Сиквелы "Матрицы". Создатели наконец-то заговорили! (+новые кадры) (ОБНОВЛЕНО)

"Матрица: Перезагрузка" и "Матрица: Революция". Об этих фильмах говорилось и говорится очень много, но до сих пор не сообщалось ничего конкретного, ничего действительно интересного. И вот наконец-то молчание нарушено. Журнал Newsweek опубликовал большое превью обоих сиквелов, в котором есть и то, что мы все уже знаем, и нечто совершенно новое.

начало | продолжение

На студии Warner Bros. всегда царит оживление, а в четверг седьмого ноября атмосфера была напряжена до предела. До выхода главного уорнеровского фильма 2002-ого года "Гарри Поттер и Тайная Комната" оставалось всего восемь дней, и практически все подразделения компании работали в бешеном ритме, чтобы фильм успешно вышел на экраны. Работали до 14:30 по местному времени. В этот момент все остановилось. В следующие тридцать минут юный волшебник Гарри Поттер отошел на задний план. И все внимание привлекла к себе "Матрица".

С раннего утра все разговоры были только о том, что продюсер Джоэл Силвер впервые покажет двадцать минут готового материала из двух сиквелов суперхита 1999 года "Матрицы". В 14:25 в зале, где Силвер решил устроить эту премьеру, собрались 35 представителей верхушки студии и один журналист Newsweek. В 14:50 все они пытались вернуть свои отвисшие до пола челюсти в нормальное положение.

Кульминационная сцена "Перезагрузки" - скоростная шоссейная погоня, которая, как и оригинальная "Матрица" в 1999, установит новые стандарты создания боевиков и визуальных эффектов.

(Внимание!! ! Если вы не хотите знать никаких подробностей погони, пропустите следующие два абзаца)

Морфиусу (Лоуренс Фишберн) и Тринити (Кэрри-Энн Мосс) удается захватить очень ценного заложника, играющего важнейшую роль в битве человечества с Машинами. Это Кеймейкер ( Keymaker ) - маленький азиат, имеющий доступ ко всей информации в мире Машин. И теперь они ( Морфиус и Тринити ) должны благополучно вытащить его из Матрицы и вернуть в реальный мир. Но для этого, как известно, нужна специальная телефонная линия. А ближайший подходящий телефон находится в нескольких милях от них, и добраться до него можно только по загруженному шоссе. Проблема в том, что в Матрице эта дорога - последнее место, где бы вы хотели находиться. Ведь повсюду люди, а значит у Агентов есть практически неограниченный запас человеческих тел, куда можно переселиться. И каждый автомобиль, фактически, превращается в управляемую ракету. "Ты всегда говорил, чтобы мы не совались на шоссе, - напоминает Морфиусу Тринити, когда они въезжают на магистраль. - Ты говорил, что это самоубийство". Морфиус ухмыляется и произносит: "Ну, надеюсь, я ошибался".

Последующая сцена является, возможно, самой увлекательной погоней в истории кино. Звучит как чистая реклама, согласен. Но это надо увидеть своими глазами! В этой сцене есть два каратэшных боя: на заднем сидении Кадиллака и на крыше большегрузного грузовика. А еще там есть погоня на мотоциклах, от которой просто останавливается сердце, и такое количество разбитых авто, что у работников автосвалки работы хватит на годы. Фанаты совершенно сойдут с ума в особенности от одного кадра, когда один агент прыгает с крыши движущегося авто на капот другого и своими ногами и раздавливает все к чертям. "После этого "Быстрые и яростные" (в России этот фильм называется "Форсаж") станут "Медленными и тихими", - говорит оператор картины Билл Поуп.

Четыре года назад "Матрица" пришла из ниоткуда и собрала в одних только Штатах 171 миллион долларов, что является отличным показателем для фильма с рейтингом R. Общемировые сборы составили более четырехсот пятидесяти миллионов. Настоящим же феноменом картина стала после выхода на видео и ДВД. Кстати, именно эта лента стала первой в формате ДВД, которая продалась в количестве более одного миллиона копий. Сейчас о "Матрице" знают все. Фанаты пересматривают её снова и снова, каждый раз обнаруживая новые интересные детали. К примеру, телефонный разговор в начале фильма предвещает ключевое предательство, или сцены внутри Матрицы имеют зеленоватый оттенок, а в реальном мире - синеватый. Между тем, критики восхваляли сценаристов и режиссеров Энди и Ларри Вачовски за то, что те привнесли изящество и хореографию в американские боевики, чего там не было после Сэма Пэкинпа. На самом же деле, просто история была очень хорошо показана на экране.

