«Сталинград» идет на «Оскар»

То, о чем говорилось еще неделю назад, все-таки свершилось: российский оскаровский комитет выдвигает «Сталинград» Федора Бондарчука на соискание премии Американской киноакадемии в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Для того чтобы соблюсти все необходимые условия — дабы оказаться в числе претендентов на «Оскар», картина должна выйти в прокат как минимум за неделю до 1 октября, — создатели фильма решили организовать несколько предпремьерных показов в Москве и Волгограде. Таким образом, зрители хотя бы одного кинотеатра должны иметь возможность увидеть фильм уже с понедельника, 23 сентября.

Сроки в данном случае — это не просто желательный временной отрезок, а необходимая реальность. Достаточно вспомнить ситуацию, сложившуюся с картиной Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», исключенную из числа номинантов после того, как было доказано, что фактически готовая копия фильма вышла в прокат только в феврале 2000 года, хотя должна была быть показана зрителям в сентябре 1999-го. В тот год СМИ сообщали об организованных псевдо-показах еще недоделанной ленты, но об этой симуляции, если можно так выразиться, очень быстро стало известно академикам, и вышел очень неприятный конфуз. Разумеется, вряд ли Федор Бондарчук и компания захотят оказаться в таком же дурацком положении.

Кадр из фильма «Сталинград»

Если попытаться заглянуть в прошлое и вспомнить о том, какие отечественные фильмы в разное время претендовали или хотя бы пытались претендовать на главную кинопремию мира (хотя в советское время в нашей стране таковой считалась каннская Золотая пальмовая ветвь, а не «Оскар»), можно заметить любопытную тенденцию: чаще всего на суд американским киноакадемикам пытались представить картины, так или иначе связанные с Великой Отечественной войной. Из наследия СССР достаточно вспомнить «...А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, «Освобождение» Юрия Озерова, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского и великий фильм Элема Климова «Иди и смотри», из которых только два — «...А зори здесь тихие» и «Военно-полевой роман» — попали в шорт-листы и были номинированы на «Оскар». Но были картины и другой тематики — например, «Война и мир» Сергея Бондарчука, взявшая «Оскар» в 1969 году. Россия же посылала в Америку такие картины как «Молох» Александра Сокурова, «Край» Алексея Учителя, «Утомленные солнцем» и «Утомленные солнцем 2: Цитадель» Михалкова и «Белый тигр» Карена Шахназарова, и только «Утомленные солнцем» взяли «Оскар» в 1995 году, в то время как ни один из других фильмов не попал даже в номинацию.

Для Федора Бондарчука «Сталинград» будет уже второй попыткой взять золоченого рыцаря: первой в 2006 году стала «9 рота», которую академики также не посчитали достойной номинации. Даже если и в этот раз наша страна не окажется в пятерке претендентов, дополнительный интерес к ленте обеспечен в любом случае, тем более что отзывы с предварительных показов, организованных для узкого круга лиц, поступают главным образом положительные, если не сказать — «восторженные». Так или иначе, официальное стремление к «Оскару» — недурной пиар-ход, который однозначно окажется на руку создателям картины хотя бы в плане внимания со стороны зрителей, кто бы что ни говорил.


Все новости