кино по-восточному. выпуск 17: Ким Ки Дук

filmz

В этом месяце на российские экраны выходит новый фильм корейского режиссера Ким Ки Дука “Время”. По привычной традиции после премьеры этого фильма в Корее прошло уже более полугода, а сам режиссер Ким успел выпустить на экраны свою следующую работу, но мы сейчас даже и не думаем о том, чтобы особенно жалеть об этом факте. Вместо этого мы предпочли сейчас собраться с мыслями и быстро вспомнить все предыдущие работы этого культового корейца. Как бы мы не относились к его творчеству, но от одного печального факта теперь уже никак не отвертишься. За последние семь лет на российские экраны вышло уже восемь картин Ким Ки Дука (включая “время”), чем не может похвастаться по сей день ни один восточный режиссер.

Каждый раз, когда кто-нибудь из журналистов, пытается обвинить режиссера Кима в постоянных самоповторах хитрый кореец обязательно опережает своего критика. Он говорит, что все его творчество не стоит воспринимать в виде отдельных законченных работ, а уж скорее в виде серии фильмов, темы и интонации которых медленно перетекают из одной в другую. “Самое главное в восприятии моих работ – это поиск правильно последовательности” – говорит бывший художник Ким, неизбежно переводя разговор на историю о своих художественных выставках в Германии и Франции из времен его собственной бурной молодости. Мы тоже не будем проявлять особую оригинальность и попытаемся рассмотреть творчество режиссера, начиная прямо с первой его большой работы в кино.

1996 Крокодил A-go 710

Живущий под мостом молодой бомж по кличке “Крокодил” живет за счет того, что прохожие обычно выкидывают в реку. Лучшая пожива для такого падальщика – это случайные самоубийцы и то, что может быть в их карманах. Однажды покончить с жизнью попыталась на этом мосту молодая женщина, но вот только не успела. Бомж ее выловил и откачал. Теперь она против воли живет с ним под мостом. Понятно, что хорошего конца у этой истории не предвидится.

Дебютный фильм Ким Ки Дука – один из самых лучших и самых показательных для всей его фильмографии. Здесь есть практически все важные составляющие его успеха – жизнь маргиналов, грязный секс, унижение женщин и даже красавчик Чо Чхе Хэн в главной роли. Самое главное – хороший и логичный конец, чего обычно от режиссера не приходится ждать.

1996 Дикие животные Wild Animals 810

Легенда гласит, что до прихода в кино режиссер Ким не видел практически ни одной картины, а работал не то сантехником, не то грузчиком. По этой причине “Диких зверей” стоит посмотреть хотя бы уже для того, чтобы убрать из его образа еще одну романтическую деталь. Разве могли сняться во втором фильме незнакомого с кино и никому неизвестного корейского грузчика такие актеры как Дени Лаван и Ришар Боринжер?

“Звери” – любопытный оммаж одновременно гонконгскому кино подошедшего к концу “золотого десятилетия” и французскому новому “барокко” конца 80-ых. Если при этом выкинуть из фильма героя Лавана (а это несложно сделать) и сократить неизбежный кимовский мазохизм, то у нас останется образцовый heroic bloodshed. В таком случае сходство северянина Чан Дон Чжика с Энди Лау кажется на фоне этого предположения совсем неслучайным.

1998 Мотель “Клетка для пташек” Birdcage Inn 610

Бедная семья живет за счет небольшого семейного мотеля. Весь доход этого мотеля исходит при этом от юной проститутки Чжин, которая заменила недавно на этом посту свою менее удачливую предшественницу. Хозяева мотеля по-мещански презирают свою жиличку, а она тем временем мечтаем стать профессиональной художницей.

Вымученное артхаусное мыло, благодаря которому Ким впервые попал на международные фестивали. Начинающего режиссера на этих фестивалях заметили только феминистки, отметившие пугающий сексизм его работы. Ким на их замечания всегда отвечал, что никакого сексизма в его картинах нет – одна только суровая действительность. И вообще он считает, что женщины намного лучше мужчин.

