Но начнем со скандала. Экспертный совет Минкульта забраковал картину «Встреча на Эльбе» по сценарию Петра Тодоровского, объяснив это многочисленным несоответствиям исторической реальности. Проект, представленный режиссером Евгением Лаврентьевым и продюсером Мирой Тодоровской, рассказывает о любви между немецкой девушкой и советским офицером. И многие склонны полагать, что Петр Ефимович Тодоровский, ушедший из жизни год назад, будучи ветераном Великой Отечественной, командиром минометного взвода, в числе многих дошедший до той самой встречи на Эльбе, разбирается в том, что такое война и чего на ней могло быть, а чего нет, чуточку лучше, чем члены экспертного совета.
Кто же те счастливцы, которые сумели добиться внимания Минкульта? Во-первых, это проект Татьяны Воронецкой «Белые ночи» — экранизация одноименной повести Ф.М. Достоевского. При бюджете 88 млн руб. продюсеры расчитывают получить от государства чуть больше половины этой суммы — приблизительно 49 млн, и это при том, что лента является совместным продуктом России и Австрии (со стороны партнеров выступает Файт Хайдушка, постоянно работающий с Михаэлем Ханеке).
Андрей Кончаловский и его лента «Вики», также известная как «Вера Оболенская», попросил у государства 50 из 80 млн руб. на съемки исторической драмы о русских антифашистах, сгинувших в концлагерях и застенках гестапо, а также о советских военнопленных, которые вступили в ряды французского Сопротивления. Собственно, главной героиней картины является княгиня Вера, которая и оказалась в этих самых рядах — по собственной воле и по собственному выбору. Сниматься фильм будет как в России, так и во Франции. При этом экспертный совет потребовал от Кончаловского привести сценарий в соответствие с исторической достоверностью, что бы это ни значило.
Гоша Куценко, решивший дебютировать как режиссер, запросил у Минкульта примерно 30 млн рублей из 46,5 на создание картины «Врач» о нейрохирурге, которого преследует навязчивое видение — провести остаток жизни в состоянии овоща. Для него подобная участь хуже смерти, и он просит близкого человека убить его в том случае, если подобное с ним все-таки случится.
Федор Попов, которому придется потратить 150 млн руб. на военную драму «Коридор бессмертия», события которой разворачиваются после страшной блокадной зимы 1941-1942 годов, рассчитывал на господдержку в размере приблизительно 35 млн рублей. В его фильме речь пойдет о юной девушке Маше, которая попадает на строительство Шлиссельбургской железнодорожной магистрали, получившей название «коридор смерти» из-за того, что некоторые участки этой магистрали проходила всего в трех-четырех километрах от немецкой артиллерии.
Андрей Борисов получит около 50 из 80 млн руб. на съемки картины «Созвездие Марии» о Великой Северной экспедиции 1735-1736 года, а Александр Сухарев — приблизительно 30 из 46 млн на проект «Стерпится-слюбится» про дочку богатого папаши, мечтающей о карьере модели, тогда как строгий родитель решает выдать ее замуж за первого встречного.
Государство окажет финансовую помощь ленте Александра Котта «Спитак», рассказывающей о последствиях землетрясения в Армении в 1988 году, и военной драме Кирилла Белевича «Единичка» — о батарее лейтенанта Егорова, которая, заняв заброшенный монастырь у реки, чтобы не дать немцам переправиться, обнаруживает в этом самом монастыре воспитанников интерната для глухонемых детей. Также господдержку получит драма Константина Худякова по сценарию Ивана Охлобыстина «Мотылек» о трех грешниках (одного из которых, судя по всему, сыграет Данила Козловский), получивших шанс спасти свои души благодаря одной маленькой девочке. Также повезло Алексею Мурадову, пришедшему в Минкульт с лентой «Председатель» о человеке, вернувшимся с фронта безногим калекой и ставшим председателем колхоза; «Синдрому Петрушки» Елены Хазановой по одноименному роману Дины Рубиной; киноальманаху «Петербург. Категория чувств», состоящему из десяти новелл, посвященных Санкт-Петербургу. В работе над альманахом, кстати, задействованы не только отечественные, но и европейские режиссеры, например, Рэйф Файнс и Тодд Солондз.