Бекмамбетов займется «Ревизором»

Классика потому и считается классикой, что не только проверена временем, но и не теряет своей актуальности. В случае с комедией Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» кажется, что это произведение не потеряет своей актуальности никогда. Наверное, поэтому Тимур Бекмамбетов решил взяться за новую версию хорошо знакомой истории, которая носит название «День дурака».

Завязка «Ревизора» хорошо известна, но все-таки мы ее напомним: мелкий чиновник по фамилии Хлестаков едет из Петербурга в Саратов и оказывается проездом в маленьком уездном городе, где ухитряется просадить в карты все свои наличные средства. Параллельно в штабе градоначальства, которое, как и всегда, предпочитало сначала набить собственный карман, а уже потом то, что останется, может быть, пустить на нужды города, узнают, что к ним с проверкой едет серьезный человек из столицы, а посему решают, что единственный новый человек в городе — Хлестаков — и есть этот самый ревизор.

Бекмамбетов намеревается спродюсировать осовремененную версию гоголевской комедии — в точности как того хотел автор, в предисловии к «Ревизору» сообщавший, что играть пьесу следует в декорациях и с костюмами, соответствующих времени постановки. Здесь речь пойдет о некоем молодом человеке, которого в таком же маленьком городишке все принимают за проверяющего из Следственного комитета. Режиссером проекта значится Александр Баранов, поставивший ремейк «Джентльменов удачи», а главную роль исполнит Антон Богданов, в этом самом ремейке снимавшийся.

Проект Бекмамбетова и Баранова — не первая экранизация «Ревизора» в истории отечественного кино и ТВ: впервые комедия была перенесена на экраны в 1952 году Владимиром Петровым (его фильм с Игорем Горбачевым в главной роли по сию пору считается наиболее популярной адаптацией пьесы), а самой новой пока что остается лента Сергея Газарова, главные роли в которой исполнили Евгений Миронов, Олег Янковский и Никита Михалков. Кроме того, свою лепту в 1977 году внес Леонид Гайдай, сделавший Хлестаковым Сергея Мигицко в картине «Инкогнито из Петербурга»; а также «Ревизор» входил в число произведений, на которых основывался полумистический мини-сериал Павла Лунгина «Дело о „Мертвых душах“». Но претензий к Бекмамбетову о покушении на классику на этот раз, скорее всего, не будет — ни одна из экранизаций пьесы так и не снискала всенародной любви. И любопытный факт: самой первой в истории киноэкранизацией гоголевской комедии является музыкальный фильм 1949 года — весьма вольная адаптация, осуществленная режиссером Генри Костером.

Описывая свою пьесу, Гоголь сказал:

— В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем.

Говоря откровенно, очень грустно от того, что это произведение не теряет актуальности даже при том что, прошло уже почти сто восемьдесят лет с того момента, как первые слушатели, среди которых были и Пушкин с Вяземским, катались по полу от смеха. Может быть, хотя бы современная вариация на ту же тему поможет нашему народу не только увидеть это самое «всё дурное», но и начать что-то в себе исправлять.


Все новости