Документальное кино Московского кинофестиваля

filmz

Месяца полтора назад мы обещали, что на Filmz.ru появится колонка о документальном кино. И, наконец, она перед вами. Повод солидный — ММКФ. Автором выступает Дмитрий Пищулин, сорежиссер многократно дипломированной ленты «Березовский Trip», продюсер цикла лент для Первого канала и готовящегося «Культурой» большого проекта о Третьякове.

В рамках «Свободной мысли» ММКФ вот уже пятый год подряд показывает прекрасную программу документальных фильмов. Эта подборка — лучшая, из тех, что вообще демонстрируются в России: за год со всего мира собирают победителей самых значимых фестивалей, премий, киносмотров и лидеров кинопроката (документальный прокат, как ни покажется странным, в мире вообще сильно развит). Принципиально не показывают русские фильмы — их можно посмотреть на десятке отечественных фестивалей. Только самый сок зарубежья. Программу курируют два столпа российской документалистики — Сергей Мирошниченко и Григорий Либергал. Первый — режиссер, за плечами которого «Эмми», пара «Тэффи», «Золотых орлов» и «Ника», а второй — продюсер и культовый переводчик, чьим голосом вот уже несколько лет на Первом озвучивается церемония «Оскар». Сразу понятно, что эти люди плохого не посоветуют. Всего программа документального кино ММКФ в этом году состоит из 23-х фильмов. Мы выбрали самые интересные.

Эта подборка — лучшая, из тех, что вообще демонстрируются в России

Хитом этого года — лентой, на которую обязательно нужно сходить — безусловно, является «Бухта», получившая «Оскар» за лучший документальный фильм. Режиссеру и известному фотографу Луи Сайхойосу вместе с консультантом Ричардом О’Бэрри (раньше тренировавшим дельфинов для «Флиппера») удалось обнаружить в прибрежном японском городке Тайдзи бухту, в которой местные жители сотнями убивают дельфинов. На небольших лодках японцы загоняют животных в ловушку и забивают их копьями — порт Тайдзи, как выяснится, один из крупнейших в мире центров торговли дельфинами. И там же для туристов открыт аквапарк, где дети играют с дельфинами. В этой истории цепляет то, что режиссер действительно принял и принимает участие во многих экологических рейдах. Не отчитался и бросил. Не снял и забыл. Фильм обречен на хорошие кассовые сборы (за рубежом, разумеется) и восторги зрителей. Кстати права на прокат картины во Франции уже купил Люк Бессон, поэтому без сюрприза на показе, думаю, не обойдется.

Еще одним фильмом «большого стиля» являются «Океаны» от продюсера Жака Перрена, этакого Джерри Брукхаймера мира документального кино. Под его руководством в начале 00-х вышли док-блокбастеры «Птицы» и «Микрокосмос». Бюджет нового творения составил непостижимые для жанра $80 млн, а закадровый текст читает Пирс Броснан. Съемки «Океанов» шли почти три года, еще восемь лет потребовалось на подготовку. Команда фильма объездила почти пятьдесят мест по всему миру. Зрители, которым уже удалось посмотреть картину, уверяют, что ничего подобного раньше не видели, и даже терли глаза руками, пытаясь поверить, что перед ними не анимация. Для съемок использовалось специально разработанное торпедное устройство «Иона», буксируемое быстроходным катером. Чтобы сделать устройство миниатюрным, авторы смонтировали в нем не всю камеру, а только объектив с блоком управления. Изображение передавалось по оптоволоконному кабелю на борт и записывалось уже там.

Кадр из «Океанов»

Весной этого года фильм шел в прокате в 3D-формате, без которого теперь не обходится ни один уважающий себя блокбастер. И любопытно, что кино вышло под лэйблом корпорации Disney, после прошлогодней премьеры документального фильма «Земля» создавшей у себя отдельное подразделение Disneynature. Боссы студии увидели, что документальное кино по всему миру приобретает все большую популярность и решили не упускать момент.

Следующий must see — «Согласные на все исправляют Мир», в 2009 году получивший Приз зрительских симпатий программы «Панорама» Берлинского кинофестиваля — а это дорогого стоит! Энди Бихльбаум и Майк Бонанно, лидеры проекта под названием The Yes Men занимаются культурными провокациями, выдавая себя за влиятельных людей. Через подставные сайты они получают приглашения на антиглобалистские конференции, симпозиумы и телевизионные передачи, куда являются в дорогих костюмах и представляются руководителями крупных компаний, типа Exxon, Dow Chemical, Halliburton и H.U.D. От их лица ребята раздают направо и налево идиотские интервью. Чем-то это напоминает работы Саши Бэйрон Коэна, где он провоцировал мирное население идиотскими выходками. Но здесь авторы играют масштабнее. Притворившись представителями Dow Chemical, Бихльбаум и Бонанно выступили по ВВС и объявили, что компания готова выплатить $12 млрд. жертвам печально известной аварии в индийском Бхопале, в результате которой погибло почти две тысячи человек. Распространение этой новости привело к мгновенному падению акций Dow Chemical на рынке — в обстоятельствах финансовой паники Бихльбаум и Бонанно решили проследить судьбы людей, которых затронул их розыгрыш.

И обращает на себя внимание фильм «Мы живем на людях». Тоже не без приза — Гран-при прошлогоднего «Санденса». Эта лента рассказывает о прародителе интернет-культуры Джоше Харрисе и его извилистом пути от миллиардера и скандальной манхэттенской знаменитости до банкрота. В 1999 году Харрис стал инициатором беспрецедентного эксперимента: в подземном бункере прямо в центре Нью-Йорка поселились более ста художников, которые позволили круглосуточно снимать на видео все, что с ними происходит. Когда никаких реалити-шоу еще не было и в помине, участники проекта жили с прозрачными душевыми кабинками и камерами в туалетах. Этот проект был быстро прикрыт федеральными властями США. Но Харрис решил не останавливаться на достигнутом и убедил свою невесту поставить по всему дому камеры. Дело не закончилось хорошо — невеста, не вытерпев постоянной видео-слежки бросила Харриса, прихватив и большую часть его состояния. А сам экспериментатор заработал нервный срыв. Ему пришлось уехать из Нью-Йорка.

В течение десяти лет за судьбой Харриса наблюдала режиссер Онди Тимонер. Результатом ее слежки и стала эта картина. По словам режиссера, Харрис — единственный человек в ее карьере документалиста, который сказал: «Мне все равно, как вы меня покажете, но только если вы сделаете великий фильм». Стоит напомнить, что главный приз «Санденса» для Онди Тимонер не первый. В 2004 году она уже получала гран-при фестиваля за документальный фильм «DiG!», который поведал о соперничестве двух рок-групп.

В общем, ходите на документальный показ и смотрите документальные фильмы — мы охватили лишь самую малость. А они зачастую гораздо интереснее десятка игровых постановок. Со своей стороны мы разыграем четырнадцать билетов на семь картин программы «Свободная мысль».


Все новости