Дикий сердцем | Биография Николаса Кейджа

filmz

Нет более заурядного происшествия в киномире, чем новый фильм Николаса Кейджа. Но когда-то же нужно было это сделать? Так что, встречайте биографию и сложную траекторию его взлета.

Родившемуся 7 января 1964 года Николасу Киму Копполе на роду было написано стать частью большого шоу-бизнеса. Да как тут ею не стать, когда родной отец совмещает преподавание литературы с сочинительством, мать — бывшая балерина, а родной дядя под крылом Роджера Кормана активно осваивает азы режиссерского мастерства? Правда, о предначертании родные заговорили гораздо позднее, когда отцовский брат Фрэнсис Форд Коппола триумфально отыграл премьеру легендарного «Крестного отца».

Ник, как и все соседские мальчишки, рос сорванцом, кривил нос при разговорах об актерской карьере и мечтал о романтике великих странствий. Лишь повзрослев и достигнув того возраста, когда каждый подросток впервые всерьез задумывается о собственном будущем, Николас смирился с творческими генами. А может, виной всему стало половое созревание — нескладному долговязому юнцу с вытянутым лицом и глазами навыкате трудновато было рассчитывать на успех у противоположного пола, и лишь магическая фраза «Я — актер» отпирала двери в девичьи альковы.

Вкус лицедейства молодой Коппола познал еще в школе, задерживаясь после занятий в местном драмкружке. С альма-матер, надо заметить, ему здорово повезло: в разное время штаны за партой тут просиживали Альберт Брукс, Анджелина Жоли, Роб Райнер и Дэвид Швиммер. Примерно тогда же гордая итальянская кровь, доставшаяся Нику по отцовской линии, впервые воспротивилась ярлыку «племянник Копполы» — дядя Фрэнсис Форд вовсю собирал урожаи престижнейших наград за криминальную сагу о семье Корлеоне и будоражил умы эпическим «Апокалипсисом сегодня».

Понятно, что Голливуд был готов встретить парня с распростертыми объятиями, спекулируя на фамилии именитого родственника — собственно, так и случилось, когда Николас отправился на пробы в школьную мелодраму «Быстрые деньки в Риджмонт-Хай». Прознав о родословной дебютанта, кастинговые агенты отрекомендовали его на одну из главных ролей. Но ставившая картину Эми Хекерлинг сочла парня слишком странным для образа классического повесы и отдала партию Джаду Рейнхольду, подарив Нику лишь пару эпизодов. Наученный горьким опытом, наш герой сделал вывод, что громкая фамилия ему только помеха, и взял псевдоним Кейдж.

Люк Кейдж был одним из супергероев вселенной комиксов Marvel, чернокожий детина с огромной силой. Да и этимологически фамилия, означающая в переводе с английского «клетка», отлично передавала психотип Николаса: пружина нервов и экспрессии, запертая в тщедушном теле.

Воспользовавшись своим инкогнито, первым делом Кейдж решил проверить новое имя в деле – родной дядя как раз подбирал молодых актеров в этапную «Бойцовую рыбку», а ассистенты по кастингу ну никак не могли заподозрить, что очередной претендент никто иной, как племянник режиссера. Авантюра вскрылась, когда Фрэнсис Форд Коппола увидел фотографию Ника среди одобренных на второй круг проб артистов. Отлично понимая, что для Кейджа лучшим стимулом к совершенствованию станет показательная порка, Коппола устроил Николасу самый тяжелый день в его карьере, заставив переигрывать одну и ту же сцену сорок дублей подряд и бросив обидную фразу — «Из тебя никогда не получится актера!»