Единственный недостаток сиквелов - еще почти шесть месяев ожидания первого из них. "Перезагрузка", в которой будут все персонажи выжившие в первой части, включая Нео (Киану Ривз)и безжалостного Агента Смита (Хьюго Уивинг), появится на экранах Штатов 15 мая. Затем студия Warner Bros., идя на достаточно большой риск, выпустит "Революцию" всего через шесть месяцев в начале ноября. "Фанаты разорвут нас на части, если мы прождем еще дольше, - объясняет Силвер. - Обещаю вам, "Перезагрузка" закончится на самом интересном месте".

Сиквелы снимались одновременно в Австралии в течение 270 дней в 2001 и 2002 годах. Вместе они стоили триста миллионов долларов. Может быть и больше, но об этом все пока что молчат. Первая компьютерная игра по мотивам трилогии "Войдите а Матрицу" появится на полках магазинов в тот же день, что и "Перезагрузка" выйдет в кинопрокат. А еще братья Вачовски задумали специальный проект для ДВД, называемый "Аниматрицей" и представляющий из себя сборник из девяти коротких анимационных лент, которые вместе как бы дополнят мифологию "Матрицы". Выйдет этот сборник в июне будущего года. Так что 2003 год наверняка станет годом "Матрицы".

До сих пор Вачовски работали над обоими сиквелами очень скрытно, старались сохранить все в секрете. Даже их актеры говорят, что видели лишь мелкие отрывки фильмов. Так не пора ли рассказать наконец кое-что о сюжете? Как известно, первая "Матрица" рассказала нам историю о хакере по имени Нео, узнающем, что его реальность это простая компьютерная симуляция, созданная Машинами для порабощения человеческой расы. Очутившись в реальном мире, он в итоге осознает, что является Избранным, а его судьба - спасти мир. Вторая серия начинается ровно там, где заканчивается первая. (Если вы не хотите узнать каких-либо подробностей сюжета, лучше пропустите оставшуюся часть этого абзаца!!!) Машинам удалось совершить ужасающий прорыв: они установили местонахождение Зиона (последний человеческий город, расположенный у ядра Земли) и теперь планируют проложить туда тоннели и запустить туда тысячи охотников (те самые осьминоги-камикадзе из первой серии), чтобы все уничтожить. И единственной надеждой человечества остается пленение Кеймейкера. Но его охраняет пара новых злодеев, известных как Близнецы. Они превосходно бьются на мечах и умеют исчезать и появляться вновь как призраки.

Также мы встретимся с бывшей любовницей Морфиуса Ниобой (Джада Пинкетт Смит) и Персефоной (Моника Беллуччи) - подозрительной особой, пытающейся соблазнить Нео. Мы увидим, что Матрица на самом деле является гигантским мегаполисом, который в десять раз больше Нью-Йорка. Мы также узнаем, что не все Машины плохие, что существуют очень мощные Машины, которые однако были превзойдены еще более совершенными и безжалостными моделями, и что они они совсем не рады этому. Ну и конечно будет наш любимый Агент Смит, умудрившийся восстановиться в виде вируса. В одной из сцен, показанных журналисту Newsweek, Нео дрался против сотни Агентов Смитов.

О том, что нас ждет в третьей части и о многом другом читайте здесь!!!

начало | продолжение

И это только первый сиквел. (Если вы и дальше не хотите знать, что происходит в сиквелах, пропустите и этот абзац тоже!!!) Сюжет третьей серии во-многом зависит от исхода "Перезагрузки". Поэтому мы не можем рассказать вам многое. Достаточно сказать, что "Революция" с первого до последнего кадра - одна большая война между людьми и Машинами. И в отличие от "Перезагрузки", действие которой по большей части происходит в Матрице, события третьей серии будут разворачиваться среди дымяшихся руин в футуристическом реальном мире. По словам Силвера, семнадцатиминутная битва в конце "Революции" будет самой потрясающей сценой в истории кино. Она стоила более сорока миллионов долларов. То есть две трети всего бюджета первой "Матрицы". (Кстати, тот фильм стоил шестьдесят пять миллионов.)

