Некто Элайджа Шкибан говорит, что ноги «Аватара» растут из созданной им в 1988 году франшизы «Летучие мыши и бабочки», которая основывалась на одноименном романе и официально зарегистрированном киносценарии его же авторства. Главный герой произведения — мужчина по имени Джошуа — получает во время драки травму. После этого трагического происшествия он отправляется на планету Альтаир. Заблудившись в тамошнем лесу, Джошуа встречает там представителей неизвестного ему вида и оказывается в самом сердце битвы между летучими мышами и бабочками. Последние берут его в плен, приводят к королеве, дочь которой начинает обучать его особенностям жизни этого племени. Джошуа привязывается к этим существам и начинает сражаться с врагами на их стороне.
Шкибан не только недоволен тем, что в «Аватаре» использован его оригинальный сюжет, он еще считает, что Кэмерон перетянул в свой сценарий часть диалогов из его книги, что, впрочем, кажется юристу, нанятому Элайджей, не слишком правдоподобным. Но иск есть иск, и соответствующее заявление было подано в Федеральный суд Калифорнии в этот понедельник.
В декабре мы уже писали о бывшем сотруднике Lightstorm Entertainment Эрике Райдере, уверявшем, что все это придумал не Кэмерон, а лично он. Помимо Райдера были и еще трое настоящих авторов. Одной из первых заявила о себе Келли Ван, в начале 2010 года обвинившая режиссера в том, что сюжет «Аватара» основывается на ее книжке «Воительница Шейла: Проклятие», вышедшей в свет в 2003 году. Главной героиней книги была женщина, завербованная правительством для отправки на прекрасную планету Тибет с подходящей для людей окружающей средой. Там Шейла влюбляется в местного и вместо того, чтобы помочь своим нанимателям зачистить планету для добычи полезных ископаемых, начинает помогать своим новым друзьям. Претензии Ван были признаны необоснованными по причине того, что в основе и фильма, и книги лежат абстрактные идеи, которые не попадают под закон об авторском праве.
А еще были Джеральд Моравски и Брайан Мур, также заявившие, что сюжет и идея «Аватара» принадлежит им, причем не им обоим, а каждому в отдельности. Первый заявлял, что первоисточник кэмероновского блокбастера — задуманный им фильм «Стражи Эдана», в котором разворачивается конфликт между корпорацией и местными жителями, а главный герой — ветеран войны, которого в тропическом лесу отмечают как Избранного «светящиеся древесные семена». Моравски якобы познакомился с Кэмероном в 1991 году, будучи сотрудником отдела визуальных эффектов в MGM и Sony/Tristar. Он рассказал Джеймсу сюжет этого самого фильма, и именно благодаря этой судьбоносной встрече создатель «Терминатора» сумел настричь купонов в 2009 году.
Мур же заверял общественность, что в основе «Аватара» лежат сразу два киносценария — «Акватика» и «Опыление», где всё примерно то же самое, что в данной новости уже не раз перечислялось, но главный герой работает бок о бок с женщиной-ученым, и эта самая женщина его поначалу недолюбливает из-за военного прошлого протагониста. Не очень понятно, написал ли Мур два сценария на одну и ту же тему, просто озаглавив их по-разному, или это оригинал и сиквел; зато он заявил, что с его работой в свое время ознакомились в Lightstorm Entertainment (не иначе, Эрик Райдер прочитал) и даже в Fox.
Пока что в истории Райдера, Моравски, Мура и Шкибана не поставлена точка, но слабо верится в то, что суд решит, будто Кэмерон ограбил сразу четверых. Однако наблюдать за этой суетой даже интересно: сколько еще обиженных творцов появится после выхода сиквела и триквела «Аватара»?