Мастерская Дэвида Финчера

filmz

Пообщавшись на очередной встрече с вами, дорогие читатели, и увидев вашу ностальгию по преждевременно закрывшейся печатной версии журнала, мы решили разнообразить свое содержание. В конце концов, не одной текучкой кинопроцесса живо Настоящее кино. Не будем обещать, что это начинание станет традицией на регулярной основе, но позвольте представить вашему вниманию пробную рубрику — «Мастерская».

Идея «Мастерской» проста: рассказывать в отдельно взятом выпуске о подработках любимых актеров и режиссеров в малом формате. И не просто рассказывать, но и показывать. В качестве пристрелки выступит Дэвид Финчер, и его богатое рекламное прошлое и настоящее.

Кто такой Дэвид Финчер, и какого его место в современном кинематографе, никому объяснять не надо. Поэтому, без лишних рассуждений, давайте перенесемся на двадцать четыре года назад, в 1984-й. В отличие от лощеных выпускников киношколы при Калифорнийском Университете, свой опыт Финчер набирал исключительно на практике — сначала на должности пойди-прими-выйди-вон в кинофирме Джона Корти, а с 80-го получая жалование в знаменитой Industrial Light and Magic. Первое упоминание его фамилии в титрах пришлось на «Эпизод VI: Возвращение Джедая», где он ассистировал оператору, а затем в «Бесконечной истории» и «Индиане Джонсе и Храме судьбы» примерно на тех же должностях.

Устав заряжать пленку и поправлять кашетирующие рамки, Финчер покинул лукасовкую фирму в 1984 году, чтобы снять свой первый профессиональный ролик — социальную рекламу для антиракового общества, забавным образом обращающуюся к стилистике первого «Чужого». Даже сегодня видео вызывает неприятный холодок, а что чувствовала аудитория 80-х остается только догадываться. Очевидно, что ролик попал в точку: постановщика взяли на карандаш продюсеры и всего год спустя Финчер снял документалку о Рике Спрингфилде The Beat of the Live Drum и поставил для него серию клипов.

Про его музыкальные видео мы поговорим в следующий раз — их довольно много для размещения в рамках одного выпуска «Мастерской», а пока сосредоточимся на рекламе.

К 1992-му году имя Финчера что-то да значило в индустрии. С ним успело поработать с десяток именитых исполнителей, а сам Дэвид клюнул на приглашение 20th Century Fox срежиссировать триквел «Чужого». Так что, несмотря на прохладные критические отзывы о его кинодебюте, к дверям финчеровского офиса выстроилась внушительная очередь из мировых брендов. Для аромата от Chanel он снял кинематографичный ролик The Director, одновременно обращающийся к национальной любимице «Касабланке» и образу Орсона Уэллса, а для Nike, сотрудничество с которым плодотворно продолжается и по сей день, — экспериментальную стилизацию под бродвейские мюзиклы, Barkley On Broadway.

В следующем году Финчер по-настоящему прогремел в рекламном бизнесе. Корпорация AT&T, в середине 80-х разработавшая операционную систему Unix и вкладывавшая большие средства в развитие компьютерной отрасли, пригласила его для создания имиджевых роликов о будущем, нашпигованном ее перспективными разработками. От Финчера требовалось проработать убедительный футуризм и показать технологии по-настоящему удобными и манящими. Результат работы режиссера можно оценить только на отлично: пересматривая ролики, просто невозможно поверить, что создавший их человек никогда не держал в руках сотового телефона и не пользовался сенсорными экранами.

В том же 93-м Финчер снял еще несколько роликов: Poor Hall для Budweiser, Blade Roller для Coke, два найковских видео Instant Karma и Children, и рекламу женского подросткового журнала YM. Ролик «Кока-колы», вероятно, кто-то мог застать в вымирающих видеосалонах: его визуальный ряд, передающий привет лентам Ридли Скотта, невозможно не запомнить. Найковская реклама на этот раз вышла неприметной, а вот видео YM Magazine в последствии вошло в историю — именно в нем широкая аудитория впервые увидела восемнадцатилетнюю Анжелину Жоли, вскоре дебютировавшую в сиквеле вандаммовского «Киборга».

