Рецензия на фильм «Русалка. Озеро мёртвых»

filmz

Своей «Русалкой» Святослав Подгаевский продолжает славное дело освоения «русского хоррора» - и он на верном пути, хоть его новый фильм и нельзя назвать безупречным.

Накануне важных отборочных заплывов пловец Рома едет с другом на отцовскую полузаброшенную дачу, встречает там на берегу нечисть (а ведь говорили на Руси: «Не ходи у ночного озера, там русалка ждёт») и в результате сваливается с опасным обезвоживанием. Роминой невесте Марине, его другу Илье и сестре Ольге придётся теперь постараться, чтобы изгнать пугающий призрак из их жизни.

Первый трейлер фильма «Русалка. Озеро мёртвых»

Режиссёр Святослав Подгаевский со всей серьёзностью занялся развитием жанра «русский хоррор» - и весьма удачлив на этом поприще. Национальный колорит придаёт его историям изюминки (тут, в частности, мы видим, какой была когда-то русская свадьба) и обеспечивает мировые продажи: его новый фильм куплен уже 140 странами мира - впечатляющая цифра. И хотя ощутимо виден профессиональный рост, всё-таки следует избегать головокружения от успехов.

Подгаевский со своими соавторами (а это не только сценаристы, но и продюсеры, и актёры, и вся вовлечённая в процесс съёмочная группа) заметно растёт с каждым фильмом и всё больше понимает про жанр. Он знает, в чём сила звукового оформления, умело пользуется взглядом издалека и не без блеска играет с зеркалами.

Второй трейлер фильма «Русалка. Озеро мёртвых»

Но главное: он здорово работает с основной выбранной темой - в данном случае с темой воды. «Доверься воде, вода подскажет», - учит Рома не умеющую плавать Марину, но вода в «Русалке» - это не только озеро и бассейн. Это ещё и кухонный кран, и стиральная машина; душ, чайник, треснувшая кружка, вода на полу!.. «Не будет сегодня дождя», - прикидывает в какой-то момент сестра, но дождь всё-таки льёт, да так льёт, что затапливает машину. «Зря едем», - сомневается в начале фильма герой; «Ромыч, чё ты моросишь», - не соглашается друг, и даже выбор глагола тут - водный. Это всё очень правильно, это грамотный подход к созданию кинематографического мира.

Другое дело, что авторам и этого кажется мало - и к одному поверью они добавляют второе: «В волосах сила, и нельзя их оставлять даже у родных», - уверена подбирающая волосы после стрижки Ольга, и ты понимаешь: а вот это лишнее. Ну, или не понимаешь, тут кому как. То, что кому-то покажется переизбытком, иной зритель сочтёт полагающейся нормой.

Третий трейлер фильма «Русалка. Озеро мёртвых»

Но всё-таки изобилие становится бедой Подгаевского и непосильным грузом: он тонет в материале. Придуманного им столько, что оно усложняет историю, увеличивает хронометраж и тем самым утомляет, снижая итоговое послевкусие. И вот вроде бы и хочется сказать, что «Русалка» - неплохое кино, довольно изобретательное и в целом для развития жанра в нашей стране полезное, но... После просмотра прошло какое-то время - и фильм уже практически выветрился из памяти, вытек ручейком, не застоялся.

Из чего следует, что режиссёру, хорошо освоившему основные приёмы, необходимо теперь переходить на следующую ступень творческого развития: искать единство формы и содержания, оттачивать свой стиль в поисках лёгкости, простоты и того художественного совершенства, что обеспечивают кинокартине не только мировые продажи, но и долгую жизнь в зрительском сердце.

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мёртвых»

Читайте также:

Святослав Подгаевский о русском хорроре и «Пиковой даме»

Рецензия на фильм «Ночная смена»

Рецензия на «Лето» Кирилла Серебренникова

Рецензия на фильм «Черновик»


Все новости