Возможно, всего 4 - 5 режиссеров на планете могут убедить студию дать им такие деньги. И все они сняли гораздо больше фильмов, чем братья Вачовски. Кроме трилогии Ларри (37 лет) и Энди (35 лет) сняли всего один фильм. Это триллер 1996-ого "Связь" ("Bound") о двух лесбиянках, пытающихся обмануть мафию, снятый лишь с одной целью - доказать чиновникам из Warner Bros., что они (Вачовски) способны поставить "Матрицу". Братья всегда подумывали о сиквелах (собственно говоря, с самого начала "Матрица" задумывалась как трилогия), однако все равно их пришлось долго уговаривать. Студия даже пошла на необычное условие в их контрактах, разрешив им не принимать никакого участия в рекламных акциях, связанных с сиквелами, не давать никаких интервью и прочее. Кстати, к этой статье это тоже относится. Силвер объясняет такое поведение тем, что братья хотят, чтобы за них говорили их фильмы, а не наоборот.

И именно его они назначили своим представителем. Так что на все вопросы журналиста Newsweek, адресованные братьям Вачовски, отвечал Джоэл Силвер. И это неплохой выбор. Этот человек, являющийся одним из ведущих голливудских продюсеров (к примеру, "Смертельное оружие", два первых "Крепких орешка" - это все его), всегда отличался большой словоохотливостью. На один вопрос Newsweek он ответил тирадой в 1840 слов. (Вопрос был такой: "Вы можете привести пример?" Никогда не задавайте ему таких вопросов.) Но даже он не может толком объяснить, чем Энди и Ларри, которых он называет "мальчиками", отличаются друг от друга. Все актеры и съемочная группа утверждают, что они все-таки не являются двуглавым монстром. Но когда же просят уточнить, они все призадумываются и отмечают, как это ужасно, что братья никогда не расходятся во мнениях. Хотя некоторые различия между ними конечно есть. Оба поглощают книги как воздух, но Ларри предпочитает философию, а Энди - научную фантастику. Ларри любит вино, а Энди - пиво. Энди более сговорчивый, а Ларри, как говорит Билл Поуп, похож на "воина джихада".

Если к "Матрице" и могут быть какие-либо претензии, так это то, что она на самом деле не так оригинальна, как кажется. Да, конечно, очень многое позаимствовано из комиксов, японского анимэ и азиатских фильмов про кунг-фу. "Но я думаю, люди не понимают искусства, говоря такое, - не согласен Поуп. - Ведь если вы отфильтровали через себя какой-то входной поток информации, то он уже не является таким, каким был раньше. Если вы действительно его обработали. В мире много кинематографических направлений, и каждый может ими пользоваться".

Ну а сейчас, конечно, "Матрица" уже сама стала отличным исходным материалом. Рекламные агенства знают, что любые детали, имеющий отношения к фильму (операторские приемы, музыка, и даже солнцезащитные очки), помогут даже сейчас, спустя почти четыре года после его выхода на экраны, продать любой товар: от автомобилей до тапочек. Дизайнер костюмов Ким Бэрретт вспоминает, как недавно он смотрел по телевизору интервью с одним известным модельером. И на вопрос репортера, что больше всего повлияло на новую сезонную коллекцию, модельер ответил: "Матрица". "В этот момент я завизжал от восторга как ребенок, - гордо вспоминает Бэррет. - Обычно фильмы следуют моде, а не наоборот". Но ничто не копировалось из "Матрицы" так часто, как прием "bullet time" - блестящий FX трюк, когда камера описывает полный круг вокруг центральной фигуры. Этот прием затем был использован в "Ангелах Чарли" и спародирован в "Шрэке" и "Очень страшном кино". Сначала, говорит Силвер, подобные подражания забавляли Вачовски, но вскоре они обнаружили, что некоторые сцены поединков (к примеру, в "Ангелы Чарли") сняты точно так же, как и их собственные. И тогда они решили создать такие изображения, которые уже никто не сможет скопировать, - говорит продюсер. - А для этого нужны лишь две вещи: время и деньги".

