ни на что не похожий фильм. Но при этом он очень уважает всю мифологию Терминатора. Я отказался, потому что сценарий мне не понравился. Меня звали на роль Маркуса, а партия Джона Коннора была очень маленькой. После моего ответа он сказал: «Так может, начнем с чистого листа? Перепишем все заново?»
И тогда я сказал, что это уже интереснее. Но им пришлось нелегко, потому что тогда была в разгаре забастовка Гильдии сценаристов. Соответственно, проект на некоторое время застопорился. Я даже начал сомневаться, получится ли у них осуществить все замыслы. Но я потихоньку начал вникать в суть фильма. Там ведь основной сюжет вращается вокруг Маркуса. В нем соперничают человек и машина. Но в итоге мы все поняли, что у Коннора более человечная роль. По впечатлениям от первых двух «Терминаторов» (в меньшей степени от третьего) я больше был знаком как раз с Коннором. Я определился, что, если даже фильм будет последним, то в нем будет показано становление Джона Коннора. Стало ясно, что можно в дальнейшем раскрыть совершенно новые черты этого персонажа, когда он станет предводителем Сопротивления в будущем. Хотя нам может и не представиться такая возможность. Если зрителям этот фильм не понравится, то продолжения не будет. Но я решил рискнуть. В общем, на начальных этапах все было как-то неспешно. А еще мне просто многие люди говорили, что не стоит сниматься в этом фильме. Меня долго отговаривали, когда я снимался в «Американском психопате» или в «Машинисте». Но ведь фильмы потом всем понравились. Некоторые мне даже начали говорить, что я слишком хорош для такого фильма, как «Терминатор». А я про себя думаю: «Я же не дива там какая-то. Мне нравятся классные боевики». Да, я предпочитаю фильмы, которые меня цепляют. И я готов в таких фильмах сниматься. Пусть даже потом их только человека три посмотреть захочет. Но я на таких фильмах полностью выкладываюсь. Ну и зрелищное кино я люблю, от которого у людей сразу выброс адреналина происходит. Ведь большой экран для того и придумали. Хотя сам я – не фанат кино. Я снимаюсь в фильмах не потому, что мне нравится их смотреть. Я снимаюсь в кино, потому что мне нравится перевоплощаться, мне нравится целиком и полностью погружаться в какую-то определенную тематику. Получается так, что я зацикливаюсь на своей работе. И очень хорошо, когда меня окружают люди, которые (если они, конечно, знают свое дело) в этом на меня похожи — они тоже зацикливаются. Вот почему мне нравится сниматься в кино. Я очень нечасто смотрю фильмы.
— Это уже второй фильм, в котором ты играешь существовавшего ранее персонажа. Подготовка к таким ролям проходит для тебя как-то иначе?
— Ты сейчас про Бэтмена, видимо. Что касается этих двух ролей, я не ожидал, что мне их предложат. То есть, я на это не рассчитывал. Может статься, что я больше не буду сниматься в таких вот блокбастерах. Но я всегда рад подобным предложениям. И работаю я над этими фильмами также как и над остальными, которые обычно не собирают такую аудиторию. Хотя, между «Терминатором» и «Бэтменом» есть существенная разница. Крис Нолан начинал все с чистого листа — он никак не ссылался на предыдущие фильмы. А в «Терминаторе» мы снимаем продолжение. Конечно, третья часть всех немного разочаровала, но мы все равно создали именно логическое продолжение, которое замыкает сюжетный круг. Да, в фильме показано будущее, но оно потом станет прошлым наших героев. Там же все построено на чепухе с путешествиями во времени.
— Но это же как бы ребут всей франшизы.
— Да, конечно, я долго не хотел этого признавать. Просто я не люблю читать рецензии на свою работу. Я только недавно начал осознавать, что, в конечном счете, мы заново перезапускаем фильм. Но ведь с «Бэтменом» все прошло отлично, так что посмотрим, что будет с «Терминатором».
