Берлинский дневник: встреча с создателями «Евы» и «Довлатова»

filmz

К нам в редакцию попали - пусть и с заметным опозданием - путевые заметки Дарьи Бережницкой, которая провела в феврале четыре упоительных дня на Берлинском кинофестивале, посмотрев среди прочего «Еву» и «Довлатова», а также пообщавшись с Изабель Юппер и Алексеем Германом-младшим. Как вы знаете, именно эти фильмы уже успели выйти в российский прокат - а стало быть, разговор о них может именно сейчас показаться особенно любопытным. Предлагаем вашему вниманию выдержи из фестивального дневника...

«Ева»

Не побоюсь назвать французский фильм «Ева» самым лучшим фильмом на «Берлинале-2018». «Ева» от Бенуа Жако - это не только история любви куртизанки 50+ и молодого театрального режиссёра, это эмоциональный стриптиз, неудавшийся катарсис, падший ангел - и всё вместе. Для меня – киношедевр.

Трейлер фильма «Ева»

Куртизанка в исполнении культовой легенды французского кино Изабель Юппер и режиссёр в исполнении скандального красавца Гаспара Ульеля безупречны. Женщина-вамп, практичная и живая, притягивает режиссёра как магнит. Оба они – владельцы постыдных секретов. Бертран скрывает, что готовится к свадьбе с юной обеспеченной красавицей, которую не любит, но чьи деньги полюбил заранее. Ева выдумывает историю о богатом, вечно странствующем муже Робере, успешном владельце галерей и салонов, но на самом деле Робер досиживает срок в тюрьме, а Ева зарабатывает сексом, чтобы оплачивать адвоката.

Афера, тонкая, как весенний лёд, свежая, без клише и нравоучений, выписанная чутко, по-французски в пастельных тонах, не перегруженная, но с бриллиантовыми диалогами и всей палитрой сладких человеческих пороков. Технически фильм достигает в прямом смысле головокружительного успеха: сцена автомобильной аварии снята так, что вызывает чувство потери равновесия у сидящих в зале.

Изабель Юппер на берлинской пресс-конференции по фильму «Ева»

Задаю свои вопросы.

- Изабель, как вам удаётся действовать на публику так эротично, ни на секунду не раздеваясь?

- У вас странное представление об эротике. Она не равна обнажённости, а является её противоположностью. Я ещё ни разу не раздевалась в кино и не буду этого делать.

- Как вы чувствуете себя в двадцати сантиметрах от камеры?

- Вполне комфортно. Это и есть кино, которым я занимаюсь всю свою жизнь. С годами меня вообще не нервирует камера, я совершенно спокойна, когда она работает.

- Гаспар, что за человек – ваш герой? Это злой демон или слабый алчный тип?

- Ну, и то, и другое. Но самое главное, это человек, который теряет себя, потому что крадёт. Он нечестен во всём. Сперва он присваивает себе чужую рукопись сценария, потом обманывает свою невесту, чтобы не сорвалась свадьба, выгодная ему финансово. А потом он пытается вернуть себе куртизанку для того, чтобы дописать начатый сценарий. Куртизанку он использует как живой материал для своей книги, записывает за ней все диалоги.

Гаспар Ульель на берлинской пресс-конференции по фильму «Ева»

- Но между куртизанкой и писателем всё-таки проскакивает искра любви?

- Любовь это или что-то другое - не знаю. Но оба героя развивают определённые чувства друг к другу. Но всё заканчивается, не успев начаться.

- Бенуа, вы достигли этим фильмом того, чего хотели?

- Я хотел снять психологический фильм. Вдох, а не вздох или выдох. А удалась «Ева» или нет – судить вам.

«Довлатов»

Фильм «Довлатов» моего любимого режиссёра Алексея Германа-младшего - об одном из лучших русских писателей современности. После показа картины, спокойной и интеллигентной, как и все работы Германа - долгожданная пресс-конференция. По правую руку от Алексея – питерский актёр Данила Козловский, по левую - дерзкая и бесконечно обаятельная Елена Лядова. Гламурная Светлана Ходченкова на пресс-конференцию почему-то не пришла, хотя и пробегала своей невесомой походкой мимо зала.

Трейлер фильма «Довлатов»

Я в очередной раз поражаюсь, как в наш синтетических век айфонов и онлайнов Алексей Герман сохранил в себе столько природного, первобытного.
«Довлатов» - это история в чём-то правдивая, в чём-то выдуманная, но вообще-то, так оно тогда и было. Я восхищаюсь этим временем, этими людьми. Они были героями. Я не такой. Я думаю, я бы испугался, если бы у меня было хотя бы пятнадцать процентов отказов, запретов, угроз судов и тюрьмы, как у них. Это было более крепкое время, время более искренних отношений, более чётких. В России изначально занятие искусством было не ради денег, не ради славы. Это было высочайшее призвание людей ради того, чтобы говорить правду художественным путём. Я думаю, время Довлатова - это был последний всплеск талантов русской словесности. В наше время тоже есть талантливые люди искусства, но их очень-очень мало. Мы сделали этот фильм как дань уважения этим людям.