1994-й год прошел в подготовке к «Семи», во время которой Дэвид осчастливил вниманием только джинсовую фирму Levi’s, а в 1995-м успех детективного триллера совпал с резонансом еще двух виртуозно выполненных заказов. Для новой модели Honda Финчер создал динамичный ролик, павший жертвой судебных разбирательств — владельцы прав на воскресшую тогда же бондиану не без основания сочли, что видео Escape играет на образе агента 007. Ролик немедленно был снят с эфира. История умалчивает детали, но снявшаяся в нем девушка очень сильно похожа на Клэр Форлани. А в содружестве с Nike Дэвид снял серию суперкубковских юморесок, получивших название The Ref — в честь главного героя, сумасшедшего футбольного рефери Стэнли. Кстати, эту роль Дэннис Хоппер считает лучшей в своей карьере.

За следующие семь лет, подарившие нам «Игру», «Бойцовский клуб» и «Комнату страха», Финчер практически не занимался рекламой. В эфир вышло всего три ролика: не слишком убедительное видео Reason#259 для Levi’s, найковский Filmstrip и Legs для Adidas. «Кинопленку» Дэвид снимал с Клаудио Мирандой, оператором «Загадочной истории Бенджмина Баттона», делавшего с ним еще клипы Мадонны и работавшего осветителем на ранних картинах. Вообще-то Финчер приглашал его оператором на «Комнату страха», но в силу ряда причин Клаудио отказался от полного метра, удовлетворившись только рекламным роликом.

К 2003-му с Финчером мечтали работать все, даже если роль предлагалась не в фильме. Дэвид Аркетт и Кортни Кокс уморительно рекламировали «Кока-колу» в именном ролике The Arquettes, а Брэд Питт снялся для Heineken, видео которого заслуживает звания настоящего мини-фильма. Сметы, разумеется, тоже росли, и Финчер реализовывал на экране любые фантазии — будь то стилизация под приставочную игру для Nike (Game Breakers), полные виртуозных операторских и монтажных решений ролики Speed Chain для Nike и Constant Change для HP, или просто креативный Beauty for Sale для Xelibri. А заказанный компанией Motorola ролик Pebl долго и настойчиво ротировался и в отечественном эфире.

В год «Зодиака» Дэвид поставил всего одно рекламное видео для бренда Orville Redenbacher. Да и оно, по сути, было не столько заработком, сколько обкаткой новой технологии: сыгравший главную роль актер состарился с помощью той же программой, что использовалась для преображения Брэда Питта в «Загадочной истории Бенджамина Баттона» и Елизаветы Боярской в «Адмирале». В 2008 году Финчер снова разошелся, сняв сразу четыре рекламы. Питт отыграл впечатляющий софтбанковский Wind и снялся для эксклюзивного японского ролика Edwin Jeans, Apple получили стильное видео об iPhone 3G, а бессменный Nike пополнил свою коллекцию новым маленьким шедевром — снятым Эмануэлем Лубески на камеры RED и смонтированный Ангусом Уоллом ролик Fate о футболистах НФЛ ЛаДэйниане Томлинсоне и Трое Поламалу.

В фильмографии Финчера значится еще несколько ролик, год производства которых установить не удалось. Это Pollen для Lexus, ротировавшиеся на родном телевидении Magazine Wars для Nike и собравшее с десяток кинозвезд социальное видео Stand Up для антираковой компании SU2C, на данный момент являющийся последним появлением перед камерой легендарного Сидни Пуатье. Мы уверены, что Дэвид не остановится на достигнутом и произведет на свет еще немало эффектной рекламы. А в следующий раз, если, конечно, мы поймем необходимость в продолжении рубрики, мы расскажем о его работах в жанре музыкального видео.

Рекламография Дэвида Финчера

1984
American Cancer Society — Smoking Fetus

1992
Chanel — The Director
Nike — Barkley On Broadway

1993
AT&T — You Will
Budweiser — Poor Hall
Coke — Blade Roller
Nike — Instant Karma
Nike — Children Running
YM Magazine — Her World

1994
Levi’s — Restaurant

1995
Honda — Escape
Nike — The Ref

1998
Levi’s — Reason#259

1999
Nike — Filmstrip

2002
Adidas — Legs

2003
Coke — The Arquettes
Nike — Game Breakers
Nike — Speed Chain

2004
Heineken — Beer Run
HP — Constant Change
Xelibri — Beauty For Sale

2005
Motorola — Pebl

2007
Orville Redenbacher — Smart Pop

2008
Apple — iPhone 3G
Nike — Fate
Softbank — Wind

Год неизвестен
Lexus — Pollen
Nike — Magazine Wars
SU2C Organization — Stand Up


Все новости