Рецензия на «Город воров»

filmz

«Бригада»

После выдающегося режиссерского дебюта Бен Аффлек был просто обязан доказать, что «Прощай, детка, прощай» — не случайность. Безусловно, в какой-то мере ему это удалось: «Город воров» — это чрезвычайно убедительная многофигурная конструкция, очень добротное выступление на территории живых классиков, по-настоящему целостное драматургическое произведение, которое, однако, по определенным причинам вызывает не восторг, а скорее недоумение.

Сложно сказать, зачем Аффлеку понадобилось адаптировать для своих творческих нужд предельно старомодный роман Чака Хогана, но в выборе этом, пожалуй, считывается непреодолимое желание постановщика примирить бескомпромиссную криминальную драму с душещипательным романтизмом, коим актер промышлял в Голливуде долгие годы. Картина вышла странная, но по-своему мощная. Все без исключения актеры создают в ней совершенно изумительные перфомансы (даже ничем непримечательная девушка из сериала про «Сплетницу» в легкую нарабатывает здесь на оскаровскую номинацию, чего уж там говорить о Джереми Реннере). За два с лишним часа хронометража ни разу не поглядываешь на часы: сначала возникает должный интерес к второстепенным персонажам, потом появляется стойкое ощущение того, что Бостон — самый киногеничный город на свете, чуть позже незамедлительно приходит заветная радость от перестрелок, которые и впрямь выходят не хуже тех, что у Майкла Манна.

Единственная неувязка картины кроется в следующем. Как все помнят, вышеупомянутого Манна сейчас принято повсеместно ругать за едва ли скрываемую брезгливость, которую он испытывает ко всем своим персонажам — режиссера, мол, больше волнует идеальная геометрия кадра, нежели характеры. Бен Аффлек, будучи человеком с большим сердцем, в «Городе воров» выстраивает до парадокса контрастную, а потому и комическую альтернативу. Эти самые характеры он беспорядочно наращивает буквально на всех: у каждого есть своя мораль и философия, каждый волен прочувствовать на себе порочный акт преступления и построить потом свои персональные выводы. Когда герои пронзительно таращатся в кадр, чуть ли не умирая и тут же духовно перерождаясь, чувствуется не традиционный для жанра пафос, а какой-то действительно сакральный трепет. И тем обиднее, что мощнейшая отдача всей съемочной группы растрачивается на, ей-богу, полнометражную версию телесериала «Бригада».

Понятное дело, криминальные разборки не должны являться самоцелью, впрочем, фоном для долгого, протяжного, патетического нытья, которое ежеминутно устраивается главным героем, они тоже быть не обязаны. Конечно, ругать за подобное излишне: жесткость набивается с опытом, а потенциала у Аффлека хоть отбавляй. Ну а то, что «Город воров» по своей сути оказался махровой мелодрамой про непомерно сентиментальных бандитов — это, в принципе, не так уж и страшно. Было бы куда страшнее, если он выдавал себя за нечто большее.


Все новости