2000 Настоящий вымысел Real Fiction 610

Кино, cнятое всего за четыре часа с десяти камер и двух ручных видеокамеров без единого запасного дубля. Кино, рассказывающее про простого корейского художника и его сложные отношения с окружающей действительностью. Без комментариев.

2000 Остров The Isle

Маленькие плавучие платформы – идеальное место для того, чтобы целыми сутками ловить с них рыбу. Сдача в наем этих платформ – единственный бизнес главной героини. Ради своих клиентов она готова терпеть все их требования, возить им еду и проституток и даже самой раздвигать иногда для них ноги. Но однажды появление очередного клиента особенно сильно западает хозяйке в душу. Дело в том, что этот клиент – бывший коп, считающийся себя виновным в смерти подруги, и поэтому задумавший покончить на этой платформе счеты с жизнью.

Именно после этой картины Ким стал большой международной звездой. Несмотря на то, что основная часть критиков отмечала только легендарные сцены с рыболовными крючками, были и те, кто смог оценить и другие достоинства картины. Например, Роджер Эберт, попавший на этот фильм во время фестиваля в Сандэнсе, очень хвалил умение режиссера строить кадр и держать экспозицию Видать, все же запали Эберту в душу эти кровавые рыболовные крючки.

2001 Адрес неизвестен Address Unknown 610

Еще один холостой выстрел режиссера Кима, который еще, видимо, не успел к этому времени осознать два своих главных авторских плюса. Первый: чем меньше слов – тем лучше картина. Второй: никакой политики в кадре – оставь политику своим коллегам-землякам.

2001 Плохой парень Bad Guy 710

Немой сутенер повстречал посреди улицы красивую студентку из благополучной семьи и, недолго думая, схватил ее и поцеловал. Естественно, этот инцидент не обошелся без вмешательства служителей правопорядка, поэтому сутенер дал себе слово, что в самом скором времени отправит свою новую знакомую на панель.

Cамый коммерчески успешный фильм режиссера Кима. Удачное начало, незабываемый саундтрек и чертовски натуральный Чо Чжэ Юн, незадолго до этого удачно сыгравший в хитовом телесериале. К сожалению, кино получилось у Кима довольно неровным, а свойственный ему нонконформизм помешал режиссеру сделать из своего фильма большой фестивальный хит типа “Любовного настроения”.

Между прочим, Ким до сих пор любит говорить, что с удовольствием снял бы в Голливуде римейк собственного фильма. Например, с Брэдом Питтом в главной роли.

2002 Береговая охрана The Coast Guard 610

Война уже давно кончилась, но эти люди до сих пор продолжают охранять этот берег. От возможного вторжения со стороны незримого противника, а также от неизбежного появления нежелательных иммигрантов. Однажды дозорный начал огонь по молодой парочке, которая решила развлечься на берегу. Это стало началом долгой и совершенно невеселой истории.

Почти заказная конъюктурщина с большой звездой Чан Дон Гуном в главной роли. В результате, три приза на фестивале в Карловых Варах и полное забвение со стороны многих поклонников режиссера.

2003 Весна, лето, осень, зима и снова весна Spring, Summer, Autumn, Winter and Spring 810

Тихо качается на воде маленький провинциальный храм. В нем живут на протяжении многих лет бронзовая статуя Будды, старый монах и его молодой и непослушный ученик. Весна, лето, осень и зима – четыре времени года – проходят перед глазами зрителей как воплощение четырех этапов жизни любого человеческого существа. Весна, лето, осень, зима и снова весна – этот заколдованный круг никогда не прервется.

