Такие разные близнецы

filmz

В отечественном прокате стартовал новый фильм Роланда Эммериха «Штурм Белого дома» — младший брат «Падения Олимпа», не блиставшего большим умом боевика, который мы могли лицезреть на экранах пару месяцев назад. Сегодня редакция «Настоящего кино» решила вспомнить еще десять прецедентных случаев, когда авторы, не сговариваясь, с крохотным перерывом выпускают в прокат подозрительно похожие друг на друга работы.

В 1995 году на американские экраны почти одновременно вышли две картины на не самую очевидную тему: борьба Шотландии за независимость против английского господства. Первым стартовал «Роб Рой», экранизация одноименного исторического романа Вальтера Скотта; вторым выступил уже классический исторический эпик за авторством Мела Гибсона, где режиссер, как все помнят, сыграл Уильяма Уолесса, предводителя шотландцев в войне за независимость от Англии. «Роб Рой», несмотря на оскаровские кондиции, в прокате выступил неважно. «Храброе сердце», напротив, имело внушающие для картины со «взрослым рейтингом» мировые сборы — что-то около 210 миллионов долларов, дополнительно к которым приложилось и пять «Оскаров».

Ученый-вулканолог Гарри Далтон, потерявший жену во время извержения вулкана, отправляется на Пик Данте, в маленький городок, расположенный на северо-западном побережье, для того, чтобы заняться там рутинной работой — исследованием сейсмической ситуации. Аналогичной суетой по мере развития сюжета будет заниматься и герой другой ленты, глава департамента по чрезвычайным ситуациям Майк Рурк, которого вызывают из отпуска из-за землетрясения, случившегося в Лос-Анджелесе. Ни «Пик Данте», ни вышедший спустя три месяца «Вулкан» большой любви у зрителя не снискали: первый еле-еле отбился ввиду повторного выхода в прокат «Звездных войн»; второй провалился с грохотом, попутно заработав себе несколько номинаций на «Золотую малину».

В 1998 году, что называется, разверзлись хляби небесные. Сперва бомбардировать Землю решилась Мими Ледер, снявшая «Столкновение с бездной» — фильм о стремительной комете, что летит прямо к Земле (про него мы, кстати, уже подробно рассказывали). Спустя месяц очередь дошла до другого любителя «бадабумов», великого и ужасного Майкла Бэя, снявшего традиционный для себя ура-патриотический боевик. На этот раз кино было про отважных спасителей человечества, которые отправляются в космос, чтобы пробурить астероид и взорвать его изнутри атомной бомбой.

А вот следующее совпадение — практически фантастика. Иногда идеи всё же витают в воздухе. Одновременный выход в прокат двух однотипных фильмов-катастроф, наверное, можно еще как-то объяснить: тренд, спрос и предложение… В конце концов, ограниченность фантазии у авторов их снимающих. Но в 1998 году художники-аниматоры отчего-то оказались очарованы насекомыми. Если быть точнее — муравьями. В октябре вышел «Муравей Антц», в ноябре — «Приключения Флика». В подобной ситуации традиционно жаль родителей. Водить своих чад в кино и видеть там практически неотличимые друг от друга мультики — должно быть, довольно мучительно.

В 1988 году кинематографистов неожиданно поманило в пучину морскую. За год вышло сразу три фантастических триллера о таящемся на дне неизвестном. В «Глубоководной Звезде Шесть», опустившись на дно океана, подлодка потревожила таинственное глубоководное создание, решившее истребить персонал станции. В «Левиафане» речь пойдет о добыче руды на пятикилометровой глубине в Атлантике, где один из техников находит затонувшее русское судно с пандемией на борту. В «Бездне» Джеймса Кэмерона при поддержке четырех военных разведчиков исследователи должны выяснить возможную причину трагедии и нейтрализовать ядерные боеголовки. Но в океанской бездне им предстоит столкнуться с неведомым…

Натали Портман и Мила Кунис, сыгравшие годом раньше соперниц-балерин в «Черном лебеде», к финалу триллера Аронофски разошлись по разным углам ринга... оказавшись спустя какое-то время в двух практически идентичных комедиях. Портман после ночи, проведенной с героем Эштона Кучера, в течение двух часов экранного времени картины «Больше, чем секс» пыталась понять, возможен ли секс по дружбе. Кунис же разбиралась в своих нежданно накатившихся романтических чувствах к партнеру в фильме Уилла Глака «Секс по дружбе».

Недоумевать, глядя на киноафиши, приходилось совсем недавно — в 2012 году, например, когда с небольшим перерывом на экран вступили сразу две Белоснежки. Героинь, правда, в данном случае близнецами назвать трудно. У Тарсема Белоснежка — разрушительница стереотипов, идейная феминистка, отважный борец за права карликов и яростная оппозиционерка, начитавшаяся умных книжек в период своего заточения в замке. У дебютанта Сандерса, взявшего на главную роль «сумеречную» Стюарт, увы, получилась не сказочная принцесска, а обычный угловатый подросток, угодивший по роковой ошибке кастинг-директора в средневековые декорации.

В нулевых Брайан Де Пальма ушел в совсем уж глухой формализм, отчего сценарии этой и всех его последующих лент оставляли желать лучшего. «Миссия на Марс» — сентиментальная побасенка, рассказывающая о загадочной катастрофе, случившейся с первой пилотируемой экспедицией, которая ступила на Красную планету. На планете этой оказалось так же, как на Земле — глупо и мелодраматично, однако, впрочем, очень и очень красиво: багровое небо в фильме заливает кровавым маревом, падают метеоритные дожди, вздымают в безвоздушное пространство песчаные бури, актеры дефилируют в дизайнерских скафандрах, а Конни Нильсен невозмутимо хлопает своими прекрасными ресницами. В тот же год, что и картина Де Пальмы, вышел другой марсианский триллер — «Красная планета». В честном соперничестве первый и, собственно, последний фильм режиссера Энтони Хоффмана проиграл с разгромным счетом.

1989 год можно смело обозначить годом собачьих бадди-муви. Главные герои обеих картин — полицейские, которые по мере развития сюжета пытаются найти общий язык со своими четырехлапыми напарниками: Том Хэнкс с бордоским догом по кличке Хуч, а Джеймс Белуши с немецкой овчаркой Джерри Ли. В роли Джерри Ли, кстати, снималась настоящая полицейская овчарка, ищейка по части наркотиков. Совместно с напарником, офицером Паттерсоном, животное совершило более 24-х задержаний преступников. А в начале ноября 1991 года пес стал настоящим героем, когда обнаружил более 10 кг кокаина на сумму более 1,2 миллионов долларов.

Возвращаясь к теме идей, что витают в воздухе. В 1999 году главной обсессией киношников ни с того, ни с сего стала тема нереальности окружающего мира. Почти одновременно, не сговариваясь, авторы выпустили «Матрицу», «Экзистенцию» и «Тринадцатый этаж». Самым доходчивым и популярным, разумеется, стал стильный киберпанк от тогда еще братьев Вачовски. Так или иначе, оставшиеся незамеченными фильмы Кроненберга и Раснека не сказать, чтобы хуже. Особенно это касается «Экзистенции» — по-своему неповторимому фильму, где канадский мэтр смешал высокие технологии со своей излюбленной темой «телесных мутаций». Для подключения к игре герои его фильма внедряют биокомпьютеры непосредственно в спинной мозг человека, тем самым, подпитывая игру не только энергией, но и собственным воображением.


Все новости