Завязка «Ревизора» хорошо известна, но все-таки мы ее напомним: мелкий чиновник по фамилии Хлестаков едет из Петербурга в Саратов и оказывается проездом в маленьком уездном городе, где ухитряется просадить в карты все свои наличные средства. Параллельно в штабе градоначальства, которое, как и всегда, предпочитало сначала набить собственный карман, а уже потом то, что останется, может быть, пустить на нужды города, узнают, что к ним с проверкой едет серьезный человек из столицы, а посему решают, что единственный новый человек в городе — Хлестаков — и есть этот самый ревизор.
Бекмамбетов намеревается спродюсировать осовремененную версию гоголевской комедии — в точности как того хотел автор, в предисловии к «Ревизору» сообщавший, что играть пьесу следует в декорациях и с костюмами, соответствующих времени постановки. Здесь речь пойдет о некоем молодом человеке, которого в таком же маленьком городишке все принимают за проверяющего из Следственного комитета. Режиссером проекта значится Александр Баранов, поставивший ремейк «Джентльменов удачи», а главную роль исполнит Антон Богданов, в этом самом ремейке снимавшийся.
Проект Бекмамбетова и Баранова — не первая экранизация «Ревизора» в истории отечественного кино и ТВ: впервые комедия была перенесена на экраны в 1952 году Владимиром Петровым (его фильм с Игорем Горбачевым в главной роли по сию пору считается наиболее популярной адаптацией пьесы), а самой новой пока что остается лента Сергея Газарова, главные роли в которой исполнили Евгений Миронов, Олег Янковский и Никита Михалков. Кроме того, свою лепту в 1977 году внес Леонид Гайдай, сделавший Хлестаковым Сергея Мигицко в картине «Инкогнито из Петербурга»; а также «Ревизор» входил в число произведений, на которых основывался полумистический мини-сериал Павла Лунгина «Дело о „Мертвых душах“». Но претензий к Бекмамбетову о покушении на классику на этот раз, скорее всего, не будет — ни одна из экранизаций пьесы так и не снискала всенародной любви. И любопытный факт: самой первой в истории киноэкранизацией гоголевской комедии является музыкальный фильм 1949 года — весьма вольная адаптация, осуществленная режиссером Генри Костером.
Описывая свою пьесу, Гоголь сказал:
— В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.
Говоря откровенно, очень грустно от того, что это произведение не теряет актуальности даже при том что, прошло уже почти сто восемьдесят лет с того момента, как первые слушатели, среди которых были и Пушкин с Вяземским, катались по полу от смеха. Может быть, хотя бы современная вариация на ту же тему поможет нашему народу не только увидеть это самое «всё дурное», но и начать что-то в себе исправлять.