Конечно же, на самом деле дядя так не считал и всего три года спустя уже снимал племянника в главной роли в романтической комедии «Пегги Сью выходит замуж», где Кэтлин Тернер изображала несчастливую в браке домохозяйку, фантастическим образом переместившуюся в собственную юность и получившую возможность исправить сделанные ошибки. Но это было позже, а до того Кейдж успел сыграть первую заметную роль в «Девушке из долины», где предстал перед зрителями в образе огневолосого панка, промелькнуть в дядином же «Клубе “Коттон”» и прослыть одним из главных фриков Голливуда, настояв на безнаркозном удалении двух здоровых зубов ради правдоподобия роли страдающего посттравматическим синдромом солдата из драмы «Птаха».

Дни Ник коротал в компании таких же «подающих надежды» и примкнувших к ним разгильдяев. Один из приятелей, с чьей бывшей девушкой Кейдж встречался на тот момент, особенно сильно доставал его постоянным отсутствием денег и стрелянием мелочи. Не выдержав очередной просьбы подкинуть на вино, Николас направил его на прослушивание в молодежный фильм ужасов. Парня звали Джонни Депп и «Кошмар на улице Вязов» стал для него золотым билетиком к известности и славе. Позднее Депп отблагодарил Кейджа, сведя с Тимом Бертоном, но не будем забегать вперед.

«Пегги Сью» неплохо прошла в прокате, но получила слабую критику. Отчасти поэтому студия противилась желанию Шер видеть Николаса своим партнером по мелодраме «Очарованные луной». Не помогала даже сыгранная у братьев Коэн роль в «Воспитании Аризоны» — продюсеры во что бы то ни стало жаждали кассового артиста. К счастью для Кейджа, Шер была достаточно авторитетной, чтобы настоять на своем – когда во время репетиций вошедший в образ Ник начал крушить все вокруг, дива поняла, что не ошиблась. А следующий фильм, «Поцелуй вампира», где Николасу выпало играть сошедшего с ума литератора, уверовавшего в свою кровососущую сущность, сделал его знаменитым на весь Голливуд. По сценарию, в одной из сцен герой съедает таракана. Фанатичный поклонник системы Станиславского, Кейдж отказался от бутафорского насекомого и съел вполне живого усача. Эпизод потребовал три дубля, и все три раза Николас упоенно хрустел хитином.

Этот поступок привлек к нему внимание Дэвида Линча, маэстро причудливого языка и странных историй. Николас сыграл в его «Индустриальной симфонии №1», а затем в «Диких сердцем», наконец-то сделавших Кейджа известным. Слава пришла одновременно с отцовством — актриса Кристина Фултон, жившая с Николасом в гражданском браке, родила ему сына Уэстона. Пара вскоре разошлась, но сохранила дружеские отношения. А сердце Кейджа уже принадлежало другой. Увидев в «Настоящей любви» Патрисию Аркетт, Ник понял, что безнадежно влюблен. Но ему понадобилось долгих три года ухаживаний, чтобы красотка ответила взаимностью и согласилась пойти под венец.

К тому моменту из актера категории «где-то я видел этого парня» Кейдж превратился в звезду первой величины: за роль в драме «Покидая Лас-Вегас», где он блестяще изобразил голливудского сценариста, отправившегося в город греха заливать алкоголем развод с женой, Ник получил премию «Оскар». Другие актеры стремятся держать планку и хотя бы следующей лентой выбрать что-нибудь аналогично надрывное, но только не Кейдж. Вместо этого он взвинтил гонорарную планку и переквалифицировался в героя боевиков. В «Скале» Николас сыграл специалиста по отравляющим веществам, вместе с бывшим узником Алькатраса пытающегося проникнуть в самую неприступную тюрьму мира, захваченную террористами. А в «Воздушной тюрьме» Кейдж стал отмотавшим срок рейнджером, вынужденным в одиночку сражаться с полным аэробусом рецидивистов.

Новое амплуа отлично подошло Нику: фильмы уверенно срывали кассу, а режиссеры разве что не выстраивались в очередь, чтобы предложить ему роль. Апофеозом экшна стала картина Джона Ву «Без/лица», где на пару с Джоном Траволтой Кейджу пришлось продемонстрировать весь актерский диапазон — ведь играть им, по сути, пришлось друг друга: преступника, получившего внешность агента ФБР, и федерала, с пересаженным лицом убийцы отправившегося за решетку ради расследования.