Существует негласное соглашение, по которому никто не спрашивает Кристиана о знаменитом скандале на площадке — мало ли, как он отреагирует. Но отважный коллега из Польши все-таки решил расставить точки над i на свой страх и риск.
— Можно спросить про твою нелепую оплошность на съемках, запись которой обошла весь мир?
— Вам так понравилось, что ты называешь эту запись «нелепой оплошностью»?
— Ну да, ведь ты же сам не придал ей особого значения в тот момент. Ты осознавал, насколько возрос интерес общественности по отношению к тебе, и насколько трудно будет от него избавиться?
— Нет, потому что я никогда ничего про себя не читаю. Я человек, преданный своему делу. И только поэтому общаюсь с прессой. Вот такие крупные фильмы, конечно, являются исключением, потому что тут своя маркетинговая кампания и замешаны большие деньги. Но я на это не обращаю внимания, потому что я уважаю свою работу. А поскольку актер считается представителем фильма, то я готов им быть. Но вообще я бы рад сниматься в кино и ни с кем это не обсуждать. Реальность же такова, что я чувствую себя обязанным тем людям, которые платят за фильм, а значит — платят мне. Поэтому помогаю в прокате фильма. Но я очень не люблю читать кинообзоры, всякие новости шоу-бизнеса. И я вообще почти не в курсе того, что народ обсуждает. Разве что друзья мне пару раз присылали ремиксы. Я почти ничего не знаю, и знать не хочу. Мне всегда нравились непубличные актеры. Так получилось, что после выхода «Темного рыцаря» я оказался в не самом приятном для себя положении, но я стараюсь все по максимуму игнорировать. Поэтому я возвращаюсь снова к работе в надежде, что скоро все опять про меня забудут и всем будет на меня наплевать.
— Когда твою нервную реплику вырвали из контекста и выставили напоказ перед миллионами людей, чтобы все поняли, что ты не такой уж добрый и хороший, тебе не показалось, что это был акт справедливого возмездия по отношению к тебе?
— Все же понимают, что мы часто говорим лишнее, не подумав. И я не хочу жаловаться или нудеть по этому поводу. Просто забуду, и все. Это были четыре минуты из семидесяти семи дней съемок. Самое удивительное, что мы с этим человеком отлично ладим. Мы продолжили работать без обид.
— Как ты перестраиваешься после работы над крупными боевиками для съемок в малобюджетном кино вроде «Машиниста»?
— Для меня не существует большой разницы. В крупных картинах мне не нравится, что приходится постоянно ждать чего-то на съемках. Также я не очень люблю работать на студии. Мне больше нравится, когда съемки проходят на объекте. Тут главное проникнуть в суть фильма. А еще мне не нравится, что все медленно продвигается. Мне хочется все быстро снимать. Или даже не быстро, а постоянно что-то делать. Вот как у Майкла Манна в «Джонни Д». Он постоянно о чем-то думает, о каждой детали и мелочи. Ты сам тоже в напряжении все время. Он – один из лучших режиссеров нашего времени. Там тоже крупный фильм, но мне не приходится сидеть и ждать чего-то. Это классно, потому что все на одном дыхании. Просто кайф.
— Как считаешь, в боевиках возможно раскрыть личностные качества героя?
— Конечно, тут не такие обширные возможности для раскрытия персонажа. Но боевики в этом плане часто недооценивают. Мне кажется, это не правильно. Но я прекрасно осознаю, что зрители идут на такие фильмы не за глубоким внутренним миром, а чтобы хорошо провести время. Однако это не означает, что о персонаже надо совсем забывать. Можно добиться всего сразу. У Криса Нолана хорошо получаются такие сочетания.
— А ты мог бы сыграть забавного героя?
— Мне кажется, в «Американском психопате» я был вполне себе забавный.
За помощь в подготовке материала большое спасибо студии «НоваМедиа». Дебют аудиоверсии интервью состоится 30 мая на волне «НоваРадио» в специальном эфире, посвященном «Терминатору».