Как поссорились интернет и кинотеатры

Лента Александра Велединского «Географ глобус пропил» стала своего рода экспериментальной: одновременно с выходом в кинотеатральный прокат картина появилась и в легальных онлайн-кинотеатрах. Ничего подобного ранее в нашей стране не случалось, но уже сейчас можно с уверенностью заявить: смелый опыт кинематографистов оказался абсолютно провальным.

В течение недели фильм не только шел в кинотеатрах, но и находился в легальном платном доступе в интернет-видеотеке Ivi, где за просмотр требовалось заплатить 349 рублей, и в приложении Play для Smart TV (от 500 до 700 рублей, в зависимости от разрешения). Семь дней спустя интернет-показы «Географа» прекратились: кинотеатральные сети «Синема Парк» и «Каро Фильм» пригрозили снять картину с проката, если она будет по-прежнему доступна для просмотра в интернете.

Ольга Чирихина, заместитель генерального директора «Каро Фильм», объясняет решение об этом ультиматуме следующим образом:

— Для нас это очень принципиальное решение, молодежь — наши основные зрители, нацелены смотреть там, где им удобно, и тогда, когда удобно, и видеосервисы создают прямую угрозу нашему бизнесу».

Гендиректор «Синема Парка» Сергей Китин полагает, что прокатчики фильма Велединского нарушили общепринятую норму, согласно которой кинотеатры имеют право прокатывать фильм в течение месяца, и этот срок должен быть свободен от конкурирующих форматов типа интернета или телевидения. При этом Китин также отмечает, что в том случае, если те или иные фильмы будут доступны для просмотра и в «реале», и в интернете, но онлайновые ресурсы будут предлагать более низкую стоимость, то это отрицательно скажется на выручке кинотеатров. Нельзя не отметить, что в настоящий момент такой угрозы нет по трем причинам. Во-первых, 349 рублей — это, в общем-то, многовато (к примеру, в сети «Мираж Синема» в Санкт-Петербурге вечерний сеанс — приблизительно с 20:00 — в обычном, не VIP-зале и не в формате 3D, стоит всего 300 рублей). Во-вторых, прокат фильма «Географ глобус пропил» в интернете принес около 2 млн руб, в то время как неделя кинотеатрального проката принесла в копилку ленты 45,5 млн руб. И в-третьих, пока что наш зритель привык к тому, что в интернете всё бесплатно, и в первую очередь будет искать способ посмотреть кино, не потратившись (хотя вышеуказанные цифры говорят, что потихоньку ситуация меняется).

При этом, что любопытно, кинотеатры не протестовали, когда параллельно с прокатом в тех же онлайн-кинотеатрах можно было посмотреть «Легенду №17» и «ОколоФутбола».

— Ведь мы никогда громко не рекламировали, что даем доступ к фильмам одновременно с кинотеатрами, потому что прекрасно понимаем, насколько это деликатная тема, — говорит гендиректор сервиса Play Леонид Беляев. — У нас вообще нет задачи переманивать людей из кинотеатров, и мы не хотим, чтобы у них создавалось такое впечатление. В такой большей стране, как Россия, хватает мест, где у людей просто нет рядом кинотеатра.

Пиарщики Ivi, в отличие от Play, активничали и всеми доступными им способами сообщали потенциальному зрителю, что на их ресурсе премьера фильма Велединского состоится одновременно с кинотеатральной, и сборы в два миллиона рублей руководство сервиса считает вполне приемлемыми. Но есть немаловажный нюанс. Существует исследование, проведенное «Невафильм Research», по результатам которого был сделан вывод, что аудитории интернет-видеотек и кинотеатров практически не пересекаются друг с другом. Соответственно, если аудитории разные, то и на сборы в прокате показ того или иного фильма в сети никак не влияет. Тем не менее, как видим, некоторые считают, что, несмотря ни на какие исследования, дабы фильмы не теряли деньги, их надо показывать только в кинотеатрах. Такая концепция может пустить под нож все последние достижения интернет-сервисов, которые все-таки смогли изменить сложившуюся ситуацию так, что легальные показы отечественных фильмов в интернете начинались через месяц-полтора после премьеры в кино, а не через четыре-пять, как было раньше. С зарубежными фильмами пока сдвигов практически никаких: для западных мейджоров кинотеатры остаются основным источником дохода, и здесь их требования и желания сетей типа «Каро Фильм» пока что совпадают на сто процентов.


Все новости