Проекты шли один за другим, укрепляя реноме звезды, и выводя его в когорту лучших. Если за «Без/лица» Кейдж получил всего $6 млн., то за премьеровавшийся год спустя триллер «Глаза змеи» уже $16 млн., а начиная с ремейка «Угнать за 60 секунд» ставка Николаса опускалась ниже $20 млн. только на особо личных проектах. Впрочем, ни сотрудничество с Мартином Скорсезе на драме «Воскрешая мертвецов», ради которой Ник несколько недель кряду разъезжал по вызовам вместе с настоящей бригадой скорой помощи, ни ироничная сатира на Голливуд «Адаптация.» Спайка Джонзи так и не принесли ему второй награды Киноакадемии. Максимум, что заработал Кейдж, это номинацию на «Оскар» за ленту Джонзи.

Тем временем, оставался еще один Рубикон, преодолеть который было заветной мечтой Кейджа. Заядлый поклонник комиксов, чья распроданная ныне коллекция считалась одной из лучших в Америке, не моргнув глазом выложивший $1,5 млн. за раритетный выпуск приключений «Супермена», Николас никак не мог попасть в настоящий кинокомикс.

Мечта вроде как почти осуществилась, когда взявшийся за ленту «Супермен жив» Тим Бартон отдал заглавную роль Нику, но проект так и остался в производственном аду. Кейдж даже прошел примерку костюма, специально для грандиозного возрождения франшизы сменившего расцветку с классической на сине-белую, однако многочисленные сценарные проволочки и проблемы со съемочным графиком так и не дали проекту состояться — лишь в 2006 году на своих плечах его поднял Брайан Сингер с кардинально иным актерским составом. Не повезло Кейджу и с «Человеком-пауком»: режиссер Сэм Рэйми уже снял трубку, чтобы набрать его номер и предложить партию антагониста по имени Зеленый Гоблин, как было решено, что на роль куда лучше подходит Уильям Дэфо.

Обидные неурядицы сопровождались проблемами на личном фронте: ссоры с Патрисией привели к разводу, а женитьба на Лизе Марии Пресли, дочери Короля, не выдержала испытания бытом. Своенравная поп-наследница требовала, чтобы Николас расстался с двумя самыми главными страстями своей жизни — коллекциями комиксов и раритетных автомобилей, на что тот пойти, конечно, не мог. Все шло вкривь и вкось и в творческом плане: Кейдж активно снимался, но по иронии судьбы все его картины более чем средне выступали в прокате.

Прорывом и возвращением стала приключенческая сага «Сокровище нации», где Ник сыграл современного Индиану Джонса — охотника за сокровищами Бенджамина Гейтса, разыскивающего золото тамплиеров. Лента оказалась абсолютным хитом в основном за счет оригинального сценария, раскидавшего ключи к сокровищу на самых традиционных вещах, вроде долларовых банкнот и Декларации Независимости. Продержавшись несколько недель на первых строчках кассовых чартов, «Сокровище…» вернуло Кейджа в строй экшн-звезд …и так и не научило лучше выбирать проекты. Любопытные картины щедро разбавлялись очевидными однодневками — в «Оружейном бароне» Николас изображал нашего соотечественника Юрия Орлова, ставшего самым успешным торговцем оружием в мире (здесь же мелькнул в эпизоде и его сын). В убогом ремейке «Плетеного человека», признанным одним из самых никчемных фильмов 2006 года, Ник был детективом, расследующим исчезновение маленькой девочки. В «Башнях-близнецах» — одним из двух пожарных, последних извлеченных из-под обломков Всемирного Торгового Центра.

