Мультижанровый фильм «Вий» был весьма ожидаемым проектом — это демонстрировал и неуклонный рост поисковых запросов, начавшийся с выходом первого полноценного трейлера фильма на экраны кинотеатров в августе прошлого года, достигший апогея на текущей неделе, и постоянные вопросы в билетных кассах кинотеатров, где датой выхода на экраны «Вия» интересовались еще до начала новогодних каникул. Новый трейлер был приклеен к большинству новогодних релизов, так что аудитория была разогрета по-максимуму. Реклама, которая анонсировала предстоящую премьеру, появлялась в самых рейтинговых телепроектах с середины декабря и продолжалась на протяжении всего января. Биллборды с афишей «Вия» размещены на самых оживленных магистралях Москвы и других городов. За две недели до премьеры реклама появилась и в московском метро.
В результате точной адресной атаки, сборы первого дня проката фильма превзошли прежние рекорды. В январе 2008 года сборы (без учета Украины) «Самого лучшего фильма» в премьерный четверг составили 86 миллионов рублей (касса к концу уик-энда 403,87 млн рублей, общая касса 664,4 млн рублей / 26,8 млн долларов), а в ноябре 2013 «Сталинград» собрал 81 (по другим данным — 83) миллиона рублей (524,27 млн к концу уик-энда, 1,67 млрд / 50,97 млн долларов к концу проката). «Вий» стартовал (по уточненным данным) с отметки в 91,9 миллион рублей.
Но этим дело не ограничилось. В пятницу сборы «Вия» прибавили 110 миллионов к сборам первого дня (то есть на 24% больше четверга). Таким образом, к началу выходных, в копилке картины уже было 201,9 миллиона рублей (эти цифры по-прежнему не включают сборов Украины). И это несмотря на лютующий в ряде регионов страны мороз и обрушившиеся снегопады.
Тут стоит заметить, что «Вия» от прошлых рекордсменов отличает одно важное обстоятельство — картина выходит без поддержки телеканалов. «Сталинград», «Легенда №17» и «Ёлки 3» выходили при масштабной поддержке холдинга ВГТРК (телеканалы Россия 1, Россия 2, Россия 24 и т.п.), «Самый лучший фильм» продвигался на ТНТ и создавался для лояльной каналу аудитории Comedy Club. Что же до «Вия», то о фильме после премьеры не сообщает ни один федеральный телеканал, а кассовые рекорды интересуют только ориентированные на бизнес-аудиторию РБК-ТВ и радиостанции Коммерсант FM и Бизнес FM. Но это не влияет на интерес аудитории.
На сегодняшний день пятерка лучших стартов (по итогам уик-энда, с учетом СНГ) выглядит так:
«Пираты Карибского моря: На странных берегах» — 749 091 168 руб. / 26 753 256 $
«Железный человек 3» — 722 506 454 руб. / 23 120 207 $
«Сумерки. Сага. Рассвет — часть 2» — 697 635 248 руб. / 21 972 764 $ «Шрэк навсегда» — 604 419 850 руб. / 19 461 254 $
«Аватар» — 601 856 450 руб. / 19 592 510 $
Если до начала проката еще возникал вопрос, сможет ли «Вий» превзойти на старте «Сталинград» (прогнозы бизнес-аналитиков прочили картине 450 миллионов рублей к концу уик-энда), то теперь возникает почти гоголевский вопрос из разряда «доедет ли это колесо, если надо до Москвы», то есть, достигнет ли «Вий» кассовых результатов «Сталинграда» к окончанию проката или поспорит за лидерство в прокате с самим «Аватаром».
Update: Сборы фильма за субботу составили более 214 миллионов рублей (точных данных нет, поскольку не все кинотеатры отчитались). Это на 91% больше, чем было в пятницу. Очевидно, что сборы воскресенья будут не ниже субботних, а значит касса к исходу выходных будет не меньше 620 миллионов рублей. Таким образом, уже с уверенностью можно сказать, что «Вий» превзошел по своим стартовым показателям «Шрэк навсегда» и «Аватар» и стремится к рубежу, установленному второй частью «Сумерки. Сага. Рассвет». А поскольку пока поступают данные только по России, то можно только предполагать, какие сборы будут с учетом сборов кинотеатров в СНГ, когда все кинотеатры предоставят отчеты прокатчику. Если обратиться к истории, то кинотеатры Казахстана, скажем, принесли в копилку «Сталинграда» на первом уик-энде 530 тысяч долларов, в то время, как «Ёлки 3» заработали там же 1,5 миллиона — итоговый результат, с учетом национальной специфики, слабо предсказуем. Скорее надо ориентироваться на страну, сборы которой всегда считаются отдельно.
Сборы на Украине не входят в кассовые результаты СНГ, а публикуются в своих таблицах. Скажем, «Сталинград» в первый уик-энд собрал там 1,2 миллиона долларов в первый уик-энд, «Горько!» — 596 тысяч. Поскольку в данном случае речь идет о фильме с национальным украинским колоритом, стоит ожидать, что украинская касса будет не хуже, чем у «Сталинграда», а значит к сборам в СНГ можно смело прибавлять не менее 1,5 миллионов украинской кассы.
Update 2: Опубликованы предварительные данные по сборам уик-энда. Сборы «Вия» составили 605,2 миллиона рублей. Как и ожидалось, это не только лучший показатель среди отечественных фильмов, но и твердое пятое место в рейтинге лучших стартов отечественного кинопроката. Остались позади результаты «Аватара» (601 млн) и «Сталинграда». Впереди же только голливудские франшизы. При этом не стоит забывать, что оригинальные фильмы, как правило, в первый уик-энд собирают только 20-30% общей кассы, в то время, как продолжения известных киносериалов, в первый уик-энд собирают армию своих фанатов, а дальше сборы резко падают и финальная цифра едва ли вдвое превышает сборы трех первых прокатных дней.
Поступают и вести с Украины. Там последние недели на майданах творится анархия и беспредел, а потому зрителям особенно было не до похода в кинотеатры. Но «Вий» переломил тенденцию. Прокатчик UFD сообщает, что картина собрала в первый уик-энд 13 миллионов гривен, что по текущему курсу составляет 1,56 миллиона долларов (столько за предыдущую неделю собрали все фильмы в украинском прокате) — это новый рекорд для фильмов производства России и Украины. Что, в общем-то, большого удивления не вызывает. Все же родная тема!
«Трансформеры 3: Темная сторона Луны» — 1,75 млн $
«Кот в сапогах» — 1,73 млн $
«Хоббит: Пустошь Смауга» — 1,69 млн $
«Сумерки. Сага. Рассвет — часть 2» — 1,6 млн $
«Оз: Великий и Ужасный» — 1,59 млн $
«Вий» — 1,56 млн $
т.н. | Название | Сборы недели | Кино- театры | Общий сбор | Недели | ||
1 | Вий | 601 680 000 | 1025 | 605 190 500 | 1 | ||
UPI | |||||||
2 | Я, Франкенштейн | 66 240 000 | 1648 | 335 685 000 | 2 | ||
↓ 1 | Двадцатый Век Фокс СНГ & A Company | ↓ 69% | -198 | ||||
3 | Чемпионы | 42 435 000 | н/д | 142 140 000 | 2 | ||
↓ 2 | Каропрокат | ↓ 52% | |||||
4 | Геракл: Начало легенды 3D | 3 105 000 | н/д | 129 030 000 | 2 | ||
↓ 3 | Наше Кино | ↓ 96% | |||||
5 | Пришествие Дьявола | 3 036 000 | 891 | 3 036 000 | 1 | ||
Двадцатый Век Фокс СНГ |