Работа над сиквелами началась со съемок той самой погони по скоростному шоссе, о которой мы говорили выше. Братья Вачовски провели несколько месяцев в поисках подходящего места. Они хотели, чтобы их дорога была гибельной, чтобы человека, по ней проезжающего, не покидало чувство смертельной опасности. Но большинство городских проектировщиков старается избегать этого, и подходящего места не нашлось. Братья решили проблему весьма экстравагантным способом: они отказались от идеи съемок на уже существующей трассе и построили свою собственную. В феврале 2001 года они наняли бригаду строителей для сооружения двухмильной петли, оснащенной дорожными знаками, разделительными полосами, съездами с магистрали и переходами. Если уж делать, то делать основательно. Для такого масштабного проекта нужно много места, и им стала территория заброшенной военно-морской базы в Аламеде, что в штате Калифорния. Услышав, чего от них хотят, строители только и смогли ответить: "Мы не будем этого делать". "Они не могли поверить, что все это делается только ради кино, - говорит исполнительный продюсер Грант Хилл. - Они у нас спросили: "Вы хоть представляете, сколько это будет вам стоить?" Правильный ответ: триста тысяч долларов за четверть мили. Мы посмотрели друг на друга и сказали, ОК, мы заплатим".

После съемок погони, которые длились семь недель, съемочная группа и актеры переместились в Австралию, где и должен был пройти основной съемочной период протяженностью в 270 дней. И вскоре все пошло к черту. Двадцать первого августа 2001 года в авиакатастрофе погибает двадцатидвухлетняя поп-звезда Элайа, которая должна была исполнить одну из второстепенных ролей. Затем, спустя месяц, от диабета умирает шестидесятичетырехлетняя Глория Фостер, сыгравшая Предсказательницу в первом фильме и отснявшаяся во всех своих сценах в "Перезагрузке". "Самая старшая и самая молодая, - говорит Лоуренс Фишберн. - Мы лишились нашей молодости и нашей мудрости". Фостер вообще была любима всеми, кто работал над проектом. Уважаемая театральная актриса, благодаря "Матрице", она наконец получила долю признания. "Будь она англичанкой, Глория наверняка была бы дамой", - говорит Фишберн. А между двумя этими потерями было одиннадцатое сентября. Не приходило ли кому-нибудь в голову, что эти два сиквела заколдованы на несчастья? "Да, мы об этом думали. И не раз", - признается Киану Ривз. Более того, пока он был в Австралии, у его сестры случился рецидив лейкемии, и ей пришлось пройти курс длительного лечения. "Работа над этими фильмами сродни крестовым походам", - заканчивает тему Силвер.

Но до завершения работ еще далеко. До ноября следующего года компании Джона Гаэты Esc и еще шести другим FX студиям предстоит доделать более 2500 отдельных кадров. На некоторые из них ушло почти три года кропотливой работы. Для, сравнения, в первой "Матрице" было всего 412 FX кадров. Стоит все это удовольствие сто миллионов долларов. Правда в эту сумму входит и строительство новых сооружений для Esc на базе в Аламеде. Предыдущая компания Гаэты Manix получила Оскар за визуальные эффекты в "Матрице", что стало серьезным ударом по Джорджу Лукасу с его "Призрачной Угрозой". Но Manix была слишком маленькой для того, что задумали показать Вачовски в сиквелах. "Перезагрузка" и "Революция" потребовали технологии, которых тогда еще просто не существовало.

