Кино по-восточному. Выпуск 28: Возвращение

filmz

Несмотря на то, что все новогодние праздники уже давно миновали (даже китайские), подвести итоги 2007 года еще не поздно. Хотя на дворе уже апрель, мы еще не видели многих картин, которые вышли в Японии и Южной Корее осенью прошлого года. И виноваты в этом вовсе не мы (почти все наши западные коллеги не видели их тоже), а особенности дистрибьюции восточных картин на Западе. Достаточно сказать, что японский фильм «Кошмарный детектив», выходящий в отечественный ограниченный прокат на следующей неделе, вышел в самой Японии 15 месяцев назад.

КИТАЙ И ГОНКОНГ

Для гонконгского кино 2007 год стал переломным. Он уничтожил у местных режиссеров последние иллюзии про то, что мегаполис сможет выжить под давлением Республики. Не сможет и не выживет. К 2007 году это стало окончательно понятно. Местная продукция окончательно ограничилась несколькими десятками фильмов в год, которые можно четко разделить на две категории — артхаус и программные фильмы (недорогие боевики, комедии, мелодрамы с участием поп-звезд).

Все масштабные проекты, претендующие на большую азиатскую кассу, были полностью выведены за пределы гонконгских фронтиров, причесаны по стандартам местной цензуры и трансформированы в псевдо-экспортные матрешки. Никто не стал вешать гонконгских режиссеров на центральной площади, никто не стал резать их фильмы — режиссеров просто придавили тазиком и стали ждать, когда они или сдадутся или тихо подохнут.

По последним данным на милость врага сдались даже братья Пан и Джонни То. Последние месяцы воплей «но пасаран» не слышно даже на Тайване.

Mad Detective

Настоящих шедевров в прошлом году Китай и Гонконгом не родили, поэтому выделим из их продукции хотя бы несколько ярких картин. «Безумный следователь» — самая первая из них. Почему американцы еще не купили права на римейк этого фильма, ума не приложу. Наверное, только потому, что рабочий график Роберта Дауни уже расписан на несколько лет вперед.

Сюжета картины рассказывать не буду. Расскажу лучше первые десять минут фильма.

Сцена номер один. Следственный эксперимент. Полисмены стоят по углам большого складского помещения и ждут, когда детектив Бун закончит свои процедуры. В это время Бун с безумным взглядом пыряет ножом большую свиную тушу. Потом подходит к одному из копов и отдает ему приказ. Запереть его в чемодане и сбросить с лестницы. Коп выполняет его приказ в точности. В конце лестничного пролета Бун вываливается из чемодана и радостно вопит. «Убийца-мороженщик!!!»

Сцена номер два. Полицейский участок прощается со своим комиссаром, который уходит на пенсию. Все копы дарят ему подарки; часы, ручки, брелки. Настает очередь детектива Буна. Он подходит к шефу, достает нож, долго и мучительно отрезает себе ухо, а потом дарит его ошалевшему комиссару.

Дальше продолжать не буду. Если вы еще не стали фанатом режиссера Джонни То и студии Milkyway, то этот фильм - прекрасная возможность в него превратиться.

THE DETECTIVE

По иронии судьбы второй «лучший» фильм года не отличается от первого даже названием. «Детектив» — это новая история от голливудских иммигарнтов братьев Пан, которые неожиданно показали себя в лучшей форме.

Перед нами смесь неонуара и ghost story, где Аарон Квок, превратившийся едва ли не в лучшего актера Гонконга, играет подслеповатого частного детектива, нанятого искать женщину, убивающую группу приятелей по игре в маджонг. Хорошая история. Оригинального в ней мало, но зато очень крепкая.

WARLORDS

Исторический эпос с участием Джета Ли, Энди Лау и Такэси Канэсиро. Кино, на наш вкус, откровенно неудачное (играть на новой жанровой площадке Питер Чан так и не научился), но зато прекрасно иллюстрирующее современные китайские блокбастеры.

Особенно рекомендуется фанатам Джета Ли. Актер получил за фильм рекордное для своих земляков количество юаней.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ

Мы не стали писать об этом в первом абзаце, чтобы не портить вам настроение, поэтому напишем это сейчас. 2007 год — очень неудачный год для азиатского кино. Практически для всего. Несмотря на наличие нескольких ярких жемчужин, ничего принципиально хорошего он не родил.

Особенно хорошо это заметно на примере кинематографа Южной Кореи. Если последние годы он был под самым пристальным нашим вниманием, то минувшим летом и минувшей осенью мы не получали от него ничего, кроме разочарования. Известные режиссеры ничего не снимали, студии-мейджоры выпускали хлам — полное разочарование.