- Как вы сохраняете себя в такое коммерческое время?

- Вы знаете, везде сложно сохранять себя. Думаю, в любой стране, хотя точно не знаю, я и по-английски то еле-еле говорю. Но думаю, что везде в наши дни есть цензура денег. Да, она существует. Она и в России очень развита. Многие талантливые режиссёры снимают сугубо коммерческие проекты среднего класса, потому что им нечем кормить детей. Но это же неправильно! Почему они должны снимать фильмы про вампиров, если они Чехова любят?.. Представьте, как ребятам-продюсерам сложно было искать деньги на наш фильм о писателе! Ни о спорте, ни о супергерое, а о писателе. Но всё-таки деньги нашлись: Первый канал помог, Министерство культуры помогло. И мы бы никогда не сняли этот фильм, если бы до этого нас не показали на Берлинале с предыдущим фильмом. Это сыграло большую роль.

Елена Лядова на берлинской пресс-конференции по фильму «Довлатов»

Актёрам Елене Лядовой, Милану Маричу и Даниле Козловскому был задан общий вопрос: почему вы снялись в этом кино?

Елена Лядова:

- Мне было любопытно попасть в мир режиссёра Германа, побывать у него в гостях, учитывая, что картина о нашем замечательном русском писателе.

Милан Марич:

Я принял эту роль как вызов. Потому что мне пришлось работать на неродном языке, не у себя на родине. Но роль была очень интересной. Этой такой подарок для актёра, роль, так тесно связанная с языком, с нашей профессией. Я восхищался прекрасными диалогами, стихами, которые пронзают фильм насквозь. Ведь Довлатова повсюду сопровождает его близкий друг Бродский, который стоит на пороге решения об эмиграции. Печально, но как-то победоносно красиво и тонко всё в этом фильме.

Данила Козловский:

- Для меня это не было вызовом, я уже снимался у Алексея. Вызовом было скорее то время, в котором происходит фильм - 70-ые годы. Приходилось всячески изгонять из себя современного типа, погружаться в эпоху.

Данила Козловский на берлинской пресс-конференции по фильму «Довлатов»

И снова - вопрос режиссёру: фильм «Довлатов» имеет параллели в вашей биографии?

Фильм не может являться отражением моей судьбы. В мире есть однобокое, неправильное представление о России - там ужас-ужас, Северная Корея! Неправда.

Но у меня есть определённое отношение к этому фильму. Во-первых, Довлатов жил через несколько кварталов от нас. Во-вторых, через моего папу я не понаслышке знаю, как жилось людям искусства в то время. Я знаю, как мой отец Алексей Герман хранил под кроватью запрещённую фильмокопию, чтобы её не изъяли. Помню, как Ролан Быков плакал, что его не брали на роль из-за его несоветской внешности. Как многим актёрам не давали работать, потому что они были евреями. Сейчас в России антисемитизма нет. Ну нету у нас антисемитизма, правда! Сам я, как режиссёр, никаких запретов в моей деятельности не испытывал, «Довлатова» мы снимали без всякой цензуры.

Безусловно, в России существуют определённые проблемы. Я являюсь поручителем режиссёра Кирилла Серебренникова, посаженного в тюрьму, по моему мнению, несправедливо, я открыто говорю об этом. Но нет цензуры, как раньше. Есть категория правых людей, которые хотят ограничить людей искусства в их самовыражении, хотят, чтобы искусство было только прекрасным, позитивным, чтобы не было возможности говорить о важном. Я честно говорю, и вам, и этим людям, что они мне не нравятся. Одна из мотиваций нашего фильма: показать, что так было - и это не должно повториться. Людям искусства нужно дать возможность заниматься искусством. Ни Довлатов, ни Бродский не были какими-то диссидентами, они были просто поэтами, писателями. Их запрещали, а теперь мы ставим им памятники. В Москве сейчас есть памятник Бродскому. Так зачем же надо было их запрещать? Наш фильм о том, что нельзя губить талантливых людей. Судьба Довлатова и судьба Бродского трагична.

Алексей Герман-младший на берлинской пресс-конференции по фильму «Довлатов»

- Россия и Европа – ваши мысли об их дальнейшей судьбе?

- Я сейчас скажу раз и навсегда, чтоб к этой теме больше не возвращаться. Русские не очень понимают Запад, а Европа очень мало понимает Россию, мало ею интересуется. К сожалению, по этой причине мы с каждым годом всё больше отдаляемся друг от друга и по этой причине всё меньше начинаем друг друга слышать, всё меньше друг друга понимать. Мне кажется, это большая трагедия, которая когда-нибудь может кончиться войной.


Все новости