Всегда ли смотреть вместо театральной: да.
«Донни Дарко» — дебют американца Ричарда Келли, экзистенциальная подростковая драма с путешествием во времени и кроличьей норой. Сюжет фильма крутится вокруг подростка Донни (Джейк Джилленхол), на дом которого однажды падает неизвестно откуда взявшаяся турбина самолета. После этого события Донни продолжает жить полноценной подростковой жизнью со всеми сопутствующими переживаниями, борется с учителями, спорит с родителями, влюбляется, но при этом периодически видит и фантастические сущности в виде огромного кролика по имени Фрэнк. «Донни Дарко» — пример идеального пазла средней сложности, этакого Кубика Рубика, где нет лишних деталей. Какие-то элементы служат сюжету, какие-то поднимают тему конфликта поколений, третьи в подробностях объясняют теорию «философии путешествий во времени». Теперь представьте, что часть элементов из этой головоломки изъяли. Пожалуй, именно такой вышла театральная версия. Ее по-прежнему можно засматривать до дыр, однако стоит признать, режиссерская редакция получилась все же более целостной, лаконичной и завершенной.
Всегда ли смотреть вместо театральной: да.
Культовый киберпанк, рассказывающий историю детектива Рика Декарда (Харрисон Форд), который пытается выследить и ликвидировать опасных сбежавших киборгов, неотличимых от людей, но в процессе проникается к ним сочувствием. Ставшего уже бессмертной классикой «Бегущего по лезвию» поставил сэр Ридли Скотт, один из больших любителей монтировать режиссерские версии своих картин. Автор долго пытался определиться, нужен ли ленте закадровый голос и поездка в Канаду с единорогами. В итоге как минимум три редакции фильма можно посмотреть сегодня на просторах легальных интернет-кинотеатров (всего существует не менее семи версий «Бегущего по лезвию). Последняя и самая правильная, по словам мэтра, редакция называется Final Cut. В ней студия под творческим контролем режиссера поработала над изображением и окончательно определилась с ответом, снятся ли детективу Декарду электрические единороги.
Всегда ли смотреть вместо театральной: всегда.
Криминальная драма Люка Бессона про киллера, пожалевшего и взявшего к себе девочку, трагически лишившуюся родителей, в эпоху видеобума была настоящим хитом проката. Картина многим запомнилась своим совершенно потрясающим актерским составом, в котором отметились и 11-летняя дебютантка Портман, и брутальный Жан Рено, и блистательный Гэри Олдман в роли злодея. Расширенная международная версия «Леона» содержит огромное количество новых сцен общения героев. Надо признать, персонажи Портман и Рено настолько очаровательные, что каждая дополнительная минута, проведенная с ними (а их тут стало на целых 22 больше), стоит отдельного просмотра. При этом добавленные сцены не просто растягивают хронометраж, а открывают новые смыслы и вызывают фривольные ассоциации с кубриковской «Лолитой», «Рождением» Глейзера и даже отчасти «Полой Икс» Лео Каракса, что навевает схожее ощущение шока от происходящего.
Всегда ли смотреть вместо театральной: можно смотреть обе версии, это почти два разных фильма.
«Расплата» — боевик о мистере Портере, вышедший в 1999 году. Исполняющий главную роль Мел Гибсон морщит тут свой идеально расчерченный лоб, иногда пытается улыбнуться (не менее комично, чем Арнольд Шварценеггер во втором «Терминаторе»), никому не говорит свое имя, ловит пули только от роковых женщин и отчаянно пытается вернуть свои деньги, идя от одного недоумевающего криминального авторитета к другому. Откровенно говоря, театральная версия вышла пародийной комедией. Режиссера Брайана Хелгеленда, как известно, уволили сразу же после завершения съемок, а потом досняли немало материала и смонтировали кино без него. Вышедшая спустя семь лет режиссерская версия от Хелгеленда сменила жанр на более серьезную нуарную драму. Хронометраж уменьшился, а лента заиграла не только новым музыкальным сопровождением, но совсем другими красками. Часть персонажей убрали, каких-то добавили, поведение главного героя стало более рациональным, третий акт в фильме вообще полностью заменён. Завершающая фильм фраза «just drive, baby» осталась, но сказана она уже совсем при других обстоятельствах.
Всегда ли смотреть вместо театральной: при первом просмотре необязательно; при повторных просмотрах — всегда.
В «Солнцестоянии» студентка колледжа Дэни Ардор (блистательная здесь Флоренс Пью) в одночасье теряет практически всех своих близких. Безуспешно пытаясь залечить боль утраты у психиатра, девушка старается сохранить хотя бы своего бойфренда, который давно к ней охладел. Поддержку в итоге она находит у представителей шведского языческого племени, которые помнят, когда у нее день рождения, всегда скажут, куда идти и что делать, будут рыдать, смеяться и танцевать вместе с ней, когда Дэни это нужно. «Солнцестояние» — это второй фильм талантливого режиссера Ари Астер. Тут автор погружается в обычаи языческих племен и рассуждает, почему для современного человека первобытное общество может быть значительно привлекательнее современного. Ленту очень интересно пересматривать, находить в словах и поступках персонажей новые мотивы. Режиссерская версия длиннее театральной на 23 минуты. Это дает больше материала для изучения фигурирующей в фильме общины, а также вызывает у зрителя не только больше отвращения к бойфренду героини, но и банальную эмпатию по отношению к ней самой, чего Дэни в современном мире явно не хватало.
Всегда ли смотреть вместо театральной: да, если вы не заядлые поклонники плохих мелодрам.
В сиквеле одной из самых популярных экранизаций комиксов Супермен наслаждается жизнью и безуспешно пытается влюбить Лоис Лэйн в Кларка Кента. Тем временем Лекс Лютор сбегает из тюрьмы, а сородичи Супермена с планеты Криптон высвобождаются из заключения и решают зачем-то править планетой Хьюстон. Кажется, ни один список «лучших режиссерский версий» не обходится без второго «Супермена». Режиссер Доннер, снявший большую часть фильма, а потом отстраненный от производства, был недоволен результатом (который можно было бы охарактеризовать как комедийная мелодрама), и в 2006 году выпустил перемонтированную версию. В ней нет Парижа, «медового месяца», занимавшего ранее пол хронометража фильма. Полностью пересмотрены отношения главных персонажей. А постельная сцена происходит до потери героем суперсил. В режиссерской версии нет бестолкового армрестлинга, нет мамы Кал-Эла, но есть Марлон Брандо с суровыми отцовскими наставлениями и сильно измененный третий акт, ставший значительно адекватнее. В целом, именно режиссерской версии фильма удается гораздо внятнее говорить на тему того, что четырем богам на Земле тесновато, а чтобы спасти мир, надо обладать суперсилами, плащом и смекалкой.