Завороженно начиная следить за происходящим на экране величием, с первых же кадров понимаешь, что это не телевизионное кино «о природе», которое любят крутить по Discovery или по Animal Planet — слишком уж все красиво. Но при этом действо кажется весьма простым, за ним нет великосветского пафоса и громыхания. Одни сцены плавно переходят в другие, нет никаких информационных титров, голос рассказчика практически не заметен (хотя и возвышен), а ровно через полтора часа все заканчивается.
И вот тут наступает осознание. Потому что дальше идут титры, в которых приводится список мест, где проводились съемки и список привлеченных к производству людей. Около 70 стран, три сотни членов двух десятков съемочных групп, и еще почти два десятка организаций, вложивших деньги в создание этого фильма. Головокружительная информация! И вот именно это отсутствие «великого кино о великом океане» вызывает доверие. Действительно начинаешь верить, что Жак Перрен, продюсер и сорежиссер фильма, хотел показать нам невероятную красоту и величие океанов и лишний раз напомнить, что их нужно беречь. Он не стал возвеличить собственное имя, чтобы заработать пару миллионов пожертвований в очередной фонд под благие цели. А ведь мог вполне претендовать на пафосную подачу материала! Одна только подготовка к съемкам картины заняла три года.
Жака Перрена в документалистике вполне можно сравнить с Джеймсом Кэмероном в игровом кино. И тот, и другой делают по-настоящему масштабные, высокобюджетные и зрительские картины, несущие в себе мощную идею и смысл. И тот, и другой собирают рекордные кассы, до которым их коллегам как до Луны (кто вспомнит документальный фильм, который бы собрал в прокате $32 млн., как это сделала предыдущая лента Перрена «Птицы»? Диверсии Майкла Мура тут, конечно, не в счет). Они оба невероятно тщательно готовятся к производству, конструируя и создавая уникальное съемочное оборудование, доселе не использовавшееся в кинопроизводстве.
Для «Океанов» совместно с французским министерством обороны была разработана прицепная торпеда, которая позволяла снимать китов в движении, находясь под водой все время рядом с ними. На торпеде размещен видоискатель, который по прицепному тросу крепится к скоростному крейсеру. На нем уже была установлена аппаратура, записывающая сигнал с камеры. Крейсер двигался синхронно с движениями кита и поворачивал так же, как он. А ведь нужно было еще потратить несколько недель, чтобы этого кита найти и заставить его привыкнуть к объекту рядом. Торпеду, кстати, назвали «Иона», потому что были твердо уверены в том, что гигантская рыба в итоге попросту проглотит многомиллионное изобретение.
Для того чтобы снять дельфинов, несущихся по поверхности воды, команда Перрена потратила год на разработку специального сверхлегкого крана, установленного на яхте, и системы стабилизации для него. Ведь в океане постоянные волны и качка. Обычная камера, стабилизирующая изображение по линии горизонта, выдавала бы сильно качающуюся картинку, и зритель бултыхался бы вместе с изображением. Новая система стабилизации ориентировалась не на горизонт, а на центр земли, т.е. как бы была закреплена на дне (но установленная, разумеется, на палубе), а волны перекатывались перед объективом. Яхта двигалась вместе со стаей дельфинов, камера была опущена максимально близко к воде, и создавалось ощущение необычайного полета, красивого и удивительного.
Эти и еще многие другие разработки для фильма появились лишь потому, что у режиссера изначально было видение того, как должно выглядеть это кино. Идея — самая дорогая конструкция — была во главе угла. Перрен хотел, чтобы мы видели свет луны на дне, и вместе с командой он это сделал. Придумал, что морского дракона нужно снять выплывающим из воды на берег на фоне взлета космической ракеты, потратил время и ресурсы и снял эти кадры (хотя я до сих пор не представляю, скольких усилий это стоило). Решил, что кита нужно снимать синхронно с движением, для чего и была разработана «Иона». Не зря ведь многие океанологи после просмотра ленты были в восхищении и признавались, что никогда еще не видели объектов своих исследований столь близко, объемно и точно.
А ведь еще была неудачная экспедиция в Антарктиду, когда через несколько месяцев съемочная группа вернулась ни с чем. И выезды в течение трех лет к побережью Африки, где проходил нерест сардин. Скольких усилий это стоило! Бескомпромиссная работа и изначально проработанный замысел на примере Жака Перрена и компании дают сто очков вперед любой попытке коллег-документалистов собрать кино «из того, что получилось». Не получится.