Чем меньше слов – тем лучше кино. Отступившись от своих привычных тем, Ким снял лаконичную и вполне съедобную буддистскую притчу. Отказаться от своих привычных фишек (будь то насилие над животными или над женщинами) он все равно не смог. Впрочем также как не смог избежать искушения самому появиться на экране. Главный герой в финальной части фильма – это сам режиссер Ким.

2004 Самаритянка Samaritan Girl 610

Две школьницы решили поехать на каникулы в Европу. Чтобы собрать необходимые для поездки деньги одна из школьница решила торговать собой. На определенном этапе детская психика не выдержала, и девочка покончила с собой. Осознавая собственную ответственность за содеянное, ее подруга решила вернуть заработанные покойной деньги всем ее клиентам, заодно побывав в их постели. Но вскоре о происходящем узнает ее отец.

Победа на Берлинале принесла этой картине всемирную известность, каковой она явно не заслуживала. Зато западный зритель с удовольствием убедился еще раз в том, что загадочная восточная душа познает окружающий мир исключительно через секс. На ум приходит похожий прошлогодний экзерсис “Вавилон”, где нечто похожее было рассказано про японских школьниц. Примечательно, что во время показа “Вавилона” в Японии многим зрителям в зрительном зале становилось откровенно плохо. В отличии от сложившегося на Западе представления о восточном кино обычный восточный зритель к подобной ерунде явно не приучен. “Самаритянка” тоже не стала исключением из правил. На родине режиссера Кима картину также не оценили.

2004 Пустой дом 3-Bin 910

На мой скромный взгляд, лучшая работа Кима, заслуженно отмеченная жюри венецианского фестиваля. Красивая изысканная история звучит в пересказе еще даже лучше чем на экране, при этом главные герои, не произносящие за весь фильм не единого слова, запоминаются зрителю на очень долгое время.

После серьезной жизненной травмы главный герой картины пытается жить жизнью других людей, медленно исчезнув навсегда из окружающего мира. День за днем он живет в домах людей, которые уехали в командировку, ест еду из их холодильников, чистит зубы их зубной щеткой и смотрит их программы по их телевизору. Но стоит только раздаться поскрипыванию возле входа, как он сразу уходит из этого дома, продолжая искать для себя новый приют. Однажды в своих странствиях герой находит женщину, у которой совершенно такие же проблемы с окружающей действительностью.

2005 Натянутая тетива Bow 710

Снова плавучий дом. Снова рыбаки, которые меняются на нем каждый день. Но только теперь помимо рыбаков в этом доме еще двое – 60-летний старик и 16-летняя девушка. Когда ей исполнится 17, девушка выйдет за старика замуж, ну а до тех пор ему придется с тревогой изо дня в день охранять ее безопасность. И непорочность.

Очень просто и очень лаконично. Точнее, даже излишне просто и излишне лаконично. Мы способны узнать режиссерский стиль Кима с пары сцен, но не похоже, что мы особенно рады это делать.

2006 Время Time 610

Отношения главных героев заходят в тупик, и тогда героиня решает навсегда исчезнуть из жизни своего партнера. В тот же день она делает себе операцию по изменению внешности, а потом переезжает на другую квартиру. Однажды, много месяцев спустя, ее бывший любовник встретит красивую женщину, в которой ему померещится что-то до боли знакомое. Но померещится ли?

Много слов – плохое кино. Вдобавок к этому, еще и самый сокрушительный провал у себя в стране за всю карьеру режиссера .

2007 Дыхание Breath

Режиссер Ким грозился, что в случае коммерческого провала он никогда больше не будет показывать свои картины у себя на Родине. Понятно, что режиссер Ким безбожно слукавил. Его новая картина, в которой впервые снялся тайваньский протеже Анга Ли и Вон Кар Вая Чан Чен все же вышел на экраны Южной Кореи этой весной.

Кино, снятое всего за десять рабочих дней, рассказывает историю внезапной страсти, вспыхнувшей у благополучной домохозяйки к сидящему за решеткой преступнику, ожидающему своей смертной казни.


Все новости