29 ММКФ. День шестой: «Убийство клана Инугами», «Интернационал»

Пока смотришь «Убийство клана Инугами», трудно поверить, что в современной Японии, где снимает свои фильмы Такеши Китано, может появиться такое кино. Кино, в котором законы детективного жанра будут исполнены с такой дотошностью, что делается страшно. Где актеры переигрывают, хочется сказать – бессовестно, но произносится – удивительно. Где звучит реплика «о, теперь все понятно!» как сигнал к тому, что вскоре будет отметена очередная версия. Где идет жестокая грызня из-за наследства, с полными отчаяния возгласами «и никакого упоминания обо мне!»

Во время просмотра по залу регулярно прокатывалась волна хохота, но вовсе не потому, что это комедийный фильм. Напротив, «Убийство клана Инугами» классический детектив, предполагающий скупой запас шуток, используемых лишь для того, чтобы разрядить накалившуюся обстановку. Но дело-то не в шутках. Как известно, если что-то довести до крайности, может получиться полная противоположность. Именно это и сделал – довел детектив до предела – 92-летний патриарх японского кино Кон Итикава, сняв римейк на собственный культовый фильм 1976 года. «Убийство клана Инугами» - это какой-то феномен, к которому трудно прямо с ходу выработать однозначное отношение. Уже это говорит в его пользу.

Турецкая картина «Интернационал» - это история одного недоразумения, которое имело печальные последствия. 1982 год, в Турции у власти стоят военные, которые, в духе антиутопий, запрещают музыкантам выступать на свадьбах и петь веселые песни. Вместо этого участников народного ансамбля одевают во французскую военную форму, которая завалялась на складе, и подряжают играть на серьезных мероприятиях, вроде приезда в город высокого начальства. Несчастье случается в тот момент, когда в качестве приветствия властям музыканты решают сыграть запрещенный в стране интернационал, по ошибке считая его гимном весне.

Картина Сирри Ондера сосредотачивает внимание на пропасти, которая разверзается между политикой и идеологией и простыми веселыми людьми, которые хотят немного – жить, петь, любить. Дочь главного героя повторяет за своим другом-коммунистом какие-то лозунги, не понимая их смысла. Она делает это просто потому, что хочет быть ближе к своему возлюбленному. Воплощением грустной нелепицы становится знамя, которая девушка всю ночь вышивала для акции протеста, чтобы порадовать любимого. На этом знамени среди каких-то цветочков и сердечек выведен политический лозунг. Ондер чутко выводит трагическое противоречие между любовью и мертвыми идеями, между смертью и жизнью, причем запечатлевает их в переплетении. Фильм может претендовать на премию ФИПРЕССИ, которой в прошлом году удостоился филиппинский «Букмер».


Все новости