29 ММКФ. День второй: "Мольер", "Мой Фюрер"

«Мольер» Лорана Тирара предлагает зрителю освежить в памяти основные сюжетные коллизии «Тартюфа», «Сирано де Бержерака» и «Мещанина во дворянстве». Снимая фильм про Мольера, Тирар ничтоже сумняшеся поместил Жана-Батиста в его же произведения. Довольно распространенный метод, когда необходимо снять кино про какого-то выдающегося творца. Например, в прошлом году в основном конкурсе ММКФ была представлена картина Руиса «Климт», где художника под видом грез окружали его собственные картины. Однако сказать про «Мольера», что это фильм фестивального формата – никак нельзя. Не смотря на ловкое обращение с сюжетом, на роскошь костюмов и модного французского актера Ромена Дюри в главной роли, «Мольер» остается узкоспециальным, в духе непринужденного патриотизма, кинопроектом для французов. Чем он мог бы удивить московскую фестивальную публику и тем паче жюри во главе с Фредом Скепси – остается загадкой.

Тот же вопрос возникает после просмотра фильма «Мой фюрер» - немецкого прокатного хита, в ироничном духе переосмысляющего время нацистского строя в Германии. Своим главным оружием в борьбе со скелетами в немецком шкафу режиссер Дани Леви, видимо, предполагал сделать сарказм. Не исключено, что это ему удалось, но на русской почве его сарказм остается не совсем понятным. Если поставить себя на место народа, пережившего нацистскую заразу, можно понять, что подобные попытки разобраться со своим прошлым выполняют довольно мощную терапевтическую функцию. Из этого однако не следует, что фильм, предпринимающий такую попытку, априори наделен мощными художественными достоинствами. Как раз в случае с «Фюрером» это не так. Режиссерские ходы уныло прямолинейны и почему-то не смешны (хотя на уровне догадки можно предположить, что они задумывались как смешные). Идет сплошная игра на штампах, вроде гитлеровсктх усиков и собаки Блонди, музы Третьего Рейха Лени Рифеншталь и еврейского вопроса. Гитлер превращен в шута, но на смех поднимается даже не он, а немецкий народ, который мог слепо идти за шутом. Справедливый вызов в адрес общества, в духе пушкинского «народ безмолвствует», только на этот раз «народ скандирует». В плане идейной подоплеки «Мой фюрер» заслуживает пристального внимания, но как фильм – не предлагает зрителю ничего сверхъестественного.


Все новости