Мелкий угонщик Билл О’Нил (Лакит Стэнфилд) разгуливает по неблагополучным районам Чикаго и уводит из под носа автовладельцев любую понравившуюся технику. Использует он для этого поддельный значок федерального агента и пальто со шляпой, как у Хамфри Богарта. В один из вечером О’Нил решит завладеть красным Понтиаком, который очень соблазнительно расположился прямо у бара (он же штаб) местного бандформирования. Обитатели бара быстро смекнут, что тощий афроамериканец в костюме Рика Блэйна из финала «Касабланки» слабо тянет на федерала, не слишком успешно попытаются пару раз ткнуть его выкидным ножом и дадут смыться. Но лишь затем, чтобы наглый угонщик в зеркале заднего вида сразу же увидел полицейские мигалки. В отделении О’Нил моментально попадет в оборот к уже настоящего ФБР-овцу Рою Митчеллу (Джесси Племонс), который, грозя шестилетним сроком, отправит незадачливого преступника работать информатором в иллинойсскую ячейку «черных пантер», которую тогда возглавлял очень нелюбимый директором ФБР Гувером (Мартин Шин) молодой и харизматичный лидер Фред Хэмптон (Дэниел Калуя).
Дебют режиссера Шаки Кинга очень занятно совпал с другим оскаровским фильмом «Суд над чикагской семёркой». В соркинской ленте на скамье подсудимых, в числе прочих, сидит основатель «Черных пантер» Бобби Сил, а прямо за ним – несколько ребят в кожанках и черных беретах. Это активисты из иллинойсского отделения партии. Один из них в ходе заседаний периодически перевешивается через перегородку и шепчет что-то на ухо Силу, нервируя тем самым судью. Наглеца зовут Фред Хэмптон, ему 21 год, и он возглавляет местную революцию. У Соркина к началу второго часа Хэмптон из зала суда исчезает – парня жестоко убили во время ночной облавы. У Кинга – исчерпывающий рассказ о том, что к этому привело.
Роль Хэмптона в «Иуде» блестяще исполнил Дэниэл Калуя. Тот самый парень из «Прочь» Джордана Пила и – что иронично – марвеловской «Чёрной Пантеры». За выход в образе лидера «пантер» британец уже получил «золотой глобус» за лучшую роль второго плана. Роль первого плана, как нетрудно догадаться, у Билла О’Нила. Фильм режиссера Кинга сделан на манер библейского апокрифа, неканоничного текста, написанного лицом второстепенным и не вполне надежным. Практически, знаменитое «Евангелие от Иуды», в котором главный предатель мировой культуры раскрывает себя как непримиримый борец за дело Христа.
Вывод у Кинга, кстати, не такой приторный, как у Соркина, и идейно ближе к позициям Спайка Ли, на которого прямо отсылают первые минуты фильма, – «Иуда» начинается с классической для Ли хроники, которую демонстрируют не хорошие ребята, как в «Чикагской семерке», а воплощение всего плохого – сам бессменный директор ФБР Эдгар Гувер. При всех сложностях и неоднозначностях побеждает пресловутая порочная система. И агент, заставляющий героя работать на Бюро, совсем не расист и даже с какими-то принципами, и сам Иуда искренне верит в дело «пантер» и предает свое лидера со слезами на глазах. Но Хэмптон, как и полагается настоящему борцу за революцию, все равно погибает, банально и даже не на поле боя. Как погибали до него Эрнесто Че Гевара и Жан Мулен.
Рецензия на фильм «Суд над чикагской семёркой»
Netflix презентовал на суд зрителя вторую режиссерскую работу Аарона Соркина, разыгранный россыпью первоклассных актеров процедурал о столкновении протестантов с полицией в Чикаго в 1968-м году...