По этой причине из корейских фильмов прошлого года мы не будем выделять в этой рубрике ни одного. И исключительно в педагогических целях. Даже «Тайное сияние» и «Войну динозавров». Просто это не день Бэкхема ©

ЯПОНИЯ

В отличие от Южной Кореи, японский кинематограф был в минувшем году в хорошей форме. Разумеется, если можно так сказать про японский кинематограф образца XXI века. В том смысле, что хороших коммерческих картин он так и не родил, но зато почти каждый auteur успел неплохо отписаться. И некоторые даже не раз..

Но самым кассовым фильмом года стали работы вовсе не auteurs, а полнометражный сиквел к телесериалу «Hero», который собрал в местном прокате выше $70 смлн. На это можно сказать только одно. Когда кинофильм по мотивам «Улиц разбитых фонарей» соберет в наших кинотеатрах больше $30 млн, тогда мы начнем понимать японцев намного лучше.

SUKIYAKI WESTERN DJANGO

Если вы читаете этот блог, то наверняка уже посмотрели этот фильм и можете рассказать про него сами. Но лучше не рассказывайте, а достаньте с полки Шекспира и убедитесь, что Великий Бард умел гнать с не меньшей убедительностью. Такаси Миике вовсе не Куросава и даже не Тарковский, но зато с каждым фильмом вызывает у нас все больше и больше человеческого уважения. До конца этой страницы можете смело называть меня Henry.

SWORD OF ALEXANDER

В прошлом году японцы выпустили несколько фэнтезийных блокбастеров различной степени паршивости: «Китаро», «Царь обезьян», «Дороро» и «Меч Александра». Последний фильм — наш явный фаворит. И здесь стоит объяснить почему.

Общий технический уровень современного японского кино настолько жалок, что мы вынуждены фанатеть не по фильмам, а по режиссерам и актерам, которые их делают. Для примера, нам нравится Такеши Китано, и мы готовы простить ему любую ересь. Или же нам по вкусу Такаси Миикэ, и мы смотрим даже самые неудачные его фильмы.

Дуэт актера Хироси Абэ и режиссера Юкихио Цуцуми — просто сказочный дуэт. И фильм «Меч Александра» — одна из лучших их совместных работ. Самураи-негры, ниндзя-демоны, пришельцы из космоса! Умопомрачительное кино!

SLIT-MOUTHED WOMAN

Лучший джей-хоррор года. Очень дешевый и неказистый, но это хотя бы легко объяснить. Создатели картины просто не подозревали, что у них получится такой красочный монстр, поэтому тихо слили его на видео. Но зато теперь собирают с него неплохие бабки. «Женщина» уже обзавелась сиквелом, а одна из голливудских студий ведет всю весну переговоры о римейке.

ИНДИЯ

Чем выше забрался – тем больнее падать. Болливуд настолько хорошо вырвался в 2006 году на мировой рынок, что критики серьезно изменили отношение к индийским фильмам. И поторопились. Подобно российским киноделам Болливуд не смог выдержать новые требования и немного сдал назад. Но ненадолго.

2007 год был годом ожидания. Не секрет, что большие режиссеры выпускают по фильму в два года, и минувший год был для больших индусов годом, когда все ожидают больших премьер. Не сказать, что первые блокбастеры 2008 года оставили нас довольными, но… хоть шерсти клок.

Om Shanti Om

Главный болливудский хит последнего полугодия. Сборы составили более $40 млн. по всему миру. Рецепт подобного успеха весьма прост — это негаснущая харизма Шарука Хана и отчаянная ностальгия по кино 70-х. Та же самая ностальгия, которая сделала в нашей стране такое же чудо, но уже с сиквелом «Иронии судьбы».

Сюжет у картины очень прост. Коварный кинопродюсер убивает популярную актрису и влюбленного в нее статиста. Тридцать лет спустя духи героев снова возвращаются в этот мир для того, чтобы отомстить злодею за его деяния. Главный смак фильма — музыкальный номер песни «Om Shanti Om», в котором за пять минут экранного времени на экране появляются все звезды индийского кино последних тридцати лет. Абсолютно все. От Митхуна Чакраборти до Приянки Чопры.

Bhool Bhulaiyaa

Еще один суперхит, но уже в жанре комедийного хоррора. Молодая супружеская чета возвращается из Америки, чтобы поселиться в семейном поместье где-то в индийской глубинке. Изучая потаенные уголки своей новой собственности, герои случайно выпускают на свободу злых духов, которые на протяжении многих лет были заточены в этих стенах.

