Сотрудница ФСИН Алёна Викторовна Неверова (Анна Михалкова) придумала новый способ исправления заключенных. Она искренне верит, что каждый, даже самый отпетый уголовник в глубине души прекрасный и светлый человек. Надо лишь попытаться это в нём рассмотреть. Вот Алёнушка Викторовна и устроила из колонии, в которой она работает, какой-то пионерлагерь: с маршировкой под орущий из динамиков издевательский хит «мы в город изумрудный идём дорогой трудной», со львёнком и черепахой на стенах и даже с картинами в рамах. Только счастье от этой идиллии, похоже, испытывает только она, для остальных подобная «республика ШКИД» смерти подобна.
Разумеется, Неверова рано или поздно должна спуститься с небес на землю. Всё дело в том, что её отцом когда-то был олигарх, владелец финансовых пирамид, продажный капиталист, Виктор Петрович Верхоланцев (Артур Ваха), всю жизнь скрывавшийся то от обманутых инвесторов, то от выплаты алиментов, то от своих родственников. К несчастью он погиб (на него не вовремя упал колокол с крыши построенной им церкви) и оставил после себя наследство в одном из швейцарских банков в виде около пяти миллиардов рублей, но чтобы их получить, надо знать шестнадцатизначный цифрой ключ. А знает его только Алёна Неверова, которая отказалась от этих ворованных, по её мнению, денег. Отрезвление от полётов в облаках приходит к ней в виде четверых обиженных родственников. Вдова Лида (Татьяна Лютаева), дети Костя и Марина (Влад Прохоров и Александра Макарская) и любовница (Наталья Бардо) не побоялись прилететь в колонию, куда-то под Пермью, чтобы узнать код. Алёнушка их принимает, как родных, селит в свой домик, но алчная четвёрка вместо благодарности сжигает хату, думая, что только так Неверова скажет им ключ. Их сажают на два года в подведомственное Алёне Викторовне учреждение, а та и рада: теперь она будет применять на них свою экспериментальную практику, которое состоит из слов «накормить, баньку истопить, а потом уже исправлять». И теперь этим ненавидящим друг друга четверым мажорам предстоит стать частью социального исправления.
Вся проблема комедийного сериала «Исправление и наказание», который сняла известная по клипам группировки «Ленинград» постановщица Анна Пармас, заключается в том, что это смешно только на уровне синопсиса. Но на деле там нет практически ни одной шутки. Всё, что придумали прекрасные сценаристы (над историей старались около десятка классных драматургов), разбивается о простую проблему: решив посмеяться над всеми штампами о тюрьме, создатели сериала сами увязли в этих штампах. Здесь есть всем известные анекдоты: что происходит, когда слабый мальчик остаётся один на один с целой компанией могучих кавказцев, или что бежать из тюрьмы надо обязательно через канализацию, что соблазнить начальника тюрьмы можно с помощью одной сексапильной девушки (даже есть carwash-сцена, которая не работает). За неимением ни одного положительного персонажа, которому мы бы сочувствовали, эти штампы совсем не напоминают комедию.
Даже Неверова, которая заблуждается в своей методике, местами напоминает не наивного медвежонка, а медсестру Милдред Рэтчед из «Пролетая над гнездом кукушки». Стоит только ей задуматься: а не монстр ли она – как тут же находится повод для очередного милого испытания (от слова «пытка» - она реально изводит одну из героинь просмотром «Трёх мушкетёров»).
Из тех, кого хочется пожалеть, выделяется лишь вышедший по УДО Иван в исполнении Тимофея Трибунцева. Он вынужден терпеть все издевательства лишь потому, что Неверова на правах начальника и своего рода шерифа посёлка реально вламывается в его квартиру после того, как её изба сгорела. И Иван, живущий, как все нормальные русские мужики: любитель выпить, посидеть дома в одиночку, спокойно послушать радио – теперь должен выслушивать новые правила общежития. Как произносит одна из героинь, обращаясь к Алёне: «Ты вся в отца, тебе лишь бы людей мучить».