База в Аламеде была закрыта в конце восьмидесятых администрацией Джорджа Буша. Компания Esc расположена в огромном ангаре, площадь которого составляет двести пятьдесят тысяч квадратных футов, а офис Гаэты находится над отделом пиротехники. И сейчас Гаэта ощущает себя настоящим главнокомандующим. Хотя, если бы какой-нибудь военно-морской офицер взглянул на него, он (офицер) немедленно отправил бы его (Гаэту) под трибунал. Так как тот носит темные прямоугольные очки, одет как психанутый диджей и обожает гонять вокруг базы (видимо, по той самой гиблой дороге) на своем двухместном Лексусе на скоростях, близких к ста милям в час. А сегодня волшебник спецэффектов еше более легкомысленен, чем обычно, потому что он наконец расскажет чужаку о "виртуальной киносъемке" - большом изобретении его команды специально для сиквелов, которое оставит далеко позади прием "bullet time". Поприветствовав гостя, он тут же начинает извиняться за любой шум, который может случиться внизу. "Сегодня мы взрываем Охотников", -объясняет Гаэта. Спустя двадцать минут отдаленный голос орет что есть мочи: "Огонь!" Гаэта затихает. Тишина. Он продолжает разговор. И тут: "БУМ!" Раздается оглушительный взрыв, от которого и Гаэта, и журналист Newsweek бросаются на пол. Стену офиса сотрясают звенящие удары. "Вы это слышали?" - спрашивает он с совершенно счастливым выражением на лице. "По-моему, это осколки, - смеется он. - Добро пожаловать в зону военных действий".

Виртуальная киносъемка стирает грань между тем, что реально и тем, что кажется результатом работы компьютера. "Любой, кто смотрит кино по телеку или же просто живет своей жизнью, является экспертом в плане реализма, - говорит Гаэта. - Вы знаете, когда перед вами подделка, компьютерный спецэффект. Вы можете почувствовать это". Но теперь это не так. Помните сцену в "Перезагрузке", где Нео дерется с сотней Агентов Смитов? Конечно, только один из тех Агентов реальный актер Хьюго Уивинг, но вы не сможете отличить его от других. Остальные 99 - цифровые создания, трехмерные, фотореалистические копии. Они не просто приблизительно похожи. Они превосходны. Их лица искажаются, их тела двигаются и дерутся, даже их волосы могут менять форму. Кстати, во многих фильмах уже используются трехмерные копии героев. К примеру, в "Атаке Клонов", "Гарре Поттере и Тайной Комнате", "Братстве Кольца" и даже новом Бонде. Но во всех этих картинах отличить реального персонажа от его компьютерной копии не составляло никакого труда. Так что теперь, если команде Гаэты удалось сделать виртуального человека, то они могут сделать виртуальным что угодно: комнаты, машины, любые предметы. Как сказал Морфиус в первой "Матрице": "Что захочешь, то и получишь". И никогда не узнаешь, реально это или нет.

Забавно, но по словам Гаэты, их виртуальная киносъемка берет свое начало с подлинных вещей. "Мы стараемся основывать все на реальных актерах и реальных объектах, - говорит Гаэта. - И это очень сильный философский взгляд, который разделяем все мы, включая Ларри и Энди". Вот упрощенное объяснение, как это все работает. Используя пять цифровых камер высокого разрешения, позволяющих брать в кадр даже самые мелкие детали, команда Гаэты снимает актера. Затем вся записанная камерами информация загоняется в компьютер, где сложный алгоритм вычисляет внешний вид актера со всех остальных углов, с которых камеры не производили съемку. "После обработки полученной информации и создания виртуальной копии, мы можем заставить её делать что угодно. Например, драться", - объясняет Гаэта.

Так что создатели "Матрицы", фильм, в котором невозможно отличить реальное от подделки, теперь могут сами сделать кино, где невозможно отличить реальное от подделки. Жутковато, а? Ривз улыбается, когда ему задают вопрос, обсуждалась ли эта тема во время съемок. "Да, - говорит он. - С одной стороны, Гаэте удается убедить вас, что вы все-таки не полностью разобщены с изображаемым. Но как только у них появляется исходный материал, вы, как актер, больше не участвуете в процессе. И это дает режиссерам определенный контроль". И как вы к этому относились? Ривз опять улыбается: "Двояко".

Если бы ему пришлось кому-либо подчиняться в цифровом виде, он все равно бы выбрал Вачовски, чья требовательность мотивировала его, как ничья другая. "Ларри и Эндрю всегда требовали от нас большего. Например, в сценах поединков, - копирует братьев Вачовски Ривз.- они говорили, не мог бы ты уклониться от удара позже. Но мне нравилось это. Мне нравилось, что мы работали над революционным проектом". Затем он замолкает и наконец произносит: "Я уже скучаю по Нео".А мы-то как скучаем! Но ничего, остается еще совсем немного. Всего полгода.


Все новости