Темный Гений, искусство Нила Геймана

filmz

На этой неделе в Москву приезжает знаменитый писатель-фантаст Нил Гейман. Это уникальный человек, имеющий поклонников и среди читателей комиксов, и среди киноманов, и среди тех, кто предпочитает обычные книги. По этому замечательному поводу новый выпуск «КиноКомикса» будет именно о Геймане и его самых выдающихся работах.

Нил Гейман и Дэйв МакКинГейман известен как журналист, писатель, сценарист кино и телевидения и даже режиссер. За свои книги он получил если не все возможные литературные премии, то уж точно большую их часть. Но культовый статус ему принесли именно достижения в сфере комиксов. И это легко объясняется. Когда во второй половине 80-х Гейман пришел в комиксы, тогда они считались новой, неисследованной территорией. Делать можно было буквально все, что взбредет в голову, фантазию ничто не ограничивало. Литература, как говорил сам Нил, существует уже тысячи лет, а комиксы — молодой вид искусства (это утверждение, в общем-то, актуально и двадцать лет спустя), которому еще только предстояло полностью раскрыться. Гейман создал несколько комиксов вместе с художником Дейвом МакКином, впоследствии поставившим по его сценарию «Зеркальную маску». Его завораживающие иллюстрации прекрасно ложатся на текст Геймана (или наоборот, текст усиливает впечатления от визуала), поэтому стоит ознакомиться с Violent Cases, Signal to Noise и The Tragical Comedy or Comical Tragedy of Mr. Punch.

Нил Гейман и Алан МурДружба с Аланом Муром также имела свои плоды. В 1990-м Гейман написал историю для ежегодника Swamp Thing, пока Мур совершал революцию в основной серии. Тогда же он взялся за труднейшую задачу, став следующим после Алана сценаристом комикс-серии Miracleman, считающейся эталонным образцом «умной» супергероики. Он не ударил в грязь лицом, более чем достойно подхватив идеи Мура, но свою историю, запланированную как трилогию, ему пришлось прервать в начале второй книги. Возникла запутанная ситуация с правами на персонажа, не утихающая до сих пор. В прошлом году издательство Marvel вроде бы купило права на комиксы о Мираклмене (которому тут же вернули оригинальное имя «Марвелмен») и дало слабую надежду на возобновление серии, а заодно и переиздание материала Мура, но мы все еще ждем новостей.

У каждого маститого автора есть магнум опус, в котором он выложился на полную, и идеи из которого в той или иной форме будут возвращаться в его следующих работах (не говоря уже о взращенном им новом поколении сценаристов). Для Нила Геймана таким магнусом опусом безусловно является Sandman. Он писал эту серию с 1989 по 1996 годы, и многие читавшие ставят ее выше «Хранителей».

Протагонист комикса — Морфей, он же Сон, он же Повелитель Снов, внешне, кстати, очень похожий на своего создателя. Сон — один из Бесконечных группы существ, воплощающих главные силы во Вселенной. Кроме него в истории фигурируют Судьба, Смерть, Разрушение, Отчаяние, Желание и Исступление (в англоязычном оригинале все их имена начинаются на D). Действо стартует с того момента, как Морфей сбегает из длительного плена на Земле и начинает восстанавливать свое королевство. За 75 выпусков Гейман создал многослойную и мрачную фантастическую сагу, вобравшую в себя элементы многих мифологий и признанную одним из главных достижений современной культуры.

Sandman породил множество спин-оффов, часть которых писал и сам Гейман. Самые популярные ответвления посвящены старшей сестре Сна, Смерти. Она стала любимицей публики благодаря тому, что Нил разрушил шаблоны, изобразив ее обаятельной и привлекательной девушкой-готом. Смерть провожает людей в загробный мир (Death: The Time of Your Life) и раз в сто лет на один день ходит по Земле как человек (Death: The High Cost of Living). В списке 50-ти лучших персонажей комиксов всех времен, составленным журналом Empire, она занимает 15-е место (сам Морфей — почетное 6-е). При продюсерском участии Гильермо дель Торо Гейман уже много лет пытается запустить в производство фильм про Смерть, но ему вечно что-то мешает.

Отстрелявшись с «Песочным человеком», Нил решил, что готов стать писателем. До этого в соавторстве с Терри Пратчеттом он написал «Добрые предзнаменования» и превратил в книгу сценарий для телесериала «Задверье». Первым самостоятельным литературным опытом стала «Звездная пыль», которая является не комиксом, как некоторые ошибочно полагают, а иллюстрированной сказкой. Позже ее экранизировал Мэттью Вон, позволив себе изменить тональность оригинала и некоторые детали сюжета. Но самой известной книгой Геймана стал роман «Американские боги», выпущенный в начале нового тысячелетия. Эта книга, рассказывающая о противостоянии старых богов с новыми, рожденными в XX веке, тоже довольно давно рассматривается как потенциальная основа для фильма.

Нил Гейман и Терри Пратчетт

Гейман и так никогда не был полноценным комикс-сценаристом, постоянно на что-то отвлекаясь, а превратившись в уважаемого и премированного писателя-фантаста, он и вовсе стал редким гостем в комиксной индустрии. Но от этого каждое его возвращение к графическим историям вызывает повышенное внимание. Поэтому стоит упомянуть одну из последних нашумевших работ Нила в жанре. Это история Batman: Whatever Happened to the Caped Crusader?, вышедшая меньше года назад в качестве своеобразного дополнения к сюжету Batman: R.I.P., в котором Грант Моррисон (не) убил Бэтмена. К основной вселенной DC и бэтменовской хронологии она отношения не имеет, скорее это эссе о Темном Рыцаре, берущее за основу различные эпохи его существования и параллельные вселенные. Как и Superman: Whatever Happened to the Man of Tomorrow? Алана Мура, комикс Геймана задуман как последняя история о персонаже, описывающая его рождение, жизнь и смерть.

Будем надеяться, что Гейман не насовсем забросил комиксы, и будет изредка возвращаться, чтобы устроить нам, простым поклонникам, вот такое вот маленькое счастье.


Все новости