В 2004-м Кейдж в третий раз женился, осчастливив простую официантку Элис Ким. Она всего лишь обслуживала столик Ника, но очарованная восточной красотой девушки кинозвезда приметила красотку. Вскоре Элис родила Кейджу сына, которого тот назвал Ка-Эл — в честь Супермена, одного из его любимых комиксовых персонажей.

И даже такое торжественное событие не отвлекло Николаса от работы: в 2007-м на экраны вышло аж четыре фильма с его участием. И если экранизация прозы Филипа Дика «Следующий» была принята публикой прохладно, а в киноманском проекте Квентина Тарантино и Роберта Родригеса «Грайндхаус» он мелькнул только в эпизоде одного из фальшивых роликов, служивших перебивкой между шедшими одним сеансом «Доказательством смерти» и «Планетой страха», то две другие картины окупились сполна. В «Призрачном гонщике» Кейдж наконец-то стал супергероем: продавшим душу Дьяволу моторейсером, днем исполняющим фантастические трюки на железном коне, а по ночам в образе объятого пламенем скелета разъезжающим по Америке. Успех был настолько силен, что одно из специализирующихся на комиксах издательств подписало с ним и его сыном Уэстоном контракт на создание графического романа, в котором будет использована внешность обоих. А продолжение «Сокровищ нации» закономерно стало рождественским хитом и проложило мостик третьей серии.

В прошлом августе Николас Кейдж появился на экране в ремейке тайского суперхита «Опасный Бангкок», снятого, как и исходный фильм, братьями Оксидом и Дэнни Пан. Когда-то, восемь лет назад, «Бангкок» был одним из первых фильмов, познакомивших нас с изощренным азиатским насилием. История глухонемого киллера, влюбленного в девушку из аптеки, потрясала своей жестокостью и невероятными видами тайской столицы, а неожиданные режиссерские ходы, вроде убийства противника выстрелом в собственную голову, неделями обсуждались зрителями. Новой сенсации не произошло, но Кейдж уже подписал следующие контракты. В «Знамении» он играет астрофизика, ставшего обладателем капсулы времени со страшным предзнаменованием — где-то на планете грядет катастрофа, грозящая унести множестве неповинных жизней. Пророком Николас однажды уже побывал, но в этот раз на его стороне выступает режиссер Алекс Прояс, постановщик культовых «Темного города» и «Ворона» и внушительного «Я, робот».

И если вы думаете, что Кейдж позволит зрителю перевести дух, то очень крупно заблуждаетесь. Летом премьеруется мультипликационно-игровая «Бригада “М”» про спецназ морских свинок, выполняющих смертельные миссии на американское правительство, где Николас озвучил главного грызуна. Следом его голос прозвучит в полнометражном ремейке «Астробоя» от студии, вернувшей на экраны «Черепашек-ниндзя». Осенью Кейдж возвращается в мир кинокомиксов «Мордобоем» Мэтью Вона, по первым отзывам представляющим из себя нечто феноменальное. В основе ленты лежит восьмитомник Марка Миллара, которого мы успели полюбить за «Особо опасного», плюс на не определившейся дате маячит «Плохой лейтнант» — ремейк Вернера Херцога на одноименную криминальную драму Абеля Феррары. Если перформанс Кейджа дотянет до уровня Харви Кейтеля в оригинальном фильме, то племянник Копполы может рассчитывать на шквал номинаций. В следующем году затянутый в шкуры и доспехи артист отработает мистический триллер «Сезон ведьм» про эпидемию чумы, захлестнувшую феодальную Европу, а затем команда «Сокровищ нации» выпустит вольную переделку диснеевской «Фантазии» «Ученик волшебника» про то, что может натворить неконтролируемая магия в современном Нью-Йорке.

Одним словом, ничего рутиннее выхода новой ленты с Николасом Кейджем Голливуд еще не изобрел. И если вы до сих пор являетесь его поклонником — тренируйте терпение: Кейджа нам предстоит ой как много.


Все новости