29 ММКФ. День третий: «Надежда», «Временное освобождение»

«Путина» Огородникова затмила в воскресенье два других конкурсных фильма: «Надежду» польского режиссера Станислава Мухи и датское «Временное освобождение». Оба фильма по-своему неплохи, особенно датский.

«Надежда» рассказывает о судьбе двух ангелов. Один – по-озоновски красивый мальчик Франтишек, потерявший мать, а вместе с тем утративший человеческие чувства. Второй ангел изображен на старинной картине «Ангел, играющий на скрипке», которую некий искусствовед похитил из церкви. Франтишек, проявляя как минимум таланты Джеймса Бонда, вынуждает похитителя вернуть картину на место. А сам в тайне горячо желает возвращения на землю, к любимой девушке и простым человеческим радостям и горестям.

В фильме Мухи ощущается влияние Кеслевского, к тому же сценарий к «Надежде» писал Кшиштоф Песевич – частый соавтор Кеслевского (в частности, именно его перу принадлежит сценарная трилогия «Ад», «Чистилище», «Рай», две части которой экранизировали Танович и Тыквер). «Надежде» свойствен достаточно неординарный, если сравнивать с непольскими картинами, психологизм. Франтишек на глазах у зрителя ведет изощренную игру с похитителем картины. Но подспудно в нем идет борьба с собственной травмой, которую он получил в результате смерти матери. Две линии фильма объединяет образ ангела. Однако в фильме все это менее поэтично и интригующе, чем звучит в кратком пересказе.

«Освобождение» Эрика Клаусена приятно поражает непредсказуемостью и юмором. Там заключенный Джон под присмотром смешного олуха Бо отправляется на свадьбу к сыну. После рейда по кварталу детства и короткого празднества на вокзале, Джон и Бо остаются одни, так как молодожены с гостями уезжают в Ютландию. Перед возвращением в тюрьму Джон решает навестить свою давнюю любовь. У нее в гостях и произойдет достаточно шокирующая смена ролей.

Датским фильмам свойственна, как ни банально это звучит, какая-то северная закалка. К нам приходит из Дании крепкое, иногда грубоватое кино, не всегда гениальное, но и не допускающее слабины. «Временное освобождение» доставляет большое удовольствие постоянными шутками, интригующим сюжетом, чудесной актерской игрой. Впечатление портит только финал и пафосная фраза «Не надо бояться», которая в фильме звучит дважды, и оба раза не понятно к чему. В целом, фильм Клаусена точно не проигрывает своим французским и немецким соперникам, а возможно и превосходит их. И не удивительно: меньше понтов – больше дела и самоиронии.


Все новости