Третьего сентября в российский прокат выходит фильм «Довод», потенциально суперуспешный блокбастер, призванный вновь открыть эру кинотеатрального просмотра. Главного героя изображает сын Дензела Вашингтона, Джон Дэвид Вашингтон. Исполняя сегодня главные роли у таких авторов, как Кристофер Нолан и Спайк Ли, актер рискует стать одним из самых узнаваемых и потенциально востребованных актеров Голливуда.
А всего пять лет назад о нем почти никто не знал. Карьера Вашингтона-младшего началась в 1992 году в биографическом эпике Спайка Ли про борца за права темнокожих «Малкольм Икс» (актер был одним из детей в конце фильма, встающих и говорящих «Я – Малкольм Икс»). После дебюта Вашингтону пришлось сделать перерыв на целых 23 года. Несмотря на его любовь к кино и восхищение выдающимися фильмами отца, актер не пошел работать в киноиндустрию. Под давлением родителей, всегда наставлявших работать максимально усердно, он стал с детства заниматься футболом. Пиком стала профессиональная игра за команды Национальной футбольной лиги США. Хотя, стоит отметить, в это время Джон Дэвид успел поучаствовать в качестве продюсера в создании постапокалиптического вестерна «Книга Илая» с его отцом в главной роли.
Как гласит одна черная шутка, NFL расшифровывается «not for long», и спортивная карьера Джона Дэвида завершилась относительно быстро в связи с травмой ахиллова сухожилия. Окончание занятиями футболом (Вашингтон рассказывал в интервью Esquire, что работа тренером или менеджером его только отпугивала) предвестило новое открытие пути в киноиндустрию. Повторный актерский дебют случился в 2015 году. Им стала роль, как ни странно, спортсмена в сериале HBO «Футболисты». Шоу было этакими «Красавцами» про кухню американского футбола, где Джон Дэвид Вашингтон составлял компанию Дуэйну Джонсону. Играл он по большей степени самого себя: молодого, уязвимого и перспективного парня, хоть и совершающего ошибки, но старающегося поступать правильно и выкладываться по максимуму в своей профессии. Актер показал, что способен выкладываться на съемочной площадке и органично держаться в кадре. Шоу продержалось 5 сезонов, было весьма успешным и в первые годы получило высокие оценки критиков.
Джон Дэвид также успел сняться в нескольких независимых политически заряженных картинах. Одна из них – «Коко» – простенькая, но искренняя мелодрама про рэп-баттлы и любовь к поэзии, где он изобразил негодяя (через стихотворения, конечно, выражаются все тяготы жизни поэтов). Вторая – награжденная на фестивале Сандэнс – меланхоличная остросоциальная драма «Монстры и люди», в которой Вашингтону досталась роль сомневающегося полицейского. Действие картины начинается с эпизода убийства копами невинного темнокожего парня, что было запечатлено на видео прохожим и позже выложено в сеть. Герой Вашингтона стоит как бы между двух огней: на одной стороне постоянный стресс и угроза жизни, необходимость держаться вместе с коллегами. На другой – наличие множества заносчивых засранцев среди правоохранителей, способных просто застрелить подозреваемого без явной причины, и не понеся за это наказание. Здесь показана дилемма необходимости заступаться за коллег в обществе с активно растущей протестной активностью и понимания оправданности этих самых протестов. Это кино и сейчас невероятно актуально, причем не только для американского общества.
До 2018 года более известных работ, чем в сериале «Футболисты», у Вашингтона не было. К счастью, одним из самых верных почитателей таланта актера оказался Спайк Ли, не перестававший верить в творческий потенциал Вашингтона с самой первой его роли. Именно Ли, впечатлившись перфомансом, пригласил Вашингтона в свой новый проект. Как неоднократно сознавался актер, для участия в «Черном клановце» он даже не проходил собеседование: режиссер просто прислал ему книгу, на которой основывался сценарий для фильма, и предложил роль. Отказываться от исполнения протагониста у одного из главных голливудских бунтарей было бы странно. Кроме того, это была возможность поработать с набирающим популярность Джорданом Пилом, награжденным премией Оскар за сценарий к своему фильму «Прочь», здесь выступавшим продюсером. Сюжет комедийно-криминальной драмы основывается на кажущейся невероятной, но реальной истории. Темнокожий полицейский с напарником-евреем внедряются в ячейку Ку-клукс-клана и препятствуют их преступной деятельности. Вашингтон, нося невероятный парик-афро, имитируя голос «белого парня» и составляя слаженный дуэт с Адамом Драйвером, отлично вытянул трагикомедийную роль.
Несмотря на навязчивую черно-белость сюжета и плоскость морали, фильм обрел сотню престижных фестивальных номинаций и неплохо заработал в прокате. Премьера картины состоялась на Каннском кинофестивале, Спайк Ли получил Гран-при, а позже и статуэтку Оскар за сценарий. А Джон Дэвид Вашингтон номинировался на Золотой глобус и стал наконец всемирно известным, получив возможность сняться у Кристофера Нолана. Кстати, помимо уже начавшего шествие по мировому кинопрокату «Довода», Джон Дэвид недавно сыграл в карантийном кино с Зендеей «Малкольм и Мари» (дата релиза пока неизвестна).
Судя по многочисленным интервью, Вашингтон всегда был довольно скрытным, не пытался использовать славу родственников (его мать тоже человек искусства – актриса и певица) для достижения своих карьерных целей. Очевидно, сказывалось воспитание: он не вырос «на улице», был воспитан в интеллигентной зажиточной семье, не был бунтарем, учился в престижном колледже. Уже играя в футбол, он старался скрыть имя отца, чтобы избежать лишней незаслуженной славы. О возвращении в актерское ремесло близкие узнали только когда он получил работу в «Футболистах». Да и зрители, при успешности сериала, видимо, не были особо осведомлены о его родственных связях. Он специально избегал интервью и не стремился рассказывать о родителях (заявляя, например, что «отец в тюрьме»).
Только на премьере «Черного клановца» в Каннах журналисты с удивлением узнавали, что парень, сыгравший протагониста, — сын Дензела Вашингтона. Примечательно, что при достаточно скромной фильмографии, полицейского Джон Дэвид изображал аж три раза: в «Монстрах и людях», «Старике с пистолетом» (про очаровательного грабителя банков пенсионного возраста – последняя большая работа Роберта Рэдфорда), и, собственно, «Черном клановце». Актер признавался в интервью журналу MR PORTER, что этот опыт научил его не воспринимать мир черно-белым и видеть комплексность социальных проблем. И пусть пока трудно сказать, насколько Вашингтон разноплановый артист, за тщательность выбора новых ролей и усердие на будущих съемках можно не переживать.
Рецензия на фильм «Довод»
Главный герой в исполнении Джона Дэвида Вашингтона пытается предотвратить надвигающуюся Третью Мировую войну, используя загадочную технологию инверсии времени...