Johnny Gaddaar

Самый настоящий неонуар. Очень мужской, очень жестокий и довольно бескомпромиссный. Вдобавок еще и посвященный незабвенному Джеймсу Хедли Чейзу. Именно его книги герой Нила Мукеша читает на протяжении всего фильма.

По сюжету пятеро преступников собираются провернуть подпольную махинацию с крупными деньгами и подготавливают для этого довольно большую сумму. Самый молодой из пятерки решает присвоить себе все деньги, но его идеальный план очень быстро выходит из под контроля.

Aag

«Месть и закон» 1976 года — наиболее известный болливудский фильм не только в Индии, но и за ее пределами. Что касается героев и злодеев этого фильма, то их имена знает каждый уважающий себя деси — Виру, Джай и Габбар.

Культовый режиссер Рамгопал Варма мечтал о римейке этой картины с детства, но реализовал эту мечту только прошлым летом. Реализовал при этом просто кошмарно. Индийские критики уже назвали «Пламя» худшим римейком за историю мирового кино. Кино и в самом деле получилось настолько плохое, что вызывает легкий восторг. Особенно это относится к Амитхабу Баччану, сыгравшему в римейке едва ли не первого злодея за свою многолетнюю карьеру в большом кино.

ТАИЛАНД

В отличие от индусов, тайцы сделали 2007 годом больших премьер. На протяжении 12 месяцев своими новыми работами здесь успели отметиться все местные звездные режиссеры. Отметились очень хорошо. Не шедеврально, но хорошо. Если учитывать политическую ситуацию в стране и тот факт, что тайцы окончательно переходят сейчас на местное финансирование своего кинематографа, то тайцы — настоящие герои прошлого года.

King Naresuan

Главный национальный блокбастер, призванный рассказать о жизни и деятельности легендарного тайского царя XVII столетия Наресуана. Блокбастер ценой в 700 миллионов батов. Блокбастер в трех частях, снятый принцем Чатричалермом Юколом в качестве логического продолжения «Легенды о Суриотай».

Первая часть трилогии «Легенда о Наресуане: Заложник Пегу» вышла на экраны в январе 2007 года. Картина рассказывала о юных годах Наресуана, когда молодой принц жил в качестве заложника у бирманского царя Баинауна и учился у будущего врага азам буддистского мировоззрения и военного мастерства. Фильм заканчивался бегством принца на родину. Второй фильм — «Легенда о Наресуане — Провозглашение независимости» повествовал уже о том, как молодой принц собирал сподвижников, с помощью которых он в финале сообщал врагам о свободе Сиама. Съемки третьей картины о самых кровавых и самых эпических годах из жизни правителя начались в Таиланде в январе этого года. Помимо кучи разнообразных бонусов продюсеры обещают даже участие Тони Джа.

Спецэффекты для трилогии делает Weta Workshop. С новозеландскими ремесленниками и их боссом Питером Джексоном режиссера Юкола познакомил Баз Лурманн, приглашенный тайским правительством в качестве специального консультанта.

Ploy

Новый фильм от короля азиатского артхауса Пен-эка Ратарануана, призванный с самого начала не только поддержать статус автора «Незримых волн» и «Последнего существа на планете», но и доказать всему миру его авторскую самостоятельность. Дело в том, что в самом начале работы над проектом продюсеры сказали, что серьезно сокращают бюджет Пен-эка, поэтому на звездах типа Таданобу Асано и Кристофера Дойла ему придется сэкономить. И он сэкономил. Собрал свою старую команду и снял вместе с ней хороший фильм. Пусть менее удачный, чем его работы с Дойлом и Асано, но все равно заслуживающий наград и уважения.

Alone

Пару лет назад дебютанты Банджон Писантанакун и Пакпум Вонпум сняли хоррор «Shutter» (Затвор). Очень страшный и очень качественный хоррор, римейк которого выходит в этом году в Голливуде (в нашем прокате — «Фантомы»). После подобного дебюта от парней ожидали нового фильма ужасов, и он в конце концов появился. Весьма неудачный. Спустя полгода после его премьеры мы уже смирились с этой его неудачностью и теперь считаем, что на фоне жанровых картин 2007 года он выглядит довольно неплохо. Хотя все равно неудачный.

Unseeable

Еще один хоррор, но на этот раз от популярного артхаусного гуру Висита Санатиена. Того самого, который снял в свое время истерн «Слезы черного тигра» и забавный ромком «Гражданин Пес». На этот раз Висит снимает уже настоящую ghost story в стилистике готических романов американского Юга. Предвоенный Сиам, последние тени колониальной эпохи, усадьба на болоте, призрак в душе. Со всей этой экзотикой предстоит теперь разбираться беременной девушке Нуалин, пришедшей в эти края в поисках своего пропавшего мужа.


Все новости